Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории физического воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
1.1.3.1.3 Воспитательные задачи
1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2 Двигательные умения и навыки
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Основы физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

     Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у  детей сравнительно легко. Большинство  движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и  др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Так при плавании дети знакомятся со свойствами воды.

     Правильное  выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов. .[27, с. 17]

     Сформированные  двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

     Использование прочно сформированных навыков и  умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях  в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. 
В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

     Двигательные  навыки и умения, сформированные у  детей до 7 лет, составляют фундамент  для дальнейшего совершенствования  их в школе, облегчают овладение  более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

     У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие  упражнения, основные движения), а также  спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

     Объем двигательных навыков и умений, которые  необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

     У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

     В детском саду и в семье большое  внимание должно уделяться привитию навыков и привычек личной и общественной гигиены (мытье рук, посещение туалета  перед занятиями физическими  упражнениями, забота о чистоте тела, костюма, обуви, игрушек, помещения и т. д.). От этого во многом зависит здоровье детей.

     Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с  физическим воспитанием. Дети должны знать  о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.

     В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно  выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

     Таким образом, образовательными задачами предусматривается  формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

     Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная  деятельность детей, художественные средства.

     Формой  работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных  занятиях и в повседневной жизни.

     Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций. .[15, с. 101] 

1.1.3.1.3 Воспитательные задачи

     С самого раннего возраста нужно воспитывать  у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность  к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.

     У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

     В процессе физического воспитания имеются  большие возможности для осуществления  нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

       Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. [27, с. 21]

     На  занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

     Важно при этом воспитывать положительные  эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать  умение быстро преодолевать отрицательное  психическое состояние.

     Это необходимо потому, что положительные  эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

     Таким образом, воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

     Средствами  реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также  художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

     Работа  проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная  работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная активность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

     Методы-упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.[15, с. 99]. 

1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения

     В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных  средств, воздействующих на организм:

  1. гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
  2. естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
  3. физические упражнения.

     Гигиенические факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

     Если  упражнения проводятся в чистом, светлом  помещении, то у детей возникают  положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.

     Гигиенические факторы имеют и самостоятельное  значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание.

     Нормальный  сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве.

     Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.[27, с. 34]

     Естественные  силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.

       Вода применяется для очищения  кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

     Физические  упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

       Обязательным условием полноценного  решения задач физического воспитания  является комплексное использование  всех средств при правильном их соотношении. [27, с. 28]

Информация о работе Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста