Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

Участвуя  в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются  в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют  какойнибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  

Умело поставленные воспитателем вопросы  при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и  обобщения. Это способствует совершенствованию  умственного развития и тесно  связанному с ним совершенствованию  речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, звуковая сторона речи. Новая  роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно  пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное  и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет  кругозор детей, вызывает потребность  рассказывать о спектакле своим  друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок  свободно владеет речью, говорит  то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать  – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие  речи теснейшим образом связано  с формированием мышления и воображения  ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически  правильно строить фразы, композиционно  оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что  имеет первостепенное значение для  полноценной подготовки ребёнка  к школьному обучению. Также в  дошкольном возрасте постоянно увеличивается  словарный запас ребёнка, но его  качественное преобразование целиком  опосредовано участием взрослых.    

1.3. Методика руководства  играмидраматизациями.  

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных  произведений;

• освоение специальных умений для становления  основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная  творческая деятельность.

Педагогическая  задача усложняется синтетической  природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются  в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная  и пр.). 

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются  в трех аспектах.

Вопервых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом  сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Вовторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать  художественный образ с помощью  разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

Втретьих, в оформлении спектакля – в  создании (подбор, изготовление, нестандартное  использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 

Изза  этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театральноигровая деятельность». В программе «Радуга» театральноигровая  деятельность детей рассматривается  в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность  художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства  и музыки», где интегрируется  со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном  игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «Как играть с детьми».

Если  детям создать условия для  самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым  образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Таковы  исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач  и содержания работы воспитателя  с детьми младшего дошкольного возраста.  

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. 

Основные  направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого  к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в  группе из трехпяти сверстников, исполняющих  роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в  сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как  созданию простого «типичного» образа в игредраматизации.

Задачи  и содержание работы: 

Прежде  всего необходимо формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших  кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и  сказок. 

В дальнейшем важно стимулировать его желание  включиться в спектакль, дополняя отдельные  фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются  и просят поблагодарить их, похлопать  в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается  последовательным усложнением игровых  заданий и игрдраматизаций, в  которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Играимитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулисьпотянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло  солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали  на месте).

• Играимитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали  в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и  прыгнул на дерево).

• Играимитация образов хорошо знакомых сказочных  персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Играимпровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки  летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная uгpaимпровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые  читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Играимпровизация по текстам коротких сказок, рассказов  и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова  «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин  «Утка с утятами»).

• Ролевой  диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина  избушка», «Три .медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Иградраматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). 

У детей  этого возраста отмечается первичное  освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает минипостановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто  «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и  утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в  совместных с взрослым импровизациях  на заданные темы. 

Обогащение  игрового опыта возможно только при  условии развития специальных игровых  умений: 

Первая  группа умений связана с освоением  позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать  до конца, похлопать в ладоши, сказать  спасибо «артистам»).

Вторая  грyппa умений обеспечивает первичное  становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для  передачи образа героя, его эмоций и  переживаний и правильно держать  и «вести» куклу или фигурку  героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья  группа умений – это умение взаимодействовать  с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные  роли по очереди и т.д. 

В играхдраматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательнообразовательные:

обогащение  знаниями, умениями, навыками;

развитие  интереса к литературе и театру;

развитие  психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

развитие  таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

формирование  норм поведения;

воспитание  моральноволевых качеств личности.

2. Коррекционные:

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение  богатства родного языка;

усвоение  элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие  тонкой моторики рук.

Рассмотрим  методику руководства играмидраматизациями.  

Здесь прослеживается тесная взаимосвязь  работы специалистов детского сада. На занятии по развитию речи воспитатель  читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

дети  пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно  перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая  словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием  этюдов. 

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной  деятельности и художественном труде  отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный  репертуар и отрабатывает пантомиму. На заключительном логопедическом занятии  дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более выразительно. 

По желанию  детей тот или иной спектакль  может быть показан на праздничном  утреннике, вечередосуге. Здесь воспитателю  отводится роль зрителя. 

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников