Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
Введение
Массовое внедрение
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
1 Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология
- это строго научное проектирование
и точное воспроизведение гарантирующих
успех педагогических действий. Поскольку
педагогический процесс строится на
определенной системе принципов, то
педагогическая технология может рассматриваться
как совокупность внешних и внутренних
действий, направленных на последовательное
осуществление этих принципов в
их объективной взаимосвязи, где
всецело проявляется личность педагога.
В этом состоит и отличие
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[1].
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять
технологический подход к процессу
осуществления педагогом
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
«белгородский государственный университет»
факультет РОМАНО-ГЕрМАНСкой филологии
Кафедра ПЕдагогики
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
студентки дневного отделения 4 курса группы 030702
Ряжечкиной Ирины Владимировны
кандидат педагогических наук
доцент Л. Д. Рагозина
Белгород 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5
1.1 Понятие о технологии педагогического общения…………………….5
1.2 Техника речи…………………………………………………………..10
1.3 Характеристика этапов педагогического общения………………….13
ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На определяющую роль и
большое значение педагогического
общения в учебно-
Анализ деятельности педагогов,
особенно начинающих, показывает, что
сплошной, органичный процесс, который
в системе обыденного общения
протекает без особых усилий со стороны
общающихся, в целенаправленной воспитательной
деятельности вызывает определенные трудности,
связанные прежде всего с тем,
что педагог не знает структуры
и законов педагогического
Проблема, затронутая в нашей работе, является действительно актуальной в наше время. Нам как будущим педагогам необходимо разобраться во всех тонкостях педагогического общения, овладеть наиболее продуктивными технологиями взаимодействия с учащимися.
В общении складывается важная
система воспитательных взаимоотношений,
способствующих эффективности воспитания
и обучения. В педагогической деятельности
общение приобретает
Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
В связи с поставленной целью мы ставим перед собой следующие задачи:
-изучить материал по данной проблеме;
- раскрыть понятие о
технологии педагогического
- определить особенности техники речи учителя;
- рассмотреть общую
- изучить стратегии
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.
Методы научного исследования:
1) анализ научной литературы;
2) опрос.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1 Понятие о технологии педагогического общения
Педагогическое общение
– система ограниченного
А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педагогического общения в структуре педагогической деятельности: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика [Леонтьев 1999: 167]. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия, контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого общения и его восприятия.
Специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности [Бодалев 1995: 154]. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В системе профессионального
педагогического общения
Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого.
Известный исследователь В.А.Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения[Кан- Калик 1985: 16]. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации [Ильин 1992: 123].
Начинающий педагог должен
формировать у себя навыки моментального
включения системы
Одним из средств, подкрепляющих
воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует
определенного поведения и