Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа
Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.
Введение
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории физического воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
1.1.3.1.3 Воспитательные задачи
1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2 Двигательные умения и навыки
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [20, с.3]. Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.
Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.
Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.[1,2, 3]
Таким образом, адаптацию ребенка к школе следует рассматривать как сложный многофакторный процесс, связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера.
Многие проблемы, связанные с адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф.Лесгафт.[20]. Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.
Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности.
Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Нужно
отметить, что необходимость
Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания».
Объект исследования: физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: процесс адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического воспитания.
В связи с этим можно так сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ
специальной литературы, практики педагогической
работы и данных комплексных обследований
детей позволили выдвинуть
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляли: теории адаптационного синдрома и адаптации Ф.З.Меерсона; идеи Я.А.Каменского и П.Ф.Лесгафта о связи физического и умственного воспитания; теория и методика физической культуры (Л.П.Матвеев и др.) и физического воспитания дошкольников (Д.В.Хухлаева.).
Решение поставленных задач
Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, анализировалась методика физического воспитания в дошкольном учреждении для детей подготовительной группы.
На втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Исследование проводилось на базе детского учреждения №15 г. Снежинска.
Структура
и объем работы: курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка, включающего
30 наименований.
Глава 1. Теоретические
основы физического
воспитания детей дошкольного
возраста
1.1
Основы теории физического
воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
Уже в XVI-XVII вв. в разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея единства образования ума, души и тела.[18, с. 121]
Разработкой научных основ
В разработке педагогических инноваций значительную роль сыграл К.Д. Ушинский, указывающий на необходимость учитывать возраст детей, их стремления и интересы. Он видел возможности физических упражнений «не только в укреплении тела ..., но и предупреждении болезней, и излечении их». [18, с. 123]
П.Ф.Лесгафт углубил и расширил теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического развития человека, определяя основной задачей школы и дошкольного учреждения - формирование человека как личности .[20, с.5]
В настоящее время, Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «В 21 веке - здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка понятия «здоровье» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. [35, с.6].
Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми. В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки.
Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит: [35, с.6].
Информация о работе Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста