Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………….стр.2
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе …….стр.6
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей…….стр. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ……………………………………………………………………………………..стр.14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов 25
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.docx

— 67.98 Кб (Скачать документ)

 Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.[3 ,с.32] 

 В конфликтных  семьях часто отсутствует моральная,  психологическая поддержка. Характерной  особенностью конфликтных семей  является так же нарушение  общения между ее членами. Как  правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. 

 Конфликтные семьи  более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются  информацией, избегают лишних  разговоров. В таких семьях практически  никогда не говорят «мы», предпочитая  говорить только «я», что свидетельствует  о психологической изолированности  брачных партнеров, их эмоциональной  разобщенности. И, наконец, в  проблемных, вечно ссорящихся семьях  общение друг с другом строится  в режиме монолога, напоминая  разговор глухих: каждый говорит  свое, самое важное, наболевшее, но  никто его не слышит; в ответ  звучит такой же монолог.[7 ,с.64] 

 Дети, пережившие  ссоры между родителями, получают  неблагоприятный опыт в жизни.  Негативные образы детства очень  вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в  зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания  друг с другом, обязаны всегда  помнить о том, что даже при  неудачном браке в семейные  конфликты не должны втягиваться  дети. О проблемах ребенка следует  думать, по крайне мере, столько  же, сколько о своих собственных.[6,с.78] 

 Своеобразным  индикатором семейного благополучия  или неблагополучия оказывается  поведение ребенка. Корни неблагополучия  в поведении детей разглядеть  легко, если дети вырастают  в семьях явно неблагополучных.  Гораздо труднее сделать это  применительно к тем «трудным»  детям и подросткам, которые воспитывались  в семьях вполне благополучных.  И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско - родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из - за служебной или личной занятости супругов. 

 Следствием такого  семейного воспитания детей довольно  часто становится ярко выраженный  эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности  общения со сверстниками и  взрослыми. 

 Перечисленные  формами не исчерпыва-ются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функ-ции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, прави-ла которых им были навязаны. Особенно отчетливо не-простое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль -- положи-тельная или отрицательная -- она в равной степени нега-тивно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.[6 ,с.112] 

 Кроме того, семейное  благополучие явление относительное  и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья  переходит в категорию либо  явно, либо скрыто неблагополучных  семей. Поэтому необходимо постоянно  проводить работу по профилактике  семейного неблагополучия. 

1.2.Социально - психологические  проблемы неблагополучных семей

 Семью можно  отнести к естественно малой  группе, так как она возникает  и существует исходя из потребностей  её членов. Так же, семью можно  охарактеризовать как высокоразвитую  малую группу по тому, что в  ней присутствуют - достаточная психологическая  общность, налаженные личные взаимоотношение  - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д. 

 Таким образом,  внутрисемейные процессы могут  выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора  воспитания, которые влияют на  формирование личности ребенка. 

 Таким образом,  существование человека в настоящее  время организовано в форме  семейного образа жизни. Каждая  из функций в каких-то частных  случаях может быть с большим  или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. 

 Семейные условия,  включая социальное положение,  род занятий, материальное обеспечение  и уровень образования родителей,  в большой мере предопределяют  жизненный путь ребенка. Помимо  сознательного, полноценного и  целенаправленного воспитания, которое  дают ему родители, на ребенка  воздействует вся внутрисемейная  атмосфера, причем эффект этого  воздействия с возрастом накапливается,  преломляясь в структуре личности. 

 Таким образом,  окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье,  условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в  первую очередь, на особенностях  его характера. Если семейная  атмосфера неблагоприятна для  психического развития ребенка,  то вполне вероятно, что и сформированные  черты его личности тоже будут  патологичны. 

 Наряду с тем,  что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании  мировосприятия и нравственных  убеждений детей, не следует  забывать о том, что сами  родители нередко упускают из  виду то обстоятельство, что и  сложившаяся в семье атмосфера  способна оказать существенное  влияние на личностное становление  воспитывающихся в ней детей. 

 Увеличение числа  разводов и снижение рождаемости,  рост преступности в сфере  семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». [24,с.120] Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. 

 Известный детский  психиатр М. И. Буянов считает,  что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие  он рассматривает как создание  неблагоприятных условий для  развития ребенка. Согласно его  трактовке, неблагополучная для  ребенка семья - это не синоним  асоциальной семьи. Существует  множество семей, о которых  с формальной точки зрения  ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка  эта семья будет неблагополучной,  если в ней есть факторы,  неблагоприятно воздействующие  на личность ребенка, усугубляющие  его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для  одного ребенка, - подчеркивает М.  И. Буянов, - семья может быть  подходящей, а для другого эта  же семья станет причиной тягостных  душевных переживаний и даже  психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».[2 ,с.9] 

 Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [6, с.176]. 

 В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». 

 С учетом доминирующих  факторов, оказывающих негативное  влияние на развитие личности  ребенка, неблагополучные семьи  мы условно разделили на две  большие группы, каждая из которых  включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи  с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные,  проблемные семьи, асоциальные,  аморально - криминальные и семьи  с недостатком воспитательных  ресурсов (в частности - неполные). 

 Вторую группу  представляют внешне респектабельные  семьи, образ жизни которых  не вызывает беспокойства и  нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки  и поведение родителей резко  расходятся с общечеловеческими  моральными ценностями, что не  может не сказаться на нравственном  облике воспитывающихся в таких  семьях детей. Отличительной особенностью  этих семей является то, что  взаимоотношения их членов на  внешнем, социальном уровне производят  благоприятное впечатление, а  последствия неправильного воспитания  на первый взгляд незаметны,  что иногда вводит окружающих  в заблуждение, тем не менее,  они оказывают деструктивное  влияние на личностное формирование  детей. Эти семьи отнесены нами  к категории внутренне неблагополучных  (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей  довольно многообразны [9,с.31].

Аспирантура

04.08.2009, 04:17

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка  является своеобразным индикатором  семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший  и главнейший показатель неблагополучия семьи»[2,с.11]. 

1.3.Влияние неблагополучной  семьи на отклоняющее поведение  ребенка 

 Отклоняющимся  (девиантным) поведением принято на-зывать социальное поведение, не соответствующее устано-вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из-вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор-мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу-ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по-ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта-ции (психической, социально-психологической, средовой)[14,с.89]. 

 Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. 

 Во-первых, это  поведение, отклоняющееся от норм  психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатологии (патологическое). 

 Во-вторых, это  антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше-ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по-рядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении[21,с.80]. 

 С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом. 

 Социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан-ные со стремлением получить материальную, денежную, иму-щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); 

 Агрессивной ориентации: действия, направленные против лично-сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); 

 Социально-пассивного  типа: стремление уйти от активного  образа жизни, уклониться от  гражданских обязанностей, неже-лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид)[1,с104]. 

 Таким образом,  асоциальное поведение, различающееся  и содержанием, и целевой направленностью,  может прояв-ляться в различных социальных отклонениях: от наруше-ний норм морали до правонарушений и преступлений. 

 Асоциальные проявления  выражаются не только во внеш-ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента-ции и представлений. 

 Под отклонениями  в поведении детей и подростков  пони-маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек-ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом[1,с.107]. 

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков