Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).
Значение
этой работы усиливается тем, что
без глубокого понимания
Работа
на занятии строилась по трехчастной
структуре: беседа, исполнение отрывка,
анализ выразительности
Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, какихлибо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким
образом, развитию речевых навыков,
уверенности в себе и социальных
навыков поведения способствует
такая организация
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
— распределение
ролей по карточкам (дети берут из
рук воспитателя любую
— проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
— при
знакомстве детей с героями произведений
выделять время на то, чтобы они
могли подействовать или
в заключение различными способами вызывать у детей радость,.*
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социальноэмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства
социальноэмоционального и
— насыщении этой деятельности интересным и эмоциональнозначимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного
участия в данном процессе детей
и взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры
драматизации позволяют решать одновременно
несколько задач: развитие речи и
навыков
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная
нами работа по внедрению в процесс
развития речи ребенка театрализованных
игр оправдала себя: дети становятся
более раскрепощенными, открытыми,
улучшается речь и взаимопонимание.
Содержание данной работы может быть
использовано другими воспитателями
в планировании и построении занятий
по развитию речи с детьми младшего
дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Радуга:
Прогр. и руководтво для
2. Артемова
Л.В. Театрализованные игры
3. Бочкарева
Л.П. Воздействие книг и
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина
Л.А., Николичева А.П. «
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко
Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный
театр дошкольникам: Театр картинок.
Театр игр. Театр петрушек: пособие
для воспитателей и
9. Маханева
М.Д. Театрализованные занятия
в детском саду: Пособие для
работников дошкольных
10. Менджерицкая Д. В. Иградраматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк
Л.Я. Театр сказок: Сценарии в
стихах для дошкольников по
мотивам русских народных
12. Фомичева
М.Ф. «Воспитание у детей