Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории физического воспитания
1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1 Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2 Образовательные задачи
1.1.3.1.3 Воспитательные задачи
1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2 Двигательные умения и навыки
1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Основы физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

     Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

     1) первоначальное разучивание, 

     2) углубленное разучивание, 

     3) закрепление навыка и совершенствование  техники.

     Обучение  в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

     Эффективность формирования двигательных навыков  во многом зависит от правильного  подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

     В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, воспитатель решает и задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и др. При систематических занятиях физическими упражнениями у детей улучшается физическое развитие, совершенствуется работа всех органов и систем, возрастают защитные свойства организма, развиваются физические качества, повышается работоспособность в различных видах деятельности.

     В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. 

 

      Глава 2. Экспериментальная часть 

     2.1 Физическая подготовка  детей старшего  дошкольного возраста к обучению в школе 

     
  1. Информация  об опыте

     Тема  опыта: физическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

     Актуальность  опыта. Поступление в школу и начальный период обучения в школе, вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка.

     Подготовка  детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе  – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает  разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

     В связи с этим можно так сформулировать цель нашего исследования: выявить  условия физической готовности детей  старшего дошкольного возраста к  обучению в школе.

  1. Технология опыта

     В течение 6 месяцев проводился эксперимент. Одна группа детей (10 человек) занималась по специальному комплексу физической и спортивной подготовки. Вторая группа (10 человек) занималась по обычной методике физической подготовки. Во время эксперимента шло наблюдение за процессом физической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

  1. Результаты опыта
 

 

          Таблица 2. Готовность к школе

№1 спец. группа Итоги
1.Света  П. Готов
2.Мария  С. Готов
3.Александр  Т. Готов
4.Геннадий  В. Готов
5.Слава  С. Готов
6. Сергей М. Готов
7.Оксана  Р. Готов
8.Павел  В. Готов
9.Марина  Б. Готов
10.Ренат  Г. Готов
№2 обыч.группа-  
1.Станислав  И. Не-/готов
2. Света К. Не /готов
3.Роман  Д. Не/готов
4.Алена  Б. Готов
5.Людмила  М. Не /готов
6.Женя  Г. Не/ готов
7.Василиса П. Готов
8.Саша  О. Не/готов
9.Ирина  Ш. Не/готов
10. Денис П. Готов
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Так, из 20 детей старшего дошкольного  возраста оказались готовы к обучению в школе по физической и психологической  подготовке только 13 детей. Остальным  детям требовалась более усиленная подготовка по обоим направлениям.

     Между тем, обычно перед школой ребенок  уже уверенно владеет всеми бытовыми действиями и достаточно легко овладевает многими движениями: спортивными, танцевальными. Степень и качество развития этих движений хорошо видны - представлю несколько диагностических упражнений из этого блока.

     1. «Пройди по доске» или «Пройди  по линии» – на полу мелком  начерчена полоска шириной 15 сантиметра  и длиной 1,5-2 сантиметра. Задание:  «Пройди по линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой».

     2. «Попрыгай на одной ноге» Задание:  «Прыгни 5 раз на одной ноге  и 5 на другой».

     3. «Прыгни в середину круга» (можно  использовать пластмассовые кольца). Предварительно необходимо уточнить  понимает ли ребенок, что такое  середина круга.

     4. «Делаем зарядку» (на проверку  ориентации). Задание: «Встань ровно,  руки вниз, начинай шагать с  правой ноги, раз, два, три, четыре, стоп. Правую руку вверх, левую  руку вверх, правую вниз, левую  вниз, поверни голову направо,  налево. Сядь на корточки, попрыгай вправо, влево, вперед, назад. Садись, ноги вытяни, руки на колени, ровно подыши (вдох, выдох), встань».

     Проведённый эксперимент позволил выявить следующие  условия, позволяющие сделать процесс  физической и спортивной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе успешнее:

     1.Рациональное, комплексное использование физических  упражнений.

     2.Учёт  индивидуальных особенностей детей  старшего дошкольного возраста  при подборе и использовании  физических, и, тем более, спортивных, упражнений.

     3.Активное  участие родителей в физическом  и спортивном воспитании (праздники  досуги и др.).

     В ходе проведённого эксперимента выяснилось, что спортивные упражнения - мощное средство всестороннего воспитания детей: они не только улучшают физическое состояние ребёнка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Однако спортивные упражнения (их дозировку, разнообразие и др.) нужно обязательно соотносить с возрастными особенностями детей.  

 

      Заключение 

     Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в  процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

     Чем скорее ребенок осознает необходимость  своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное  отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

     Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств  – важная сторона повышения эффективности  физического воспитания.

     Физическое  воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

     Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. — М.:Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
  2. Алферова Т.В. Возрастные особенности адаптации сердечнососудистой системы к локальной мышечной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра биол.наук.- М., 1990. - 42 с.
  3. Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. -1993.-№5.-С. 19-24.
  4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., - 1975.-470 с.
  5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. — М.: Физкультура и спорт, 1978. —223 с.
  6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1972. - 316 с.
  7. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. - 1989. -№ 8. - С. 73—79.
  8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
  9. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. - 1990- №1- С. 22-26
  10. Барабанов А.Г., Ю.К. Чернышенко. Научно-методические основы подготовки специалистов по дошкольному образованию: Учебн. пос. для вузов физ. культ. Краснодар, 1994.
  11. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.
  12. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.
  13. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология». Ч.1, 2 / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред. В.И. Логиновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
  14. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
  15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  16. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.
  17. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.
  18. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.: Радуга, 1982.-400 с
  19. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.
  20. Лесгафт П.Ф. Избранные.труды. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-358 с.
  21. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
  22. Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) // Теория и практика физической культуры. -1999.-№1.-С. 1-11.
  23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  24. Рунова М.А. Характеристика модели оптимально двигательного режима. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12. - С.38-42.
  25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
  26. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
  27. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1984. – 208с.
  28. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
  29. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебное пособие. -3-ие изд., переаб и доп. –М.: «Академия», 1998. -192с.
  30. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
 

 

Приложения 

Приложение  1 

     Общий комплекс упражнений

     • Упражнение для общего развития.

     Исходное положение – ноги вместе. Ходьба, приставной шаг – влево, вправо по одному шагу. Темп средний. Движения можно сопровождать ударами в ладоши под музыку.

     • Упражнение для дыхания.

     Исходное положение – ноги на ширине плеч. Руки на поясе или разведенные в стороны и следуют за корпусом во время его поворота. Начинаем поворот корпуса влево и вправо, а потом возвращаемся в исходное положение. Выполнить, не спеша, 2 подхода по 8 раз.

     • Упражнение для дыхания.

     Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Руками потянуться вверх, становясь на носочки. Вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 8 раз. После этого руками тянуться вперед. Выполнить также 2 подхода по 8 раз.

     • Упражнение для общего развития.

     Исходное положение – стоя. На счет “раз” – присесть, на счет “два” – встать. Руки вперед. Выполнить упражнение в 2 подхода по 8 раз.

     • Упражнение для общего развития.

     Исходное положение – ноги вместе. Выпад вперед, обязательный упор руками в колени. Ногу приставить, поворот в другую сторону (на 180°), повторить то же самое другой ногой. Выполнить 2 подхода по 8 раз с каждой ноги.

     • Упражнение для спины.

     Исходное положение – лежа на животе. Согнуть ноги, подтянуть корпус, достать руками голень и потянуться. Вернуться в исходное положение. Выполнить по 1-2 подхода по 3 раза.

     • Упражнение для спины и бедер.

     Исходное положение – опора на колени и руки (можно локти). Выпрямляем ногу назад по очереди. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз. Повторяем упражнение указанное количество раз на каждую ногу.

     • Упражнение для мышц груди и рук.

     Для мальчиков. Исходное положение – опора на колени или стопы (усложненный вариант) и на руки. Отжимание от пола. Выполнить 1-2 подхода – сколько будет сил.

     Для девочек. Исходное положение – сидя, ладони вместе на уровне груди. Надавливая на ладони, напрягать руки. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз.

Информация о работе Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста