Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся.
Причины многих педагогических
неудач и просчетов коренятся
в недостаточной общекультурной
и теоретико-практической педагогической
грамотности учителей, отсутствии у
многих из них подлинного профессионализма.
Поэтому целью нашей работы является
определение современного понимания
и использования категории «
1. Изучить литературу по
проблеме «педагогическая
2. Определить современное
понимание и использование «
3. Составить рекомендации
студентам, начинающим
Для реализации задач и
достижения цели мы использовали методы
научно-педагогического
1. изучение и анализ литературы;
2. опрос педагогов и студентов;
3. составления, подбор и систематизация материалов.
Работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «современные педагогические технологии».
Глава 1.Сущность педагогической
технологии и педагогического
Зарождение идеи технологии
педагогического процесса связано,
прежде всего, с внедрением достижений
научно-технического прогресса в
различные области
Любая деятельность в том числе и педагогика может быть технологией. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала. А в рамках нее любое планирование, а без него не обойтись, противоречит экспромту, действиям по интуиции, т.е. является началом технологииІ.
Массовое внедрение
№ Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1989.
І Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
1.1 Категории «технология»,
«педагогическая технология», «
Сегодня в педагогической
и психологической литературе часто
встречается понятие «
В психолого-педагогической
литературе можно встретить несколько
сильно отличающихся друг от друга
взглядов на понятие «технология».
Систематизация различных точек
зрения позволяет выделить 3 основных
подхода к определению
Кроме представленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие «технология» употребляется, по крайней мере, еще в 3 смыслах:
1. Как синоним понятия
«методика» или «форма
2. Как совокупность всех
использованных в конкретных
педагогической системе
3. Как совокупность и
последовательность методов и
процессов, позволяющих
Термин «технология» лучше
использовать педагогу в третьей
трактовке, которая сохраняет
Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика
уровня усвоения учебного
2. Мотивация и организация
учебной деятельности учащихся.
При введении технологии
3. Действие средств обучения.
Этот этап и есть собственно
процесс обучения, осуществляющийся
через взаимодействие учащихся
со средствами обучения. На этом
этапе происходит усвоение
4. Контроль качества усвоения
материала. Технология уделяет
значительное внимание
Необходимо заметить, что использование средств обучения возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности. Использование средств обучения на всех других этапах говорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностично.
Взгляд на технологию как
на процесс обучения, построенный
на основе средств обучения, ставит
ряд принципиальных ограничений
на его использование в
Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:
– технология занятия;
– технология предмета;
– технология процесса обучения.
Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
– занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
– лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.
В системе общего профессионального образования, «технология» формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности.
Чрезвычайно важно, что «технология»
может стать вершиной образовательного
процесса, если правильно понимать
сущность образования и технологичность
дисциплины. Она венчает образование
не только, в том смысле, что аккумулирует
знания всех дисциплин, а теоретическое
знание превращает в деятельность,
в конкретное действие, которые воплощают
в созданных предметах
Таким образом, современный смысл терминов «педагогическая технология», «технология обучения» раскрывается при акценте на ведущее звено «технологии» - средство(а) обучения.
В настоящее время педагогическую
технологию понимают как последовательную,
взаимосвязанную систему
1.2. Представление о педагогической технологии
Педагогическая технология-
это строго научное проектирование
и точное воспроизведение гарантирующих
успех педагогических действий. Педагогическая
технология может рассматриваться
как совокупность внешних и внутренних
действий, направленных на последовательное
осуществление этих принципов в
их объективной взаимосвязи, где
всецело проявляется личность педагога.
Любая педагогическая задача эффективно
может быть разрешена только с
помощью адекватной технологии, реализуемой
квалифицированным педагогом-
Представление о педагогической технологии предполагает:
· возможность разработки
различных выверенных педагогических
технологий специалистами, имеющими высокий
уровень теоретической