Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа
Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.
Введение
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории физического воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
1.1.3.1.3 Воспитательные задачи
1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2 Двигательные умения и навыки
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Профессиограмма воспитателя включает и личностные качества:
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания, проанализируем и дадим расшифровку некоторым из них.
Что же собой представляет физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
Таким образом, физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. [35, с.7].
В
узком значении этот термин используется
для обозначения
В широком понимании термин «Физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течении года проводится специальное обследование уровня физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие физиологическим показателям.
При отклонениях в физическом развитии с детьми проводятся коррекционные работы.
Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений. [29, с.7].
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Так трактуется данное понятие в классическом варианте, но нужно отметить, что в настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания.
Одни авторы анализируют его, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают физическое воспитание в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые - как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств [22, 23]. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В
широком смысле физическое воспитание
представляет собой образовательно-
Физическое
воспитание обеспечивает управляемое
воздействие на физическое развитие
человека, в том числе - на развитие широкого
круга основных физических и специальных
качеств, повышение функциональных возможностей
различных органов и систем. В комплексе
социальных факторов, направляющих в той
или иной мере развитие человека, физическому
воспитанию отведена особая роль, как
виду воспитания, специально ориентированному
на оптимизацию физического развития [23,
с.10].
Физическая подготовка – это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.
Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека. [29, с.8]
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическая культура, как феномен
общей культуры уникальна.
Физическая культура, с присущим ей дуализмом, может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Во все времена и при всех политических режимах существовала потребность в сильных, здоровых людях, воинах и тружениках. Процесс общественного производства закономерно изменял место и функции человека в процессе труда, расширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыкам, способностям. Как определили основоположники научного коммунизма, на определенном этапе развития перед обществом встает задача заменить простого рабочего «всесторонне развитым индивидуумом» [23, с.12]. Это, в главной мере, определяло социальный заказ на физическое воспитание детей.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Физические
упражнения-движения, двигательные
действия, отдельные виды двигательной
деятельности, которые используются для
решения задач физического воспитания. [29,
с.7-8].
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.
Понимая
общую цель физического воспитания
как сохранения и укрепления здоровья
ребенка, разные авторы формулируют
задачи физического воспитания немного
по-разному.[15, с.97]
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Анализ представленных ниже задач физического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки. наиболее четким представляется третий подход.(см. Табл. 1). [15, с.97] Он принят в дошкольной педагогике.
Выделение
трех групп задач позволяет более
целенаправленно выстраивать
Таблица 1. Задачи физического воспитания дошкольников
Ю.К. Бабанский | В.И. Логинова | Г.В. Хухлаева и др. |
Укрепление
здоровья и закаливание, содействие
правильному физическому Формирование двигательных навыков и умений. Развитие основных двигательных качеств Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене Воспитание воли, смелости, дисциплины Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Привитие организаторских навыков |
Охрана и
укрепление здоровья.
Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости. |
Группа оздоровительных
задач:
охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. Группа воспитательных задач: формирование нравственно-физических навыков; формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание
культурно-гигиенических Группа образовательных задач: формирование
представлений о своем формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. |
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют.[27, с. 15]
Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.
Забота о здоровье детей не теряет своей актуальности в отношении детей старшего возраста. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признаны лишь 14 % детей, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья.[15 с. 96]
Средствами
реализации задач этой группы являются
гигиенические и социально-
Педагогическая
работа, направленная на решение данной
задачи, включает в себя организацию режима
жизни детей, закаливающих процедур, специальных
упражнений по развитию движений. Эта
сфера физического воспитания детей требует
от воспитателя постоянных контактов
с медицинскими работниками, учета их
рекомендаций, индивидуального подхода
к детям, бесед с родителями.
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать и образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Информация о работе Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста