Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Игры
драматизации позволяют решать одновременно
несколько задач: развитие речи и
навыков
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная
нами работа по внедрению в процесс
развития речи ребенка театрализованных
игр оправдала себя: дети становятся
более раскрепощенными, открытыми,
улучшается речь и взаимопонимание. Содержание
данной работы может быть использовано
другими воспитателями в планировании
и построении занятий по развитию речи
с детьми младшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Радуга:
Прогр. и руководтво для
2. Артемова
Л.В. Театрализованные игры
3. Бочкарева
Л.П. Воздействие книг и
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина
Л.А., Николичева А.П. «
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко
Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный
театр дошкольникам: Театр картинок.
Театр игр. Театр петрушек: пособие
для воспитателей и
9. Маханева
М.Д. Театрализованные занятия
в детском саду: Пособие для
работников дошкольных
10. Менджерицкая Д. В. Иградраматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк
Л.Я. Театр сказок: Сценарии в
стихах для дошкольников по
мотивам русских народных
12. Фомичева
М.Ф. «Воспитание у детей
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические
аспекты использования
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль
театрализованных игр в
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ
педагогического опыта
2.1. Последовательность
этапов включения
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.
Вместе
с тем ныне в дошкольных учреждениях
развивающий потенциал
Согласно
первой тенденции (назовем ее условно
обучение), театрализованные игры применяются
главным образом в качестве некоего
"зрелища" на праздниках. Стремление
добиться хороших результатов заставляет
педагогов заучивать с детьми
не только тексты, но и интонации
и движения в ходе неоправданно большого
числа индивидуальных и коллективных
репетиций. Ребенка обучают быть
"хорошим артистом". И, как результат,
зрелище состоялось, спектакль понравился
зрителям. Однако освоенные таким
образом умения не переносятся детьми
в свободную игровую
Вторую
тенденцию в организации
Между
тем музыкальный руководитель принес
в группу новый сценарий спектакля...
Круг замкнулся, и самостоятельной
творческой театрализованной игре места
в нем не осталось... Противоречие
между развивающим потенциалом
театрализованной игры и его недостаточным
использованием в дошкольном учреждении
может быть разрешено только при
условии разработки научно обоснованной
и практикоориентированной
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности
детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить
характер воздействия
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть
механизмы театрализованных
5) выявить
их значимость при развитии
личности ребенка в целом;
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственноэтическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
• игрыдраматизации и
• режиссерские
игры.
В играхдраматизациях
ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств
Видами драматизации являются
• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игрыимпровизации
с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: