Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………….стр.2
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе …….стр.6
1.2. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей…….стр. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ……………………………………………………………………………………..стр.14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов 25
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.docx

— 67.98 Кб (Скачать документ)

10. Условия жизни  подростка: 

1 отдельная комната 

2 уголок в общей  комнате 

3 свой письменный  стол 

4 отдельное спальное  место 

5 общая кровать  с кем -то; 

11. Часто ли подросток  пропускает занятия по неуважи-тельным причинам? 

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко; 

12. Часто ли подросток  приходит в школу без школьных  принадлежностей? 

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко; 

13. Выглядит ли  подросток неухоженным: 

1 приходит в школу  грязный 2 приходит в шко-лу в порванной одежде 

3 приходит в школу  голодный; 

14. Есть ли признаки  насилия над ребенком в семье: 

1 синяки 2 затравленный  взгляд 3 страх при повышении голоса 

15. Занимается ли  подросток попрошайничеством: 

1 Да 2 Нет 

16. Существуют ли  у родителей подростка проблемы (алко-голизм, асоциальное поведение): 

1 Да 2 Нет 

17. Часто ли подросток  не выполняет домашние задания: 

1 Да 2 Нет 3 Относительно редко 

 Приложение№3 

 АНКЕТА СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА/СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА  (заполняется в случае подозрения  на безнадзорность ребенка) 

1. Бывает ли кто-нибудь  из взрослых с ребенком в  тече-ние дня: 

1 Да 2 Нет 

2. Если да, то кто: 

1 мать 2 отец 3 приемные  родители 4 ма-чеха 5 отчим 6 бабушка 7 дедушка 8 опекун 9 братья, сестры 

3. Продолжительность  рабочего дня матери: 

1 Полный рабочий  день 2 Неполный рабочий день 3 Не работает 

4. Продолжительность  рабочего дня отца: 

1 Полный рабочий  день 2 Неполный рабочий день 3 Не работает 

5. Если ребенок  заболел и ему необходимо каждый  день посещать поликлинику, будет  ли его кто-нибудь отводить: 

1 Да 2 Нет 

6. Часто ли ребенок  приходит домой позже 23 часов: 

1 Да 2 Нет 

7. Имеет ли мать  вредные привычки (употребление  алко-голя, употребление наркотиков): 1 Да 2 Нет 

8. Имеет ли отец  вредные привычки (употребление  алко-голя, употребление наркотиков): 1 Да 2 Нет 

9. Часто ли в  доме устраиваются праздники  с употребле-нием спиртных напитков: 1 Да 2 Нет 

10. Имеет ли мать  инвалидность, связанную с ограниче-нием передвижения: 1 Да 2 Нет 

11. Имеет ли отец  инвалидность, связанную с ограниче-нием передвижения: 1 Да 2 Нет 

12. Если подросток  посещает секции или кружки, то  его туда кто-нибудь отводит: 1 Да 2 Нет 

13. Приходит ли  подросток домой пьяный: 1 Да 2 Нет 

14. Употребляет ли  подросток наркотики: 01 Да 02 Нет 

15. Состоит ли  подросток на учете у участкового  инспектора: 

01 Да 02 Нет 

16. Состоит ли  подросток на учете в КДП: 

01 Да 02 Нет 

17. Пьет ли подросок в присутствии родителей: 

01 Да 02 Нет 

18. Часто ли подросток  дерется: 

01 Да 02 Нет 

19. Часто ли подросток  не ночует дома: 

01 Да 02 Нет 

 Приложение №4 

 Результаты исследования 

 Так Роман Г., пропускает занятия в школе  без уважительных при-чин, из-за многочисленных пропусков в 7 «Б» классе был пере-веден на индивидуальную форму обучения. В 6-м классе под-росток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, кон-троль за поведением Романа со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют. Его мать и ее муж, который приходится Роману отчимом, нигде не работают, употребляют спиртные напитки, в квар-тире антисанитарные условия. 

 К. злостно  уклоняется от воспитания и  обучения сына Ро-мана, К. воспитанием сына не занимается, ребенок оставлен на попечение бабушки. Подросток предоставлен сам себе, бро-дяжничает, совершает противоправные действия. Мать не заботится о развитии детей, так как кроме Романа у нее есть дочь Маша 1999г.р. и сын Иван 2002г.р.не обеспечивает их надлежащим питанием, одеждой, в результате чего малолетние дети часто ходят голодные, не-ухоженные. Своим поведением мать показывает детям отри-цательный пример. Положительного влияния на сына не име-ет, никаких действий по его возвращению в школу не пред-принимает. На меры педагогического воздействия К. и ее сын не реагируют. 

 Данные, собранные  социальным работником передается  КДН 

 Комиссия постановила: 

1. Вынести предупреждение  Роману Г. 

2. Вынести предупреждение  матери подростка К. 

3. Рекомендовать  консультацию психолога школы  Роману 

 Г. и его  матери. 

4. Поручить члену  Комиссии со стороны службы  занято-сти оказать содействие в трудоустройстве К. 

5. Поручить члену  Комиссии со стороны службы  социаль-ной защиты оказать содействие К. в получении детского пособия в натуральных продуктах. 

6. Пригласить на  заседание КДН в порядке контроля  К. и 

 Романа Г. в  срок до 11.04.2006 

 Подросток и  семья были поставлены на учет  к социаль-ному педагогу, который осуществлял контроль за ситуаци-ей в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе. 

 С родителями  и подростком неоднократно проводились  беседы, мальчик посетил консультацию  психолога, через пригласительную  комиссию был повторно оформлен  индивидуальный план обучения, составлено  расписание занятий Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса подростка к истории и математике. 

 Родители долго  не прилагали усилий для исправления ситуации и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в ра-боте с семьей. После этого отчим Романа устроился на ра-боту через службу занятости, квартиру постепенно приве-ли в порядок, уход за детьми улучшился. Ситуация стабилизи-ровалась. Комиссия сняла семью с контроля и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом. 

 Елена С. 02.07.1993 г.р. На учете в ОППН не  состоит. Мать: Людмила Владимировна  С. 

 Елена злостно  уклоняется от обучения, пропускает  за-нятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предваритель-ным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала груба и, агрессивной, нецензур-но выражается. 

 Мать, зная, что  дочь не посещает занятия, мер  по ее воз-вращению в школу не предпринимает. Меры педагогичес-кого воздействия положительного результата не дают. 

 Комиссия постановила: 

1. Вы нести предупреждение  матери С. 

2 Вынести предупреждение Елене С. 

3. Социальному педагогу  СШ № 16 оказать Елене С. не-обходимую помощь и поддержку в обучении. 

4. Рекомендовать  консультацию психолога 

 Социальным педагогом  установлено, что в семье слож-ные взаимоотношения между родителями, которые разве-дены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Елена за-мыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсут-ствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения. 

 В результате  работы школьной Комиссии мама  и подросток прошли курс консультаций  психоло-га. Девочка стала посещать клуб «Ровесник» при ДТ г. Майкопа. В школе смогли организовать дополнительные за-нятия для ликвидации пробелов в знаниях Елены. Хотя се-рьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вер-нулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.

Аспирантура

04.08.2009, 04:17

Денис Д. 16.04.92 г. р. злостно  уклоняется от обучения, пропускает занятия  в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в резуль-тате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее вре-мя пропуски уроков продолжаются. 

 Мать, Нина Алексеевна  Д., со своей стороны не выполняет  надлежащим образом обязанности  по обучению сына, не кон-тролирует посещаемость им занятий, что способствует укло-нению подростка от учебы. Денис объясняет нежелание хо-дить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями. Меры педагогического воздействия в отноше-нии Дениса и его матери положительного результата не дают. 

 Администрации  СШ 16 решила принять меры по  разрешению конфликтной ситуации, и назначила ответственным а социального работника. 

 В течение двух  месяцев проводилась работа с  классным руководителем, подростком, семьей. Мама посетила школь-ного психолога, Денис прийти на консультацию отказался. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в зна-ниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четвер-ти отказался вернуться в класс. В связи с этим члену Ко-миссии со стороны Управления здравоохранения было по-ручено оказать содействие в получении документа, позво-ляющего перевести подростка на домашнее обучение. Восьмой класс Денис окончил, обучаясь на дому. 

 На следующий  год подросток опять не приступил  к заня-тиям и администрация школы обратилась в Комиссию с ходатайством о его отчислении. При содействии Комиссии подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис при-ступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась. 

 Сергея С., 25.09.1991 г.р. Место учебы: СШ 16. На учете  в ОППН не состоит. Мать: Ирина  Алексеевна С. 

 Установлено,  что Сергей С. упот-ребляет наркотики с декабря 2004 г., мать об этом знала, однако до сих пор мер по лечению сына от зависимости не предприняла, объясняя это тем, что вынуждена была уехать на заработки. Данные факты свидетельствуют о лег-комысленном отношении матери к здоровью сына к его дальнейшей судьбе. На заседании КДН ей разъясне-на ответственность за невыполнение родительских обя-занностей. 

 На основании  ст. 18, 19, 8, 9 Положения о Комиссиях  по делам несовершеннолетних  ст. 36, 44 КОАЛ Комиссия по-становила: 

1. Вынести предупреждение  Сергею С. 

2. Вынести предупреждение  И. С. 

3. Рекомендовать  матери принять срочные меры  по ле-чению сына от наркотической зависимости, пройти кон-сультацию психолога. 

4. ОППН УВД г.  Майкопа поставить на профилактичес-кий учет Сергея С.. информировать КДН о состоянии дел в семье. 

 Работа с семьей  длилась долго, подросток находился  под постоянным контролем инспектора  ОППН, социального педагога. Именно  социальный педагог помог маме  устано-вить взаимоотношения с психологом, специалистами Город-ского наркологического диспансера. Несмотря на то, что подросток и мама не являлись по вызову в Комиссию для контроля, благодаря социальному педагогу удавалось координировать деятельность служб в оказании помощи семье. 

 В итоге Сергей  прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику  были предложены вари-анты организации досуга в спортивных секциях. После это-го Сергей опять стал употреблять наркотические вещества, работа с ним была продолжена. 

 Кирил-л Ф., 04.10.1990 г.р. Место учебы: СШ 16. На учете в ОППН не состоит. Опекун: Людмила Ивановна Б., 1941 г.р., пенсионерка. 

 Кирилл употребляет  алкогольные напитки, нео-прятный внешний вид. 

 В настоящее  время других замечаний подросток  не име-ет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно. 

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков