Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание

Задачи данной дипломной работы будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Определить требования, предъявляемые к проектам учащихся.
3. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
4. Выявить критерии оценки проекта.
5. Разработать учебный план и программу по конструированию устройства для приготовления фарша.
6. Разработать планы-уроков, календарно-тематическое планирование проведения занятий по конструированию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся. 6
1.1. Сущность проектной деятельности учащихся. 6
1.2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. 11
1.3. Материально-техническая база проектной деятельности. 20
1.4. Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия 25
1.5. Оценка качества выполненной работы, защита творческого проекта……. 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Практическая работа по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.1. Разработка учебного плана и программы по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.2. Планирование работ по конструированию устройства для приготовления фарша 38
2.3. План урока по описанию разрабатываемого оборудования 44
2.4. План урока по расчету конструируемого устройства 49
2.5. Экономический расчет 59
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Литература 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Крылов.docx

— 290.27 Кб (Скачать документ)

Введение 3

Глава 1. Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся. 6

1.1. Сущность проектной деятельности учащихся. 6

1.2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. 11

1.3. Материально-техническая база проектной деятельности. 20

1.4. Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия 25

1.5. Оценка качества выполненной работы, защита творческого проекта……. 28

Выводы по I главе 31

Глава II. Практическая работа по конструированию устройства для приготовления фарша. 33

2.1. Разработка учебного плана и программы по конструированию устройства для приготовления фарша. 33

2.2. Планирование работ по конструированию устройства для приготовления фарша 38

2.3. План урока по описанию разрабатываемого оборудования 44

2.4. План урока по расчету конструируемого устройства 49

2.5. Экономический расчет 59

Выводы по II главе 67

Заключение 68

Литература 69

Введение

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы  выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают  политическую, экономическую,  правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой  можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека,  выраженный в совокупности достигнутых  технологий материального и духовного  производства и позволяющий ему  эффективно участвовать в современных  технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической  средой.

Технологическая культура, являясь  одним из типов универсальной  культуры, оказывает влияние на все  стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое  мировоззрение, в основе которого лежит  система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной  частью ее является технологическое  мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической  среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической  культуры является также технологическая  эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура  оказывает  свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования  осуществляется и технологическая  подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

В осуществлении этой задачи особое место  в психологии и педагогики отводят  урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической  подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой  головы. Трудовая деятельность  становиться  источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического  мышления, научному пониманию явлений  и фактов объективной реальности [12 С 27].

В последние десятилетия существенно  изменились содержание и область  применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. В научной литературе определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления [18 С 31].

Усвоение  содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:

  1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
  2. мыслить системно, комплексно;
  3. самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
  4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности.

Творческие  способности школьников развиваются  в процессе выполнения проектных  заданий.

Поскольку раздел «Проект» входит в программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».

Т. к. проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной дипломной работы будут следующие:

  1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
  2. Определить требования, предъявляемые к проектам учащихся.
  3. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
  4. Выявить критерии оценки проекта.
  5. Разработать учебный план и программу по конструированию устройства для приготовления фарша.
  6. Разработать планы-уроков, календарно-тематическое планирование проведения занятий по конструированию.

Использование метода проектов позволяет реализовывать  деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин  на разных этапах обучения и интегрировать  их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип  обучения, но и  использовать знания их социальных и культурологических дисциплин.

Глава 1. Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся.

  1. Сущность  проектной деятельности учащихся.

Творчество  – это процесс создания человеком  новых материальных ценностей в  результате умственной и физической работы.

Учёные доказали, что развитие творческих способностей человека возможно лишь при включении  его в активную творческую деятельность. На уроках технического труда такая  деятельность называется творческим проектированием. Она направлена на активное взаимодействие учителя трудового обучения с  лучшими учащимися среднего и  старшего школьного возраста с целью  создания творческих проектов и защиты их на олимпиадах по трудовому обучению разного уровня (городских, областных  и республиканских) [42 С 5].

Творческий проект – это разработанное и выполненное под руководством учителя учебное задание, активизирующее творческую деятельность учащихся по проектированию (от идеи до защиты) и направленное на создание нового, оригинального и практически значимого изделия.

Изделие –  это объект труда, полученный в процессе ручной, механизированной и (или) механической обработки конструкционных, природных  материалов. Существуют следующие виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы.

Деталь –  это изделие, изготовленное из однородного  куска материала без применения сборочных технологических операций (разделочная доска, уголок, полка  из стекла и др.) [6 С 18].

Сборочная единица  – это изделие, детали которого соединены  между собой при помощи сборочных  технологических операций (рамка, подставка  под телефон, подсвечник, струбцина, приспособление для закрепления  заготовок при сверлении, редуктор, автомодель, авиамодель, судомодель, модель гидроэлектростанции и др.).

Комплекс  – это два или более изделия, не соединённые сборочными технологическими операциями, но предназначенные для  выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций (кухонный набор, набор мягкой мебели, набор подставок под цветы, набор токарных резцов и приспособлений для точения, набор моделей космической  техники и др.).

С 7 класса, после  овладения школьниками начальными общетрудовыми умениями и навыками, в программе учебного предмета “Трудовое обучение. Технический труд” предусматриваются разработка, выполнение и защита индивидуальных или групповых творческих проектов наиболее способными учащимися общеобразовательных школ.

При изучении раздела “Техническое и художественное творчество” лучшие учащиеся 7-9 классов  включаются в творческое проектирование. Данная деятельность направлена на активное взаимодействие учителя технического труда с наиболее подготовленными  учащимися с целью создания творческих проектов и их дальнейшей защиты на олимпиадах по трудовому обучению. Работа над выполнением творческих проектов может осуществляться на уроках и внеурочное время, при условии  обязательного овладения учащимися  всей учебной программой [42 С 5].

Цели проектирования

Выполняя  проекты, учащиеся на собственном опыте  должны составить представление  о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику  действия при решения не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использовании  знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется  дефицит или избыток данных, отсутствует  эталон решения. Таким образом, предоставляется  возможность приобретения опыта  творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися  внешними условиями [18 С 36].

Проектирование  позволяет достигать повышения  уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного  общения, актуализированного однотипностью  деятельности.

Важной целью  проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет  оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального  самоопределения учащихся. Следует  считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность  педагогических  усилий  учителя  и воспитательно-образовательного  процесса  оценивается  динамикой  роста показателей, которые фиксируются  у учебной группы и (или) у каждого  учащегося: [18 С 45]

  информационной  обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);

 функциональной  грамотности (восприятие установок  и объяснений, письменных текстов,  умение задавать конструктивные  вопросы, обращаться с техническими  объектами, приемы безопасной  работы и др.);

 технологической  умелости (способность выполнять  ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты  и станки, достигать заданный  уровень качества, понимание свойств  материалов, обеспечение личной  безопасности, рациональная организация  рабочего места и др.);

 интеллектуальной  подготовленности (способность вербализировать  трудовые операции, понимание постановки  учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру,  форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой  информации, умение пользоваться  учебной литературой и т.д.  для рационального планирования  деятельности, в том числе совместной  с другими людьми);

 волевой подготовленности    (стремление    выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и д.р.)

Применение  метода проектов способствует возникновению  такого взаимодействия и отношений  школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе [19 С 8].

Выполнение  творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять  мысль ребенка с действием  и действие – с мыслью, культуру гуманитарную – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием,  технологию  – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира [3 С 44].

Информация о работе Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся