Отдельные поступки
значимы не сами по себе, а
лишь в связи с тем, какие
особенности личности, тенденции
их развития за ними скрываются.
Таким образом,
отклоняющееся поведение детей
и под-ростков, с одной стороны, может
рассматриваться как сим-птом, сигнал,
признак зарождения и развития (тенденция)
соответствующих особенностей личности,
с другой сторо-ны, выступать в качестве
проводника воспитательного вли-яния
на развитие личности, средства ее формирования
или целенаправленного воздействия на
ее формирование (т.е. воспитательного
средства).
Рассматривая
поведение как феномен, свидетельствующий
о том или ином состоянии
личности, тенденции ее развития,
мы должны помнить, что одни
и те же внешне сходные осо-бенности
поведения могут свидетельствовать о
разных процес-сах, происходящих в психике
индивида, и наоборот.
Поведенческие
реакции вызываются неблагоприятными
обстоятельствами или условиями
жизни, действующими од-нократно
или систематически. В последнем случае
измене-ния в поведении, приводящие к той
или иной реакции, накапливаются и проявляются
постепенно или приводят к резкому срыву.
Примером могут служить реакции отказа,
протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений
этих реакций может быть очень много. Они
всегда возникают в ответ на ту или иную
психологическую ситуацию и с ее устранени-ем
исчезают[6,с.90].
При этом на
отклоняющее поведение ребенка
большое значение оказывает семейное
воспитание.
Среди функционально
несостоятельных, не справляющихся
с воспитанием детей большинство
семей от составляют семьи, характеризующиеся
неблагоприятными социально-психологическими
факторами, так называемые конфликтные
семьи, где хронически обострены отношения
супругов, и педагогически несостоятельные
семьи с низкой психолого-педагогической
культурой родителей, неправильным стилем
детско-родительских отношений. Наблюдаются
самые разнообразные неправильные стили
детско-родительских отношений: жестко-авторитарный,
педантично-подозрительный, увещевательный,
непоследовательный, отстранение-равнодушный,
попустительски-снисходительный и др.
Как правило, родители с социально-психологическими
и психолого-педагогическими проблемами
осознают свои трудности, стремятся обращаться
за помощью к педагогам, психологам, однако
далеко не всегда без помощи специалиста
способны справиться с ними, понять свои
ошибки, особенности своего ребенка, перестроить
стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося
внутрисемейного, школьного или другого
конфликта[21,с.78].
Вместе с тем,
есть значительное число не
осознающих свои проблемы семей,
условия в которых, тем не
менее, столь тяжелы, что они
угрожают жизни и здоровью
детей. Это, как правило, семьи
с криминальными факторами риска,
где родители из-за своего антиобщественного
или преступного образа жизни
не создают элементарных условий
для воспитания детей, допускается
жестокое обращение с детьми,
женщинами, имеет место вовлечение
детей, подростков в преступную
и антиобщественную деятельность.
С учетом достаточно
большого количества причин, обусловливающих
функциональную несостоятельность
семьи, существуют весьма разнообразные
подходы к типологии и классификации
таких семей. Мы, в свою очередь,
в качестве системообразующего критерия
при составлении типологии функционально
несостоятельных семей используем характер
десоциализирующего влияния, оказываемого
такими семьями на своих детей.
Семьи с прямым
десоциализирующим влиянием демонстрируют
асоциальное поведение и антиобщественные
ориентации, выступая, таким образом, институтами
десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные
семьи, в которых преобладают криминальные
факторы риска, и аморально-асоциальные
семьи, которые характеризуются антиобщественными
установками и ориентациями[6,с.80].
Семьи с косвенным
десоциализирующим влиянием испытывают
затруднения социально-психологического
и психолого-педагогического характера,
выражающиеся в нарушениях супружеских
и детско-родительских отношений, это
так называемые конфликтные и педагогически
несостоятельные семьи, которые чаще в
силу психологических причин утрачивают
свое влияние на детей[6,с.84].
Наибольшую опасность
по своему негативному воздействию
на детей представляют криминально-аморальные
семьи. Жизнь детей в таких
семьях из-за жестокого обращения,
пьяных дебошей, сексуальной распущенности
родителей, отсутствия элементарной заботы
о содержании детей зачастую находится
под угрозой. Это так называемые социальные
сироты (сироты при живых родителях), воспитание
которых должно быть возложено на государственно-общественное
попечение. В противном случае ребенка
ждет раннее бродяжничество, побеги из
дома, полная социальная незащищенность
как от жестокого обращения в семье, так
и от криминализирующего влияния преступных
образований.
Асоциально-аморальные
семьи, которые хотя и относятся
к семьям с прямым десоциализирующим
влиянием, тем не менее, в соответствии
со своими специфическими социально-психологическими
характеристиками требуют иного подхода[6,88].
На практике
к асоциально-аморальным семьям
чаще всего относят семьи с
откровенными стяжательскими ориентациями,
живущие по принципу "цель оправдывает
средства", в которых отсутствуют
моральные нормы и ограничения.
Внешне обстановка в этих семьях
может выглядеть вполне благопристойной,
уровень жизни достаточно высок,
но духовные ценности подменены
исключительно стяжательскими ориентациями
с весьма неразборчивыми средствами
их достижения. Такие семьи, несмотря
на свою внешнюю респектабельность,
благодаря своим искаженным моральным
представлениям, также оказывают
на детей прямое десоциализирующее
влияние, непосредственно прививая им
антиобщественные взгляды и ценностные
ориентации.
Иного подхода
требуют семьи с косвенным
десоциализирующим влиянием - конфликтные
и педагогически несостоятельные.
Конфликтная семья,
в которой по различным психологическим
причинам личные взаимоотношения
супругов строятся не по принципу
взаимоуважения и взаимопонимания,
а по принципу конфликта, отчуждения.
Педагогически
несостоятельные, как и конфликтные,
семьи не оказывают на детей
прямого десоциализирующего влияния.
Формирование антиобщественных ориентации
у детей в этих семьях происходит потому,
что за счет педагогических ошибок, тяжелой
морально-психологической атмосферы здесь
утрачивается воспитательная роль семьи,
и она по степени своего воздействия начинает
уступать другим институтам социализации,
играющим неблагоприятную роль[6,с.98].
На практике
педагогически несостоятельные
семьи оказываются наиболее труднодоступными
для выявления причин и неблагоприятных
условий, оказавших негативное
воздействие на детей, чаще всего
характеризующиеся наиболее типичными,
неправильно сложившимися педагогическими
стилями в функционально несостоятельных
семьях, не справляющихся с воспитанием
детей.
Попустительски-снисходительный
стиль, когда родители не придают
значения проступкам детей, не
видят в них ничего страшного,
считают, что "все дети такие",
либо рассуждают так: "Мы сами
такими же были. Позиция круговой
обороны, которую также может
занимать определенная часть
родителей, строя свои отношения
с окружающими по принципу "наш
ребенок всегда прав". Такие
родители весьма агрессивно настроены
ко всем, кто указывает на неправильное
поведение их детей. Дети из
таких семей страдают особенно
тяжелыми дефектами морального
сознания, они лживы и жестоки,
весьма трудно поддаются перевоспитанию[10,89].
Демонстративный
стиль, когда родители, чаще мать,
не стесняясь, всем и каждому
жалуются на своего ребенка,
рассказывает на каждом углу
о его проступках, явно преувеличивая
степень их опасности, вслух
заявляют, что сын растет "бандитом"
и прочее. Это приводит к утрате
у ребенка стыдливости, чувства
раскаяния за свои поступки, снимает
внутренний контроль за своим поведением,
происходит озлобление по отношению к
взрослым, родителям.
Аспирантура
04.08.2009, 04:17
Педантично-подозрительный
стиль, при котором родители не верят,
не доверяют своим детям, подвергают
их оскорбительному тотальному контролю,
пытаются полностью изолировать
от сверстников, друзей, стремятся абсолютно
контролировать свободное время
ребенка, круг его интересов, занятий,
общения.
Жестко-авторитарный
стиль характерен родителям, злоупотребляющим
физическими наказаниями. К такому
стилю отношений больше склонен
отец, стремящийся по всякому
поводу жестоко избить ребенка,
считающий, что существует лишь
один эффективный воспитательный
прием - физическая расправа. Дети
обычно в подобных случаях
растут агрессивными, жестокими, стремятся
обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный
стиль, который в противоположность
жестко-авторитарному стилю в
этом случае родители проявляют
по отношению к своим детям
полную беспомощность, предпочитают
увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применять никаких
волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный
стиль возникает, как правило,
в семьях, где родители, в частности
мать, поглощена устройством своей
личной жизни. Выйдя вторично
замуж, мать не находит ни
времени, ни душевных сил для
своих детей от первого брака,
равнодушна как к самим детям,
так и к их поступкам. Дети предоставлены
самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся
меньше бывать дома, с болью воспринимают
равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по
типу "кумир семьи" часто
возникает по отношению к "поздним
детям", когда долгожданный ребенок
наконец-то рождается у немолодых
родителей или одинокой женщины.
В таких случаях на ребенка
готовы молиться, все его просьбы
и прихоти выполняются, формируется
крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми
жертвами которого становятся
сами же родители.
Непоследовательный
стиль - когда у родителей, особенно
у матери, не хватает выдержки,
самообладания для осуществления
последовательной воспитательной
тактики в семье. Возникают
резкие эмоциональные перепады
в отношениях с детьми - от наказания,
слез, ругани до умилительно-ласкательных
проявлении, что приводит к потери
родительского влияния на детей. Подросток
становится неуправляемым, непредсказуемым,
пренебрегающим мнением старших, родителей.
Нужна терпеливая, твердая, последовательная
линия поведения воспитателя, психолога
[1,с.115].
Перечисленными
примерами далеко не исчерпываются
типичные ошибки семейного воспитания.
Однако исправить их гораздо
труднее, чем обнаружить, поскольку
педагогические просчеты семейного
воспитания чаще всего имеют
затяжной хронический характер.
Особенно трудно поправимы и тяжелы по
своим последствиям холодные, отчужденные,
а порою и враждебные отношения родителей
и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание
Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность
родителей в таких случаях порою доходит
до того, что они сами обращаются за помощью
в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних,
просят, чтобы их сына, дочь отправили
в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев
эта мера, действительно, оказывается
оправданной, поскольку дома исчерпаны
вес средства, и перестройка отношений,
не произошедшая своевременно, практически
уже становится невозможной вследствие
обостренности конфликтов и взаимной
неприязни.[6,с.64 ]
Ошибки семейной
педагогики особенно ярко проявляются
в системе наказаний и поощрений,
практикуемой в семье. В этих
вопросах нужна особенная осторожность,
осмотрительность, чувство меры, подсказываемые
родительской интуицией и любовью.
Как чрезмерное попустительство,
так и чрезмерная жестокость
родителей одинаково опасны в воспитании
ребенка.
Вообще неблагополучие
в семье должно предупреждаться
задолго до того, как ребенок
попадает в поле зрения органов
профилактики.
Для этого необходимо
проводить в соответствующих
учреждениях, например, в школе
исследования.
Любая деформация
семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности
ребенка. Можно выделить два
типа деформации семьи: структурную
и психологическую. Структурная
деформация семьи есть не что
иное, как нарушение ее структурной
целостности, что в настоящее
время связывается с отсутствием
одного из родителей. Психологическая
деформация семьи связана с
нарушением системы межличностных
отношений в ней, а также
с принятием и реализацией
в семье системы негативных
ценностей, асоциальных установок
и т.п. В настоящее время
все большее внимание уделяется
именно фактору психологической
деформации семьи.