Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

· возможность свободного выбора педагогических технологий в  соответствии с целями, возможностями  и условиями взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

· технология разрабатывается  под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

· технологическая цепочка  педагогических действий,операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму  конкретного ожидаемого результата;

· технология предусматривает  взаимосвязанную деятельность учителя  и учащихся на договорной основе с  учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

· элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой- гарантировать  достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми  школьниками.

· Органической частью педагогической технологии являются диагностические  процедуры, содержание критерии, показатели и инструментарий измерения результатов  деятельности.

Соответственно этапам решения  педагогической задачи вне зависимости  от их содержания и временных рамок  можно различать взаимосвязанные  общие и частные технологии. К  общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его  осуществления. Частные-технологии решения  таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и  оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и другие.

1.3. Категория «педагогическое проектирование»

Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании  искусства обучения, воспитания и  развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние  педагогической деятельности, при котором  происходит создание принципиально  нового в содержании, организации  учебно-воспитательного процесса, в  решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего  творчества. Она предполагает наличие  у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских  умений, среди которых важное место  занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое  воображение и интуиция, исследовательский  подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая  культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Технологическая подсистема:

· Информационно-содержательная технология.

· Педагогическая техника.

· Набор различных методов  и приемов педагогического воздействия  и взаимодействия.

· Умение проектирования и  конструирования новых педагогических технологий.

· Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).

Технологичность придает  педагогическому проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом мастером.

Уровень педагогического  проектирования зависит от уровня технологической  компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

1) целесообразности (по направленности);

2) творчества (по содержанию  деятельности);

3) технологичности (по  уровню педтехники);

4) оптимальности (по выбору  эффективных средств);

5) продуктивности (по результату);

Чем выше технологичность  педагога, тем выше уровень его  педагогического проектирования.

На этапе становления  педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую  направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и  умения, развить способности и  овладеть педагогическим проектированием.

Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации  творческой деятельности педагога.

1.4. Структура профессионального общения в педагогическом процессе

Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического  процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие  этапы профессионально-педагогического  общения: прогностический, начальный  период общения, управления общением, анализ осуществленной системы на предстоящую  деятельность.

Прогностический этап общения- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности- включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общения. Нередко удачно спланированная система на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Возможен следующий вариант последовательности коммуникативной подготовки.

1) Вспомните конкретный  класс или ряд классов, в  которых предстоит давать уроки.

2) Попытайтесь восстановить  в памяти опыт общения именно  с этим коллективом (стремясь  развить положительные ощущения  от общения с классом и блокировать  отрицательные).

3) Вспомните, какой тип  общения свойственен Вам именно  в этом классе: Возможен ли  он на сегодняшнем уроке, вписывается  ли в него?

4) Попытайтесь представить  себе, как класс примет Вас  и материал урока.

5) Соотнесите присущий  Вам стиль общения (с классом)  с задачами урока. Попытайтесь  добиться единства.

6) Представьте себе общую  психологическую атмосферу реализации  фрагментов и частей урока,  что поможет выбрать средства  обучения, сделает планирование  более целенаправленным.

7) Вспомните свои взаимоотношения  с отдельными учащимися, избегайте  стереотипов психологических установок  по отношению к детям.

8) Попытайтесь ощутить  в целом предстоящую атмосферу  общения на уроке.

Начальный этап общения - организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техники быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезинтации и динамичного воздействия.

За чрезвычайно малый  промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура  предстоящего взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование  системы общения на предстоящую  деятельность.

На этом этапе педагогического  общения учитель должен выявить  сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Для организации педагогического  общения важно представит, каковы его логика и технология.

Проектирование (моделирование) общения

v

Анализ педагогической ситуации

v

Постановка целей

v

Конкретизация целей в  задачах

v

Выбор методов, средств, содержания

v

Прогнозирование результатов

Рассматривая некоторые  рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные  действия, следует исходить из того, что любая технология- это прежде всего система. Она включает в  себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения  педагогической теории в практику. В частности В. И. Журавлев предполагает следующий алгоритм внедрения:

1. изучение задач, сформулированных  в нормативных документах;

2. анализ состояния практики  и сопоставления данных с социальными  требованиями;

3. построение эталонов  преобразования педагогической  практики;

4. поиск идей, рекомендации, которые могут быть внедрены;

5. разработка комплексной  программы, включающей закономерности  этапа внедрения;

6. подготовка дидактических,  материальных, информационных, организационных  средств;

7. методическая, психологическая,  организационная подготовка участников  внедрения;

8. установление связи с  авторами рекомендаций.

Таким образом, современный  смысл терминов «педагогическая  технология», «технология обучение»  раскрывается при акценте на ведущее  звено «технологии»- это средство(а) обучения, а также, что педагогическое проектирование с технологической  точки зрения- это система, основными  компонентами которой являются высокая  общая культура, гуманистическая  направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические, технологическая компетентность.

Технологичность придает  педагогическому проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и др., а не методикой  подачи информации.

Владение педагогическими  технологиями совершенствует педагогическое проектирование.

Глава 2. Технология проектирования педагогического процесса

Одним из решающих условий  успешного протекания педагогического  процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно  представить как единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных  средств (проективно-материальная) и  проектирования деятельности (проективно-операционная). Они выделяются последовательно  осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая, проективная, творческая и мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная  триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного  наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения задач в  равной мере обуславливается качеством  технологии проектирования вне зависимости  от того, был ли проект как ее результат  заранее зафиксирован на бумаге в  формате плана (плана-конспекта) или  нет.

Технология проектирования педагогического процесса не может  быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.

Педагогические цели, налагаясь  на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического  процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров  считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно  должны осмысливаться разные педагогические задачи.

Затем должна осмысливаться  этапная педагогическая задача, связанная  с конкретным этапом педагогической деятельности учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень  в формировании личности. Наконец, в  каждом микроэлементе педагогического  процесса должны осмысливаться постоянно  возникающие ситуативные педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи - это непременное условие ее продуктивного  решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая  и не решается. Начинающие педагоги нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи по неопытности. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется. Все это составляет основу для постановки и т.д.................


Информация о работе Технология педагогического общения