Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание

Задачи данной дипломной работы будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Определить требования, предъявляемые к проектам учащихся.
3. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
4. Выявить критерии оценки проекта.
5. Разработать учебный план и программу по конструированию устройства для приготовления фарша.
6. Разработать планы-уроков, календарно-тематическое планирование проведения занятий по конструированию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся. 6
1.1. Сущность проектной деятельности учащихся. 6
1.2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. 11
1.3. Материально-техническая база проектной деятельности. 20
1.4. Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия 25
1.5. Оценка качества выполненной работы, защита творческого проекта……. 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Практическая работа по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.1. Разработка учебного плана и программы по конструированию устройства для приготовления фарша. 33
2.2. Планирование работ по конструированию устройства для приготовления фарша 38
2.3. План урока по описанию разрабатываемого оборудования 44
2.4. План урока по расчету конструируемого устройства 49
2.5. Экономический расчет 59
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Литература 69

Работа состоит из  1 файл

Диплом Крылов.docx

— 290.27 Кб (Скачать документ)

Дизайн - в переводе с английского означает «остроумный, красивый проект», оригинальное, необычное предложение. Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии (1964), дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий; эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя [34 С 28].

Теория дизайна  получила наименование «технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными; экономическими, эргономическими вопросами развития производства и потребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая  выразительность должна достигаться  не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т. д.

 Информационная  выразительность изделия обеспечивается  технологическими и декоративными  свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурация сопряжении, фактура, цвет, способ крепления — все должно подчеркивать достоинства изделия. Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей изделия в определенной системе и последовательности [34 С 32].

Важнейшим средством  объединения элементов в композицию является ритм — равномерное чередование  размерных элементов, порядок сочетания  линий, объемов, плоскостей. Ритм, как  свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.

Изделие должно быть не только физически, но и зрительно  устойчивым, т. е. уравновешенным. Зрительное равновесие зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости.

Художественная  выразительность композиции во многом зависит от симметрии и асимметрии. Симметрия с давних времен считалась одним из важных условии красоты. С помощью ее организуется форма предмета. Симметрия может быть зеркальной, осевой или винтовой. Асимметрия тоже является важным условием достижения зрительной уравновешенности композиции. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная — читается постепенно.

Восприятие  реальной величины предметов возникает  только в их сравнении. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Все изделия, которыми пользуется человек, должны быть соизмеримы с его  размерами; размеры изделий должны отвечать их назначению и быть увязанными с окружающей средой.

Одним из важнейших  условий красоты изделия является пропорциональность всех его частей. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Важным средством композиции является контраст. Используя контраст, можно усилить выразительность изделия. Контраст достигается соблюдением масштабности, использованием различных материалов и способов их обработки [4 С 48].

Для создания контраста особенно часто используют цвет.

Разновидностью  контраста является нюанс. Он представляет собой как бы градации отношений  однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактур и т. п. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежание монотонности.

  1. Оценка  качества выполненной работы, защита творческого проекта.

Сложность изделия. Сама техника выполнения коврика довольно проста, но некоторые элементы требуют высокого уровня мастерства, т.к. очень трудно точно совместить все элементы изделия в рисунок, аккуратно и ровно соединить части в единое целое,  четко подобрать красивую цветовую гамму. Поэтому работа очень трудоемкая и требует повышенного внимания при выполнении изделия [39 С 98]. 

Качество выполнения. Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с задуманным эскизом, все строчки прямые и за счет этого формируется четкий и ровный рисунок.

Реклама – это открытое оповещение фирмой или частным предпринимателем потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинстве, преимуществе, а также о заслугах деятельности самой фирмы или частного предпринимателя.

В настоящее  время реклама стала одним  из методов активизации спроса товаров, которая направлена на наращивание, поддерживание и создание наилучшего образа компании в глазах потребителей. С развитием маркетинга рекламное  дело превратилось в прикладную науку, базирующуюся на знании основных закономерностей  психологии покупателя.

Возможные критерии оценки проекта. [39 С 104]

  1. оригинальность темы и идеи проекта.
  2. конструктивные параметры:
    • соответствие конструкции назначению изделия.
    • прочность, надежность.
    • Оригинальность.
  3. технологически критерии:
    • Соответствие документации.
    • Оригинальность применения и сочетания материалов.
    • Соблюдение правил безопасности.
  1. эстетические критерии:
    • Композиционная завершенность.
    • Дизайн изделия.
    • Использование традиций народной культуры.
  1. экономические критерии:
    • Потребность в изделии.
    • Экономическое обоснование
    • Рекомендации к использованию
    • Возможность массового производства
    • Реклама изделия (при защите проекта)
  1. Экологические критерии:
    • Наличие ущерба окружающей среде, при производства изделия.
    • Возможность использования вторичного сырья, отходов производства.
    • Возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
  1. Информационные критерии:
    • Стандартность проектной документации.
    • Использование дополнительной информации.

Готовы изделия должны быть снабжены: [31 С 67]

    • Этикеткой с названием проекта и указателем его исполнителей.
    • Пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.

Если учебный  проект выполняется несколькими  учащимися, то прилагается список работ, выполненных каждым из них в отдельности.

Проекты учащихся 7-го класса представляются в рукописном виде, 8-11-го напечатанными на компьютере.

Критерии оценивания результатов  проектирования 

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку  и за защиту работы.  

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля [29 С 24]. 

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся. 

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.  

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой) [29 С 31]. 

Критерии  творческого проекта, учитывающие  оценку изделия и пояснительную  записку, следующие: 

Оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало.

Работа  планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера  с элементами новизны. Работа имеет  высокую экономическую оценку, возможность  широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других предметах [19 С 8]. 

"Хорошо" – пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.  

"Удовлетворительно" – пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Выводы по I главе

Таким образом можно сделать вывод, что под методом проектов понимается дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих проектов, взависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: организационно-подготовительный, технологический и заключительный.

 

Глава II. Практическая работа по конструированию устройства для приготовления фарша.

  1. Разработка  учебного плана и программы по конструированию устройства для  приготовления фарша.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: введение, в котором есть информация о назначении программы, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе обучающихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа, календарно-тематическое планирование.

Введение

Метод проектов не является новым направлением в  технологии. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.

В процессе проектной  деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают  основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и  технологических решений, технология игры.

Курс обучения предусматривает  теоретическую и практическую часть. В теоретическую программу входит: изучение структуры и свойств мяса, изучение различного механического оборудования для обработки пищевых продуктов, устройства для приготовления фарша. В практическую часть входит: рассмотрение и проектирование устройства для приготовления фарша. За основу взята мясорубка промышленного применения и переоборудована в бытовую. Также в нее внесено изменение, к примеру камеру расположили под углом, чтобы сохранить выжатый сок.

Данная программа  рассчитана на классы старшего и среднего звена. Занимаясь по данной программе дети приобретают практические навыки конструирования, проектирования, анализируют необходимость и правильность расчетов, и теоретические знания устройству бытового механического оборудования. Проведение экскурсий  помогает на практике увидеть значимость их работы.

Программа предусматривает следующие  цели:

Цель занятий  творческого проекта состоит  в том, чтобы удовлетворить интерес  школьников к практическому конструированию  различных технических средств, привить им навыки разработки и конструированию  устройств, способствующих повышению  качества и эффективности труда, сформировать у них стремление к  поиску рациональных путей повышения  производительности труда.

Информация о работе Творческий проект как основа развития творческих умений учащихся