Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

2 Виды педагогических  технологий

Соответственно этапам решения  п и т.д.................     

Содержание  

 

Введение ………………………………………………………………………3-4

1. Сущность педагогической  технологии ………………………………….…5      

1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7     

1.2. Виды педагогических  технологий ………………………………..8-17

2. Методика и  технология ……………………………………………….….18-19

3. Критерии  выбора педагогических технологий …………………………20-21

Заключение  ……………………………………………………………………..22

Список  литературы …………………………………………………………….23

Приложение     

Введение      

В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. [4] [6]     

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.          

Понятие "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

 

  

Цель  работы: изучить педагогические технологии.

Задачи:     

- выявить сущность педагогических  технологий;     

- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;     

- рассмотреть технологию педагогического  общения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

1. Сущность педагогической  технологии

1.1. Педагогические технологии      

Педагогическая  технология - это строго научное  проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.     

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.        

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

- принцип научности  и доступности обучения;

- принцип системности  обучения и связи теории с  практикой;

-принцип сознательности  и активности учащихся в обучении  при руководящей роли учителя;

- принцип наглядности;

- принцип прочности  усвоения знаний и связи обучения  со всесторонним развитием личности  учащихся. [3]     

Педагогические  технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:     

- технология разрабатывается под  конкретный педагогический замысел,  в основе ее лежит определенная  методологическая, философская позиция  автора. Так, можно различать технологии  процесса передачи знаний и технологии развития личности;     

- технологическая цепочка педагогических  действий, операций, коммуникаций выстраивается  строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного  ожидаемого результата;     

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;     

- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;     

- органической частью педагогической  технологии являются диагностические  процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. [1]     

Педагогическая  технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.     

Современными  исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.      

Необходимо  применять технологический подход к процессу осуществления педагогом  самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности. [5] Структура технологической карты самоанализа гуманистической направленности деятельности педагога состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей. См. Приложение 1, 2.     

1.2. Виды педагогических  технологий     

Соответственно  этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.     

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная). [2]     

Технологию  непосредственного осуществления  педагогического процесса можно  представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.     

1. Традиционная педагогическая  технология     

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию  обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах  дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.       

Отличительными  признаками традиционной классно-урочной  технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий - урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

 

   

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной  системы.       

Цели  обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.  

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;
  • формирование основ научного мировоззрения;
  • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
  • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

 

   

Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.       

По  содержанию цели ТО ориентированы преимущественно  на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).       

В современной массовой российской школе цели несколько  видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в  характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.        

Массовая  школа с традиционной технологией  по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности  личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.     

Информация о работе Технология педагогического общения