Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучить  педагогические технологии.
Задачи:
-  выявить сущность педагогических технологий;
-  изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
-  рассмотреть технологию педагогического общения.
 Устная речь является 
 В системе профессионального  
педагогического общения 
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.), избираемую для организации структуры общения. Недаром Макаренко писал: « Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».
 Одним из средств, 
Для учащихся очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих учащихся на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка педагога выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Учащиеся «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
 Конечно, выражение лица 
 
и т.д.................
Содержание
Введение
Массовое внедрение 
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Цель данной работы - изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность 
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
1 Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология 
- это строго научное проектирование 
и точное воспроизведение гарантирующих 
успех педагогических действий. Поскольку 
педагогический процесс строится на 
определенной системе принципов, то 
педагогическая технология может рассматриваться 
как совокупность внешних и внутренних 
действий, направленных на последовательное 
осуществление этих принципов в 
их объективной взаимосвязи, где 
всецело проявляется личность педагога. 
В этом состоит и отличие 
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка 
педагогических действий, операций, 
коммуникаций выстраивается 
- технология предусматривает 
взаимосвязанную деятельность 
- элементы педагогической 
технологии должны быть, с одной 
стороны, воспроизводимы любым 
учителем, а с другой - гарантировать 
достижение планируемых 
- органической частью 
педагогической технологии 
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять 
технологический подход к процессу 
осуществления педагогом 
Технологическая карта
| Этапы | Конкретизация | |
| Концептуальная основа | научиться смотреть на учебный процесс и его участников как на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?» | |
| Содержательная часть | цель гуманистической модели образования, принципы, способы реализации можно представить в виде сравнительной таблицы (таблица 2) | |
| Процессуальная часть | Необходимо внимательно прочитать содержание таблицы, продумать и проанализировать свою деятельность, выяснить для себя - работаете ли Вы в русле парадигмы, суть которой обозначается словами «гуманизация образования» | |
Таблица 2
Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования
| Традиционное образование | Гуманистическое образование | |
| Человек - средство | Человек - цель | |
| Приобщение человека к науке и производству | Приобщение человека к 
  полноценной самостоятельной  | |
| Формирование знаний, умений и навыков | Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности | |
| Усвоение образца деятельности | Опыт творческой деятельности | |
| Механизмы трансляции и репродукции | Механизмы творчества | |
| Заранее запрограммированы все действия человека | Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт | |
| Ориентация на среднестатистического обучаемого | Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт | |
| Оценка результата деятельности | Учет индивидуальных особенностей | |
| Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований | Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества | |
| Давление на личность через коллектив | Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей | |
| Фетишизация одной теории обучения | Свобода личности | |
| Соответствие конечного результата цели | Психология творчества | |
| В основе категория деятельности | Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) | |
| Негативное отношение к части учащихся | В основе категория взаимодействия | |
| Стремление к коррекции поведения и личности | Позитивное отношение ко всем учащимся | |
| Универсальность требований | Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося | |
| Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными | Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный) | |
| Общение происходит в рамках стабильных ролей | Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности | |