Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа
Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.
Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………… |
3 |
Глава
1. Социализация подростков как социально-педагогическая
проблема...................... |
8 |
|
8 |
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр……………………………………………………………. | 22 |
Выводы по первой главе………………………………………………… | 34 |
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр…………………………………………………………….. | 36 |
2.1.
Социально-педагогическая |
36 |
2.2.
Социально-педагогическая коррекция зависимости
от компьютерных игр в подростковом возрасте...................... |
49 |
Выводы по второй главе…………………………………………………. | 61 |
Заключение................ |
63 |
Библиографический список…………… |
67 |
Приложения………………………………………… |
72 |
Введение
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХв. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого феномена современности как компьютер, высокие технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Сейчас темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.
Вместе с появлением ЭВМ появились компьютерные игры и с каждым скачком в развитии электроники совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. В области высоких технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами».
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере.
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны социальной педагогики.
В обществе формируется целый класс фанатов компьютерных игр. Общение с ними показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них — имеют известные психологические и социально- педагогические проблемы: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей, неумение общаться. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Эти люди в основной массе выпадают из общества, процесс их социализации нарушается. Согласно исследованиям К.Янг подавляющее большинство фанатов компьютерных игр – подростки. То, как подросток социализируется в обществе в свои 11-15 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом.
Проблемы, возникающие в процессе социализации, хорошо изучены в зарубежной и отечественно научной литературе. Ими занимались такие учёные как Галагузова М.А, Мудрик А.В., Бодалев А.А. Влияние компьютерной аддикции исследовали К.Янг, М.С.Иванова, П. Мунтян, Войскунский А.Е. .
Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между компьютерной зависимостью и социализацией подростков.
В современных социальных условиях заметно обострились противоречия между:
Это определило выбор темы нашего исследования: «Влияние зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростков»
Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.
Объект, предмет и цель исследования определили систему исследовательских задач:
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласна которой работа социального педагога с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр, будет организована более эффективно, чем в массовой социально-педагогической практике, если будет:
Методологическую базу исследования составил комплекс идей о влиянии компьютерных игр на личность подростка К.Янг, М.С.Иванова, П. Мунтян, Войскунский А.Е. А так же взгляды ряда учёных на социализацию. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис.
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы был использован комплекс методов, включающий:
Опытно-
Исследование проводилось в 2005-2006 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап исследования (октябрь 2005г. – февраль 2006 г.) – поисково-теоретический, на котором изучалось современное состояние изучаемой проблемы, проводился анализ социально-педагогической и психолого-педагогической научной литературы.
Второй этап исследования (февраль – март 2006 г.) - опытно-экспериментальный. Целью данного этапа было выявление влияния зависимости от компьютерных игр на социализацию подростков, разработка и апробация направлений коррекционной деятельности.
Третий этап исследования (апрель - май 2006 г.) – описательно-итоговый. Проводилась систематизация содержания и результатов исследования, результаты работы оформлялись в виде текста выпускной квалификационной работы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что конкретизирована специфика работы социального педагога с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в разработку теоретических основ социализации подростков имеющих компьютерную зависимость.
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы социальными педагогами при работе с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр.
Апробация
результатов исследования осуществлялась
через выступления на: X Региональной конференции
молодых исследователей Волгоградской области
(ВГПУ, 8-11 ноября 2005г.), LIX Студенческой научной
конференции (ВГПУ, 3-7 апреля 2006г.).
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (100 с.) состоит из введения (5 с.), двух глав (28 с., 28с.), заключения (4 с.), списка литературы (52 наименований) и 5 приложений. Текст работы содержит 5 таблиц, 3 рисунка.
Глава 1 Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1 Особенности социализации в подростковом возрасте
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». (41, С. 216)
В педагогическом словаре существует следующее определение термина «социализация»: «это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности». В своем исследовании мы будем придерживаться именного этого определения.
Говоря более простым языком, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.
Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка