Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".
Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы". [4]
2. Технологии личностно-
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
3. Технология поддержки ребенка
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
4. Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. [1]
Как целостная технология
педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной
модели, не имеет нормативно-
Педагогика сотрудничества
имеет следующие классификационные
В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
5. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).[4]
6. Технологии развивающего обучения
Развивающее обучение мы понимаем как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.
Разработка развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:
Ответы на первый вопрос составляют структурные основы развивающего обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.
Ответы на второй вопрос
- технологические основы развивающего
обучения, определяющие то, как должен
быть организован учебный процесс для
наиболее эффективного получения нужного
результата. [4]
2. Методика и технология
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
В результате педагогика
накопила в своем арсенале значительное
число эффективных методик. Однако проблемы
стабильности в обучении, а также достижения
каждым учеником высоких результатов
остаются и по сей день. Очевидно, что совершенствование
методик надо продолжать, но процесс их
накопления и эмпирического (основанного
на практике) отбора должен быть совмещен
с выбором цели и отработкой системы контроля
процесса обучения. Этому и призвана помочь
технологизация процесса обучения.
Поступательное развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств,
форм и методов обучения и воспитания.
В педагогике постоянно появляются новые
подходы и взгляды на организацию процесса
обучения и воспитания. Это наука - реагируя
на все изменения социальных условий и
требований, она создает все новые и новые
подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее
эффективные пути усовершенствования
учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся.
В связи с этим стремлением педагогов
повышать качество обучения все настойчивее
звучит призыв к переходу с отдельных
методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным
на основе методики, технология обучения
имеет серьезные преимущества.
и т.д.................
Выпускная квалификационная работа
Проектирование педагогического процесса как технология
2007 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность педагогической
технологии и педагогического
1.1 Категории «технология»,
«педагогическая технология», «
1.2 Представление о
1.3 Категория «педагогическое проектирование»
1.4 Структура профессионального
общения в педагогическом
Глава 2.Технология проектирования педагогического процесса
2.1. Планирование в деятельности педагога
2.2. Планирование как результат
конструктивной деятельности
2.3. Технология проектирования и научного исследования
2.4. Значение проектов. Модели педагогического проектирования
Приложения
Введение
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
Вместе с тем дальнейшее
развитие педагогической науки показывает,
что появление этого термина
и направления исследований в
педагогике не является случайностью.
В частности, в Концепции Модернизации
образования на период до 2010 года, главной
задачей является обеспечение современного
качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и
«Для достижения нового качества
общего и профессионального
Понятие «технология» пришло
к нам вместе с развитием компьютерной
техники и внедрением новых компьютерных
технологий. В науке появилось
специальное направление - педагогическая
технология. Это направление зародилось
в 60-е годы XX в США, Англии и в
настоящее время
В настоящее время существует
множество педагогических технологий
различающихся по целям, задачам, структуре,
методике ускоренного обучения, групповое
обучение, обучающие игры, дистанционное
обучение и т.д. Многие из них используются
не только в образовательном процессе,
но и в других сферах. До разработки
универсальной технологии обучения,
опираясь на которую каждый педагог
мог бы формировать отвечающую всем
требованиям идеальную