Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
• Предоставление права и свободы выбора;
• Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
• Полифункциональность
использования помещений и
• Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью
ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей.
На первоначальном этапе необходимо провести диагностику общего речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволяют выстроить цепочку занятий по развитию речи, которая может решить выявленные проблемы речевого развития каждого ребенка группы.
Была создана система по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр.
Вся работа строилась в несколько этапов.
На первом этапе:
• Изучили программу по развитию речи детей
• Исследовали
разные видов
• Были отобраны литературные персонажи.
• В
соответствии с возрастом персонажи
должны меняться, усложняться их поведенческие
характеристики.
На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической обработке:
• Подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием
• Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.
• Подбиралось
оборудование для создания сказочного
сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный
раздаточный материал, массажные
коврики, дорожки, модули.
Следующий этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике
• На занятиях
дети с удовольствием превращались
в актеров и воплощали
• Имитировали характерные движения героев произведений;
• Работали над интонациями;
• Учились работать за ширмой;
В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Чуть позже дети познакомились с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились дети и с театром теней, получив массу приятных эмоций, они с удовольствием включились в предложенную игру. Театр теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать действия передвигаясь свободно по группе
Сложнее
было играть куклами бибабо, так
как они требуют техники
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
Мы считаем, что содержание театрализованных занятий должно включать в себя:
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной
• упражнения
по социальноэмоциональному
задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды
• отдельные упражнения по этике во время драматизации;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
1) развитию
речи и навыков
2) созданию атмосферы творчества;
3) социальноэмоциональному развитию детей.
Поэтому
содержанием таких занятий
Одно
из главных условий —
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы бы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» чтолибо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.
Подготовку к театрализованной деятельности мы проводили в несколько этапов.
1. Воспитателю
выразительно читает
2. Проводится
беседа, поясняющую и выясняющую
понимание не только
3. Чем
полнее и эмоциональнее
Нами были глубоко изучены дети группы как личности, чтобы понять, что чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, чтото в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
4. Для
развития у детей умения
Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушкиребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
5. После
беседы о прочитанном (или
Из многообразия
средств выразительности в
• формируем
у детей простейшие образновыразительные
умения (уметь имитировать
• проговариваем с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как вол. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше?;
• разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети , угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
• читаем
четверостишия с разными
• используем
спорыдиалоги – в кругу детей
сажаем перед собой ребенка, даем
ему в руки персонаж, а себе возьмем
другой и ведем диалог, вовлекая
в него партнера так, чтобы вызвать
его изумление, удивление, возражения:
Воспитатель Ребенок
Что у тебя? Мячик.
Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик.
Нет, не мячик, а кубик. Кубик?
Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик!
В самом деле? А что же? Мячик, мячик…
Неужели мячик? Да вот же мячик!
Подобные
упражнения, развивают не только эмоциональную
окрашенность речи, но и пантомимику.
Все эти упражнения мы использовали
как на речевых занятиях, так и
физкультурных, музыкальных, в свободной
деятельности. Передать характер персонажей
в движении помогает музыка. Например,
после прослушивания в
При обучении
детей средствам речевой