Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание

Задачи данной дипломной работы будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Определить требования, предъявляемые к проектам учащихся.
3. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
4. Выявить критерии оценки проекта.
5. Разработать учебный план и программу по конструированию устройства для приготовления фарша.
6. Разработать планы-уроков, календарно-тематическое планирование проведения занятий по конструированию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся. 6
1.1. Сущность проектной деятельности учащихся. 6
1.2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. 11
1.3. Материально-техническая база проектной деятельности. 20
1.4. Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия 25
1.5. Оценка качества выполненной работы, защита творческого проекта……. 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Практическая работа по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.1. Разработка учебного плана и программы по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.2. Планирование работ по конструированию устройства для приготовления фарша 38
2.3. План урока по описанию разрабатываемого оборудования 44
2.4. План урока по расчету конструируемого устройства 49
2.5. Экономический расчет 59
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Литература 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Крылов.docx

— 290.27 Кб (Скачать документ)

На технологическом  этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный  контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать  вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей.

На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено, что  при соответствующей организации  учебного процесса в школе развивается  познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура [9 С 114].

Педагогический  анализ специфики творческой деятельности требует осмысления более широкого понятия "творчество". Общепринятая точка зрения - творчество как вид человеческой деятельности - отличается новизной и оригинальностью.

В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно [29 С 112]. Важно, чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Один из важнейших ее признаков - появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности.

В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых [29 С 78].

В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация решения на практике.

Существенным  моментом творческого характера  учебно-трудовой деятельности является обнаружение школьниками технического противоречия, возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы, посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация области поиска - школьник осознает смысл задачи.

Подростковая  проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной [9 С 85].

Большое значение для практики имеют такие существенные психологические закономерности творческого процесса, как отбрасывание второстепенных подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий задачи. Это дает возможность юному рационализатору сконцентрировать свое внимание на главном объекте деятельности, отказаться от привычных представлений, схем, установить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным.

В последние  годы вопросы эффективности научно-технического творчества оказались в центре внимания исследователей ввиду острой практической необходимости. Гигантский рост роли науки в жизни общества, характерный для последних десятилетий, привел к тому, что интеллектуально-творческая деятельность оказывает все большее влияние на развитие экономики. В связи с этим встает комплекс специфических задач: разумного отбора кадров, организации творческих коллективов, создания необходимой мотивации рационализаторской деятельности, поиска средств, стимулирующих успешное протекание творческого процесса, рационального использования современных возможностей автоматизации умственного труда [18 С 158].

  1. Материально-техническая  база проектной деятельности.

Изучение  технологии осуществляется на имеющейся  в школах материально-технической  базе. Однако, поскольку содержание новой общеобразовательной области шире, чем трудового обучения, возникает необходимость значительно более активного использования кабинетов физики, черчения, компьютерного класса, а также пополнения и обновления учебного оборудования, дидактических средств. В то же время, учитывая, что большая часть учебного материала по технологии изучается в школьных мастерских.

В учебной мастерской должна быть создана  здоровая и благоприятная среда  для занятий. Для этого необходимы наличие и рациональное размещение оборудования, оптимальная организация  рабочих мест учителя и учащихся, соблюдение требований безопасного  труда, санитарно-гигиенических нормативов [29 С 36].

Оснащение школьной мастерской включает типовое и самодельное оборудование, дидактические материалы, образцы изделий, проектов и т.д. На передней стене мастерской (она выбирается так, чтобы свет из окон падал на рабочие места учащихся с левой стороны) обычно устанавливается раздвижная учебная доска, которая с одной стороны разлиновывается в клетку, а с другой имеет металлическое покрытие (магнитная часть). Над ней располагают софит для подсветки и экран. Под доской помещают набор чертежных инструментов и ящики для хранения таблиц. На передней стене также размещают телевизор, стенд с набором инструментов с этикетками; тематические плакаты, демонстрирующие красоту труда и профессии; аптечку с адресом ближайшего медицинского учреждения.

Вдоль задней стены обычно располагают  секционные шкалы, кинопроектор, тележки  с укладками инструментов, стенды творческих работ учащихся, диапроектор  для показа диафильмов и диапозитивов. Диафильмы следует хранить в  фильмостатах, отводя для каждого  из них отдельную ячейку. Диапозитивы, дидактические карточки, транспаранты хранят в ящиках в удобном для  пользования порядке. К ящикам прикрепляют  этикетки с названиями хранящихся в  них средств обучения [29 С 38].

Вдоль стены с окнами обычно размещают  столы.

Оформление мастерской. К экспозиции относится разнообразные наглядные пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала.

Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления, актуальностью  затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумного украшательства помещения, загромождения его многочисленными  стендами, витринами, таблицами и  т.п., которые лишь рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность [6 С 48].

Экспозиция  может быть размещена не только в  мастерской, но и в прилегающем  к ней коридоре, холле. В ней  можно выделить две части: постоянную и временную.

Постоянная  экспозиция включает материалы длительного  пользования (правила поведения  в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и  личной гигиены, рекомендации по научной  организации труда учащихся).

Во  временную экспозицию входят материалы, которые необходимы лишь при изучении той или иной темы программы. Это  могут быть таблицы, некоторые инструктивные  материалы, технологические карты  изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками из периодических  изданий об изобретениях, внедрении  новой техники и технологии и  т.п. Стенды и планшеты необходимо располагать  не ниже 0,9 от пола и не выше 2,2м. На стене  помещают 5-6 планшетов [6 С 54].

Поверхности, на которых размещены наглядные  пособия, должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона; это нужно, чтобы  выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшеты размещают  на рейках, щитах, плитах из искусственных  материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрации и текст  дополняют друг друга, образа снимает  нагрузку с текста, облегчая его  восприятие и усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1м. в условиях достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать 150-180 знаков.

Рабочий стенд дает возможность: [28 С 108]

  1. углубить и расширить знания учащихся (цифровая, текстовая, иллюстрированная информация);
  2. развивать их познавательную и творческую деятельность;
  3. осуществлять дифференцированное обучение посредством заданий для самостоятельной работы;
  4. совершенствовать навыки и умения (работа по отбору материалов, их анализ, оформление и т.д.);
  5. внести в работу элементы научной организации труда.

Материалы стендов по окончании изучения темы или раздела снимаются и хранятся на складе мастерской.

Любая экспозиция – постоянная или временная  – должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться  чистке. Лучше, если тексты, схемы, таблицы  и другие компоненты экспозиции будут  помещаться под стеклом или прозрачной пленкой.

Рабочее место учителя складывается из места в мастерской и препараторской (инструментальной). В мастерской оно располагается на возвышении и включает стол, стул, классную доску с комплектом чертежных инструментов, экран для проекций, пульт управления техническими средствами обучения, освещением, силовой электропроводкой, подсветом доски, шторами. В зоне рабочего места учителя размещаются шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, инструментов. В препараторской (инструментальной) устанавливаются стол и стул, шкафы с приспособлениями, инструментами, материалами, литературой и т.д. [44 С 158]

Правильная  организация рабочего места учителя  во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного  процесса.

При организации рабочего места учителя  должны быть учтены следующие общие  требования: [44 С 170]

  1. расположение должно обеспечивать хорошую видимость с него всей мастерской;
  2. перед ним должна быть свободная зона для размещения учащихся во время инструктажа;
  3. оснащение и размещение оборудования, инструментов, приспособлений, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий должно осуществляться с учетом максимальных удобств и в работе с минимальным использованием площади;
  4. мебель, оборудование, оформление должны соответствовать эстетическим требованиям.

Каждое  рабочее место в мастерской должно быть хорошо спланировано, нормально  освещено всем необходимым для выполнения учебно-трудовых задач с максимальной отдачей.

За  состояние и эффективное использование  мастерской отвечает прежде всего учитель, на которого приказом по школе возложено заведование ею. В его обязанности входят: [19 С 12]

  1. обеспечение мастерской материалами, заготовками, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами;
  2. планирование ее работы и перспективы развития;
  3. обеспечение наладки и ремонта оборудования, инструментов, приспособлений;
  4. осуществление контроля за общим состоянием мастерской;
  5. инструктаж учащихся о соблюдении техники безопасности по каждому виду проводимого труда, заполнение соответствующего журнала;
  6. ответственность за выполнение учениками правил безопасного труда, производственной санитарии, за охрану их жизни и здоровья во время занятий;
  7. учет изготавливаемой учащимися продукции и заработанных средств;
  8. развитие их предпринимательской деятельности;
  9. ежегодная инвентаризация материальных ценностей и списание негодного оборудования.

Санитарно-гигиенические требования к мастерским. [31 С 188]

  1. Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должны стоять около окна.
  2. Свет на стол должен падать на работу с левой стороны или освещен искусственным светом.
  3. В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего.
  1. Основные  требования дизайна и эргономики в художественном конструировании  изделия

Потребность человека в прекрасном родственна его потребности в жизненно необходимом. Поэтому стремление к удовлетворению эстетических запросов всегда было свойственно людям.

В настоящее  время техническое и художественное конструирование – это единый процесс рационального проектирования изделий. Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе; художественное – наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой [34 С 22].

Информация о работе Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся