Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории физического воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
1.1.3.1.3 Воспитательные задачи
1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2 Двигательные умения и навыки
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Основы физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

     Профессиограмма воспитателя включает и личностные качества:

  • иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
  • быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;
  • систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.
 

     1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания

     Воспитатель детского сада в своей работе постоянно  оперирует специальными понятиями теории физического воспитания, проанализируем и дадим расшифровку некоторым из них.

       Что же собой представляет физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

     Физическое  развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

     Социальное  развитие ребенка, осуществляется в  процессе его включения в жизнь  общества, проявляется в изменении  его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

     Таким образом, физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. [35, с.7].

     В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная ёмкость легких и т.д.)

     В широком понимании термин «Физическое  развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течении года проводится специальное обследование уровня физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие физиологическим показателям.

     При отклонениях в физическом развитии с детьми проводятся коррекционные работы.

     Физическая  подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений. [29, с.7].

     Физическое  воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Так трактуется данное понятие в классическом варианте, но нужно отметить, что в настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания.

     Одни  авторы анализируют его, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают  физическое воспитание в самом широком  аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые - как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств [22, 23]. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.

     В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми  присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле - вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность .[23, с.7-8].

     Физическое  воспитание обеспечивает управляемое  воздействие на физическое развитие человека, в том числе - на развитие широкого  
круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем. В комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию отведена особая роль, как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития
[23, с.10].

     Физическая  подготовка это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

     Физическая  культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека. [29, с.8]

     Физическая  культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

     Содержание  физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.

       Физическая культура, как феномен  общей культуры уникальна. Именно  она, по словам В.К.Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое начало в развитии человека. [8, с.6].

     Физическая  культура, с присущим ей дуализмом, может значительно влиять на состояние  организма, психики, статус человека. Во все времена и при всех политических режимах существовала потребность в сильных, здоровых людях, воинах и тружениках. Процесс общественного производства закономерно изменял место и функции человека в процессе труда, расширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыкам, способностям. Как определили основоположники научного коммунизма, на определенном этапе развития перед обществом встает задача заменить простого рабочего «всесторонне развитым индивидуумом» [23, с.12]. Это, в главной мере, определяло социальный заказ на физическое воспитание детей.

     Физическое  совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.

     Физические  упражнения-движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. [29, с.7-8]. 

     1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

     Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой  единство цели, задач, средств, форм и  методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

     Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

     Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.

     Понимая общую цель физического воспитания как сохранения и укрепления здоровья ребенка, разные авторы формулируют  задачи физического воспитания немного по-разному.[15, с.97] 

1.1.3.1 Задачи физического  воспитания

     В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

     Анализ  представленных ниже задач физического  воспитания дает возможность увидеть  их сходство по существу, но различие по логике группировки. наиболее четким представляется третий подход.(см. Табл. 1). [15, с.97] Он принят в дошкольной педагогике.

     Выделение трех групп задач позволяет более  целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников. 

     Таблица 1. Задачи физического воспитания дошкольников

Ю.К. Бабанский В.И. Логинова Г.В. Хухлаева и  др.
Укрепление  здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

Формирование  двигательных навыков и умений.

Развитие  основных двигательных качеств

Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене

Воспитание  воли, смелости, дисциплины

Формирование  привычки и интереса к систематическим  занятиям физическими упражнениями.

Привитие  организаторских навыков

Охрана и  укрепление здоровья.

Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

Формирование  основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости.

Группа оздоровительных задач:

охрана  и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

Группа  воспитательных задач:

формирование  нравственно-физических навыков;

формирование  потребности в физическом совершенстве;

воспитание  культурно-гигиенических качеств.

Группа  образовательных задач:

формирование  представлений о своем организме, о здоровье;

формирование навыков выполнения основных движений;

формирование  представлений о режиме, об активности и отдыхе.

 

1.1.3.1.1 Оздоровительные  задачи

     Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий  смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют.[27, с. 15]

       Учитывая специфику возраста, задачи  определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо – мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

     Забота  о здоровье детей не теряет своей  актуальности в отношении детей  старшего возраста. На сегодняшний  день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признаны лишь 14 % детей, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья.[15 с. 96]

     Средствами  реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые  факторы, полноценное питание, оздоровительные  силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

     Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями. 

1.1.3.1.2 Образовательные  задачи

     В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать и образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Информация о работе Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста