Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

 Устная речь является основным  средством педагогического общения.  Слово учителя должно воздействовать  на чувства и сознание, должно  стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.      

 В системе профессионального  педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). 

Владение  технологией общения помогает  педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.), избираемую для организации структуры общения. Недаром Макаренко писал: « Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».     

 Одним из средств, подкрепляющих  воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога.  

 Для  учащихся очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.      

Мускульная  мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих учащихся на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.     

 Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка педагога выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.      

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.     

 Следует учесть, что жесты, как  и другие движения корпуса,  чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.     

 Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед  и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.      

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.     

 Учащиеся  «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.     

 Конечно, выражение лица должно  соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.

 
и т.д.................

 

Содержание

    • Введение
      • 1 Сущность педагогической технологии
      • 2 Виды педагогических технологий
      • 3 Технология педагогического общения
      • Заключение
      • Список литературы

Введение

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят  к началу 1960-х гг. и связывают  его с реформированием вначале  американской, а затем и европейской  школы. К наиболее известным авторам  современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических  подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как  один из видов человековедческих  технологий и базируются на теориях  психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Цель данной работы - изучить  педагогические технологии.

Задачи:

- выявить сущность педагогических  технологий;

- изучить виды педагогических  технологий и технологическую  карту;

- рассмотреть технологию  педагогического общения.

1 Сущность педагогической  технологии

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий. Поскольку  педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться  как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в  их объективной взаимосвязи, где  всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие  «методика» выражает процедуру использования  комплекса методов и приемов  обучения и воспитания безотносительно  к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление  к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких  технологий:

- технология разрабатывается  под конкретный педагогический  замысел, в основе ее лежит  определенная методологическая, философская  позиция автора. Так, можно различать  технологии процесса передачи  знаний и технологии развития  личности;

- технологическая цепочка  педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго  в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного  ожидаемого результата;

- технология предусматривает  взаимосвязанную деятельность учителя  и учащихся на договорной основе  с учетом принципов индивидуализации  и дифференциации, оптимальной реализации  человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

- элементы педагогической  технологии должны быть, с одной  стороны, воспроизводимы любым  учителем, а с другой - гарантировать  достижение планируемых результатов  (государственного стандарта) всеми  школьниками;

- органической частью  педагогической технологии являются  диагностические процедуры, содержащие  критерии, показатели и инструментарий  измерения результатов деятельности  Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической  технологии. - М.: Просвещение, 1999..

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень  владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов  прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому  его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными  параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут  проявляться их профессионализм  и педагогическое мастерство.

Современными исследователями  доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере  образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего  ту или иную технологию. Поэтому  личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной  технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей  деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.

Необходимо применять  технологический подход к процессу осуществления педагогом самоанализа  своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической  направленности Степанов Р.И. Технологический  подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.. Структура технологической карты  самоанализа гуманистической направленности деятельности педагога состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей (табл. 1).

Технологическая карта

 

Этапы

Конкретизация

 

Концептуальная основа

научиться смотреть на учебный  процесс и его участников как  на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?»

 

Содержательная часть

цель гуманистической  модели образования, принципы, способы  реализации можно представить в  виде сравнительной таблицы (таблица 2)

 

Процессуальная часть

Необходимо внимательно  прочитать содержание таблицы, продумать  и проанализировать свою деятельность, выяснить для себя - работаете ли Вы в русле парадигмы, суть которой  обозначается словами «гуманизация образования»

 
     

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного  и гуманистического образования

 

Традиционное образование

Гуманистическое образование

 

Человек - средство

Человек - цель

 

Приобщение человека к  науке и производству

Приобщение человека к  полноценной самостоятельной жизни  в демократическом обществе

 

Формирование знаний, умений и навыков

Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

 

Усвоение образца деятельности

Опыт творческой деятельности

 

Механизмы трансляции и репродукции

Механизмы творчества

 

Заранее запрограммированы  все действия человека

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

 

Ориентация на среднестатистического  обучаемого

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

 

Оценка результата деятельности

Учет индивидуальных особенностей

 

Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных  требований

Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

 

Давление на личность через  коллектив

Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей

 

Фетишизация одной теории обучения

Свобода личности

 

Соответствие конечного  результата цели

Психология творчества

 

В основе категория деятельности

Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)

 

Негативное отношение  к части учащихся

В основе категория взаимодействия

 

Стремление к коррекции  поведения и личности

Позитивное отношение  ко всем учащимся

 

Универсальность требований

Коррекция поведения и  отдельных черт личности с сохранением  целостности личности учащегося

 

Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными

Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный)

 

Общение происходит в рамках стабильных ролей

Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности

 
     

Информация о работе Технология педагогического общения