Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание

Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.

Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Содержание

Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте

Работа состоит из  1 файл

влияние зависимости от комп игр.doc

— 617.50 Кб (Скачать документ)
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение………………………………………………………………….

3
    Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема..............................................................................................................  
8
    1. Особенности социализации в подростковом возрасте..............................................................................................
 
8
    1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр…………………………………………………………….  
22
    Выводы  по первой главе………………………………………………… 34
    Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр……………………………………………………………..  
 
36
    2.1. Социально-педагогическая диагностика  влияния зависимости от ролевых  компьютерных игр на социализацию подростка………………….  
36
    2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте..................................................  
49
    Выводы  по второй главе…………………………………………………. 61

    Заключение...............................................................................................

63
       Библиографический  список……………………………………………… 67
    Приложения………………………………………………………………. 72     
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Научно-технический  прогресс, набравший к концу ХХв. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого феномена современности  как компьютер, высокие технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

    Сейчас темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.

    Вместе  с появлением ЭВМ появились компьютерные игры и с каждым скачком в развитии электроники совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. В области высоких технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами».

    Основной  деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов  у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

    Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом  деле фанатически увлекающихся компьютерными  играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны социальной педагогики.

    В обществе формируется целый класс  фанатов компьютерных игр. Общение с ними показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них — имеют известные психологические и социально- педагогические проблемы: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей, неумение общаться. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Эти люди в основной массе выпадают из общества, процесс их социализации нарушается. Согласно исследованиям К.Янг подавляющее большинство фанатов компьютерных игр – подростки.  То, как подросток социализируется в обществе в свои 11-15 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом.

      Проблемы, возникающие в процессе социализации, хорошо изучены в зарубежной и отечественно научной литературе. Ими занимались такие учёные как Галагузова М.А, Мудрик А.В., Бодалев А.А. Влияние компьютерной аддикции исследовали К.Янг, М.С.Иванова, П. Мунтян, Войскунский А.Е.   .

    Между тем, в работах выполненных в  этой области не достаточно рассматриваются  и прослеживаются зависимости и  связи между компьютерной зависимостью и социализацией подростков.

    В современных социальных условиях заметно  обострились противоречия между:

  • обучающими и развивающими возможностями компьютера и его негативным влиянием;
  • ограждением ребенка от компьютера  c целью защитить его от зависимости от компьютерных игр,   ущемлением его прав, унижением его перед сверстниками, которым компьютер доступен;
  • с одной стороны компьютерная зависимость отнимает массу времени, исключая подростка из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр — это явление проходящее, временное.

    Это определило выбор темы нашего  исследования«Влияние зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростков»

    Объект  исследования –  зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

    Предмет исследования – социализация подростков  имеющих компьютерную зависимость.

    Цель  исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

    Объект, предмет и цель исследования определили систему исследовательских задач:

    1. Систематизировать особенности социализации в подростковом возрасте;
    2. Проанализировать процесс формирования зависимости от ролевых компьютерных игр;
    3. Выявить влияние зависимости от компьютерных игр на социализацию подростков;
    4. Разработать и апробировать систему мер по коррекции зависимости от компьютерных игр.

      В основу нашего исследования  положена гипотеза, согласна которой работа социального педагога с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр, будет организована более эффективно, чем в массовой социально-педагогической практике, если будет:

  • выявлено влияние зависимости от компьютерных на социализацию личности подростка;
  • разработана система средств социально-педагогической коррекции компьютерной зависимости.

    Методологическую  базу исследования составил комплекс идей о влиянии компьютерных игр на личность подростка К.Янг, М.С.Иванова, П. Мунтян, Войскунский А.Е. А так же взгляды  ряда учёных на социализацию. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис.

    Для решения поставленных задач и  подтверждения исходной гипотезы был  использован комплекс методов, включающий:

  • теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы.
  • диагностические методы (тестирование, анкетирование, наблюдение);
  • статистические методы обработки данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.

      Опытно-экспериментальная  база исследования - МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района г. Волгограда. В исследовании принимало участие 20  учащихся 8 класса, в возрасте 13-14 лет.

     Исследование  проводилось в 2005-2006 гг. и состояло из трех этапов.

    Первый  этап исследования (октябрь 2005г. – февраль 2006 г.) – поисково-теоретический, на котором изучалось современное состояние изучаемой проблемы, проводился анализ социально-педагогической и психолого-педагогической научной литературы.

     Второй  этап исследования (февраль – март 2006 г.) - опытно-экспериментальный. Целью данного этапа было выявление влияния зависимости от компьютерных игр на социализацию подростков, разработка и апробация направлений коррекционной деятельности.

     Третий  этап исследования (апрель -  май 2006 г.) – описательно-итоговый. Проводилась систематизация содержания и результатов исследования, результаты работы оформлялись в виде текста выпускной квалификационной работы.

      Научная новизна результатов исследования  состоит в том, что  конкретизирована специфика работы социального педагога с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр.

      Теоретическая значимость результатов исследования определяется  вкладом в разработку теоретических основ социализации подростков имеющих компьютерную зависимость.

      Практическая  ценность результатов исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы социальными педагогами при работе с подростками, имеющими зависимость от компьютерных игр.

      Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на: X Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (ВГПУ, 8-11 ноября 2005г.), LIX Студенческой научной конференции (ВГПУ, 3-7 апреля 2006г.). 

      Структура выпускной квалификационной работы

     Выпускная квалификационная работа (100 с.) состоит из введения (5 с.), двух глав (28 с., 28с.), заключения (4 с.), списка литературы (52 наименований) и 5 приложений. Текст работы содержит 5 таблиц, 3 рисунка.

 

    Глава 1 Социализация подростков как социально-педагогическая проблема

    1.1 Особенности социализации  в подростковом  возрасте

     Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». (41, С. 216)

       В педагогическом словаре существует следующее определение термина «социализация»: «это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности». В своем исследовании мы будем придерживаться именного этого определения.

    Говоря  более простым языком, социализация - это процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.

Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка