Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание

Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.

Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Содержание

Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте

Работа состоит из  1 файл

влияние зависимости от комп игр.doc

— 617.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что проведённое занятие  заинтересовало испытуемых, скорректировало  восприятие компьютеров. Подростки  получили более глубокие знания об ЭВМ. Налажен контакт с ребятами. Дети стали воспринимать свою увлеченность играми как серьёзную проблему.

    В течении последующих полутора месяца нами были реализованы все занятия  по разработанной программе и  контрольные эксперименты.

    Первой  фазой нашего контрольного эксперимента было повторное проведение методики определение компьютерной  зависимости.

    Результаты  данной методики свидетельствовали  о том, что всем испытуемым (100%) удалось  избавиться от компьютерной зависимости,  В беседе с ними, подростки указали, на что у них не возникает навязчивого  желания сесть поиграть за компьютер. Родители так же подтвердили том факт что с возвращением компьютеров в комнаты к детям, они не проявляют особый интерес к играм, хотя ученики и продолжают иногда играть, но делают это редко.

    Далее был проведён социометрический тест. Который показал, что у ребят повысился статус в классе с принимаемых (25 % испытуемых) и отверженных (75% испытуемых)  на предпочитаемых(50%испытуемых) и социальных звёзд (50% испытуемых).

    Следующим шагом нашей диагностики было проведение теста коммуникативных  умений. Сравнительная карта результатов по данному тесту до и после реализации программы коррекции компьютерной зависимости выглядит следующим образом:

    Код респондента     Результаты  до реализации программы      Результаты  после реализации программы
    Испытуемый 4     Низкий     Ниже  среднего
    Испытуемый 8     Ниже  среднего     Высокий
    Испытуемый 12     низкий     Средний
    Испытуемый 15     низкий     Средний

     

      Очередной фазой контрольного  эксперимента было проведение  методики определения уровней  межличностной, школьной и самооценочной  тревожности у подростка. Динамику изменений можно представить следующим образом:

    Код респондента     Результаты  до реализации программы      Результаты  после реализации программы
    Испытуемый 4     Чрезмерное  спокойствие     Несколько повышенный
    Испытуемый 8     Высокий     нормальный
    Испытуемый 12     Очень высокий     нормальный
    Испытуемый 15     Очень высокий     нормальный
 

    Так же нами была повторно проведена методика определения социального интеллекта. Анализ результатов дал нам возможно выявите положительную тенденцию  в измене показателя социального  интеллекта. Если до проведения занятий по коррекционной программе  количество испытуемых имеющих низкий показатель составляло 75% испытуемых, и подростки, имеющие показатель ниже среднего составляли 25% всех испытуемых, то после реализации программы у 100% подростков был выявлен показатель социального интеллекта.

    Контроль  за успеваемостью учеников из контрольной  группы показал, что средний балл испытуемых несколько повысился.

    Полученные  результаты контрольной диагностики  дают нам возможность сделать  вывод о том, что проведенная нами работа,  по реализации программы коррекции зависимости от компьютерных игр с элементами тренинга успешна. Ученикам удалось избавится от зависимости.

    Вслед за избавлением от  компьютерной зависимости у подростков у них  выросли показатели социализированности, о которых мы судили по заранее выработанным критериям, что свидетельствует о том, что компьютерная зависимость  является негативным фактором, создающим препятствия для успешной социализации подростков.

    Выводы  по 2 главе.

  1. Для выявления зависимости от компьютерных игр можно использовать комплекс методов, состоящий из беседы и методики выявления компьютерной зависимости. Диагностику влияния  компьютерной зависимости на социализацию подростка мы провели при помощи комплекса методов направленных на выявления социализированности несовершеннолетних по заранее выбранным критериям.
  2. Результаты проведенных исследований показали, что для подростков, у которых выявлена зависимость от компьютерных игр, характерны: неэффективная адаптация в обществе, низкий социальный статус, трудности в учёбе, низкий социальный интеллект, высокий уровень межличностной и школьной тревожности. При чём у подростков с социализированной формой зависимости положение несколько лучше чем у детей с индивидуализированной формой зависимости.
  3. Нами были разработаны и апробированы направления по оказанию социально-педагогической помощи подросткам, имеющими компьютерную зависимость. Одной из наиболее эффективной формой работы социального педагога с такими подростками будут являться целенаправленно организованные занятия по коррекции неверного представления о роли компьютера, тревожности, замкнутости и негативных проявлений в психике подростков. Предоставление возможных альтернатив занятия своего свободного времени так же является эффективным методом решения проблемы зависимости учащихся от компьютерных игр.
  4. Результаты реализованной на практике программы коррекции компьютерной зависимости с элементами тренинга показали, что нам удалось 100% подростков избавить от компьютерной зависимости, у них произошли значительные улучшения в эмоционально-личностной сфере, снизились показатели тревожности и замкнутости, а также  отмечена положительная динамика в успешной социализации и школьной успеваемости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Артем, добавь немного вступительного слова (актуальности проблемы)

    В ходе решения задач исследования были получены значимые результаты.

    Первая  задача нашего исследования состояла в выявлении особенностей социализации подростка. Под социализацией понимается эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности.

    Главным содержанием  социализации выступают: возникновение и развитие у личности основных (базовых) социально-значимых свойств; возникновение и развитие социально-психологических свойств, обнаруживающихся при непосредственном контакте с социальной средой, регулирующих отношения с ней и выполнение различных социальных ролей; психологическое развитие, сопровождающее педагогическую социализацию и связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности личности

      Анализ изучения научных трудов  зарубежных и отечественных исследователей  по проблеме социализации подростков  показывает, что подростковый возраст: это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности; это самый ответственный этап, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу; данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возраста, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение самоутверждение.

    Второй  задачей нашего исследования было систематизировать  особенности  процесса формирования зависимости от ролевых компьютерных игр. Нами было выявлено, что компьютерные игры – особенная разновидность  игр, являющихся компьютерными программами, участником её может стать только пользователь ЭВМ.

    Зависимостью  от компьютерных игр является состояние  человека, которое  характеризуется  не только сдвигом потребности в  игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностно-смысловой сфере личности, происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.

      Зависимость может оформляться  в одной из двух форм: социализированной  и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию

    Третей  задача нашего исследования состояла в выявлении влияния зависимости  от компьютерных игр на социализацию подростков. О степени успешности социализации подростков можно судить по следующим критериям:

    1. Включение личности в систему общественных отношений.
    2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
    3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
    4. Активное воспроизводство системы социальных связей.
    5. Отсутствие межличностной тревожности.
    6. Высокий уровень социального интеллекта. 
    7. Успешная интеллектуальная деятельность.

    Исследование  проводилось на базе МОУ СОШ № 35 г. Волгограда, в нём приняли участие 20 учеников 8 класса, 13-14 лет, т.е. подросткового возраста.

    Была  разработана система диагностики, которая позволяет выявить детей, страдающих от компьютерной зависимости, а так же позволяющая определить то, насколько успешна их социализация.

      Было установлено что подростки,  у которых была выявлена компьютерная  зависимость (20%) имеют низкие показатели социализированности по всем выбранным критериям.

    Четвертая задача состояла в разработке и апробации  системы методов работы   социального педагога с детьми, у которых выявлена компьютерная зависимость.

    Одной из наиболее эффективной формой работы социального педагога с такими подростками  будут являться целенаправленно  организованные занятия по коррекции  неверного представления о роли компьютера, тревожности, замкнутости и негативных проявлений в психике подростков. Предоставление возможных альтернатив занятия своего свободного времени так же является эффективным методом решения проблемы зависимости учащихся от компьютерных игр.

    Результаты реализованной на практике программы коррекции компьютерной зависимости с элементами тренинга показали, что нам удалось 100% подростков избавить от компьютерной зависимости, у них произошли значительные улучшения в эмоционально-личностной сфере, снизились показатели тревожности и замкнутости, а также отмечена положительная динамика в успешной социализации и школьной успеваемости. Полученные результаты доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно целенаправленная психолого-педагогическая  помощь и поддержка, четко разработанная система средств социально-педагогической коррекции позволяют эффективно оказывать помощь подросткам, имеющим зависимость от компьютерных игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Психологические Последствия Информатизации/ Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. // Психологический Журнал.- №1. - 1998 . – C. 18-25.
  2. Белинская, Е.П. К Обоснованию Социокультурного Подхода В Исследованиях Виртуальной Реальности/ Белинская, Е.П. // Http://Www.Isn.Ru/Info/Seminar-Doc/Soc(1).Doc
  3. Белинская, Е.П., Жичкина, А.Е. Пространство, Населенное Другими / Белинская, Е.П., Жичкина, А.Е //Http://Inter.Net.Ru/16/28.Html
  4. Бодалев, А.А. Психология Общения./ Бодалев, А.А. - Воронеж, - 1996.
  5. Божович, Л.И. Проблемы Формирования Личности: Избр. Психол. Тр. / Л.И. Божович / Под Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Ин-Т Практ. Психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1998.
  6. Бондаревская, Е.В. Ценностные Основания Личностно-Ориетированного Воспитания / Е.В. Бондаревская  // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 22-26
  7. Бурменская, Г.В. ,Карабанова, О.А., Лидерс, А.Г. Возрастно-Психологическое Консультирование. Проблемы Психического Развития Детей./ Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А., Лидерс, А.Г. - М.: - 1990.
  8. Варашкевич, С.А. История Конверсии Компьютерной Игры/ Варашкевич, С.А. –М: - ИПАН, 1997.
  9. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная Педагогика : Курс Лекций, Учеб. Пособие Для Студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М.: Академия, 2000.
  10. Войскунский, А.Е. Групповая Игровая Деятельность В Интернете./ Войскунский, А.Е. //Психологический Журнал, -1999, -Т.20, -№1, -С.126-132.
  11. Галагузова, М.А. Социальная Педагогика: Курс Лекций / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов; Под Общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 С.
  12. Гриффит, В. Виртуальный Мир Рождает Реальные Болезни./ Гриффит, В.//Финансовые Известия, - Вып. 54, -№ 183, -1996.
  13. Доронина, О.В. Страх Перед Компьютером: Природа, Профилактика, Преодоление/ Доронина, О.В. // Вопросы Психологии , -1993, -№ 1.
  14. Захаров, А.И. Детские Неврозы (Психологическая Помощь Родителей Детям) / А.И. Захаров. – Спб. : Респекс, 1995.
  15. Иванов, М.С. Зависимость от ролевых компьютерных игр./ Иванов, М.С.// http://www.flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict#
  16. Кизима, С. Интернет В России: Влияние на Социальную Стратификацию./ Кизима, С. // Междисциплинарный Семинар «Виртуальная Коммуникация В Сети Интернет». – М., -22-23 Мая 1999 -, С. 58-68
  17. Кочетков, Г. Б. Электронные Игры И Становление Компьютерной Культуры/ Кочетков, Г. Б.// Психологические Проблемы Создания И Использования ЭВМ. - М., -МГУ, -1985.
  18. Левис, Ш. Ребенок И Стресс / Ш. Левис, Ш. К. Левис. - Спб. : Питер Пресс, 1996.
  19. Макалатия, А.Г. Изучение Опыта Компьютерных Игр/ Макалатия, А.Г. // Международная Конференция Студентов И Аспирантов По Фундаментальным Наукам «Lomonosov-96», Секция: Психология, Тезисы. -1996
  20. Маркоф, Дж., Хефнер, К. Хакеры./ Маркоф, Д., Хефнер - Киев, -1996
  21. Минаков, А. Некоторые Психологические Свойства И Особенности Интернет Как Нового Слоя Реальности/  Минаков, А. //Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Minakov.Shtml
  22. Митина, О.В. Программная Среда ЛОГО Глазами Психолога. // -Информатика и Образование. -1995, -№ 5. -С. 50-53.
  23. Моисеенков, И.  Оно/ Моисеенков, И. -Компьютерра, -1996,-№43.
  24. Молчанов, Б.М., Что Такое Хакер?/ Молчанов, Б.М., // -КомпьютерПресс, -1993, -№8
  25. Мудрик, А.В. Общение В Процессе Воспитания./ Мудрик, А.В. –М:, -2002
  26. Мудрик, А.В. Общение Школьников./ Мудрик, А.В.- М:, -1987 .
  27. Мудрик, А.В. Социализация И "Смутное Время"./ Мудрик, А.В. -М:, -1991 .
  28. Мудрик, А.В. Социальная Педагогика : Учеб. Для Студ. Пед. Вузов / А.В. Мудрик / Под Ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
  29. Нестеров, В. К Вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / Нестеров, В. К // Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Netemotions.Shtml.
  30. Нестеров, В., Нестерова Е. Карнавальная Составляющая Как Один Из Факторов Коммуникативного Феномена Чатов./ Нестеров, В. К //Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Nesterov.Shtml.
  31. Овчарова, Р.В. Справочная Книга Школьного Психолога / Р.В. Овчарова. -  М.: Просвещение, 1996.
  32. Олиференко, Л.Я. Социально-Педагогическая Поддержка Детей Группы Риска : Учеб. Пособие Для Студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2004
  33. Петровский, А.В. Возрастная И Педагогическая Психология / А.В. Петровский. - М. : Владос, 1979.
  34. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М:, -Педагогика, -1999.
  35. Психология Киберпространства. По Публикациям Списка Рассылки VIRTPSY, 1996 Г Http://Www.Nsu.Ru/Psych/Internet/Bits/Cspace.Htm.
  36. Райс, Ф. Психология Подросткового И Юношеского Возраста / Ф. Райс. – Спб. : Питер, 2000.
  37. Раттер, М. Помощь Трудным Детям / М. Раттер / Пер. С Англ. - М. : Прогресс, 1987.
  38. Сережкина А.Е. Психические Состояния Пользователей ЭВМ В Процессе Компьютеризованной Деятельности. Дисс… Канд. Психол. Наук. Казань, 1998.
  39. Сластёнин, В.А.  Педагогика / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев. - М:, - Педагогика, -1989.
  40. Смолян, Г.Л., Зараковский Г. М., Розин, В. М., Войскунский, А.Е. Информационно-Психологическая Безопасность (Определение И Анализ Предметной Области)./ Смолян, Г.Л., Зараковский Г. М., Розин, В. М., Войскунский, А.Е. – М:, -1997.
  41. Современный Словарь По Педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – М,: -Современное Слово, -2001.
  42. Столл, К. Яйцо Кукушки, Или Преследуя Шпиона В Компьютерном Лабиринте./ Столл, К. - М., -1996.
  43. Сулер, Дж. Люди Превращаются В Электроников. Основные Психологические Характеристики Виртуального Пространства / Сулер, Дж. //Http://Www.Flogiston.Ru/Projects/Translate/Electronic.Shtml
  44. Тихомиров, О. К., Гурьева, Л. П. Психологический Анализ Трудовой Деятельности, Опосредованной Компьютерами/ Тихомиров, О. К., Гурьева, Л. П.// Психологический Журнал, -1986, -№ 5.
  45. Узыханова, Б. Н. Особенности Когнитивного И Коммуникативного Развития Ребенка В Телекоммуникационной Среде, Опосредованной Компьютером. Дис. Канд. Психол. Наук. – М:, 1993.
  46. Фомичева, Ю.В., Шмелев, А.Г., Бурмистров, И.В. Психологические Корреляты Увлеченности Компьютерными Играми / Фомичева, Ю.В., Шмелев, А.Г., Бурмистров, И.В // - Вестник МГУ -Сер 14. -Психология. -1991. -№3. -С. 27-39.
  47. Форман, Н., Вильсон, П. Использование Виртуальной Реальности В Психологических Исследованиях./ Форман, Н., Вильсон, П. // - Психологический Журнал, -1996, -№ 2.
  48. Фромм, Э. Бегство От Свободы./ Фромм, Э - М., -1995.
  49. Шапкин, С.А. Компьютерная Игра: Новая Область Психологических Исследований / Шапкин, С.А.// -Психологический Журнал, -1999, -Том 20, -№1, -С 86-102.
  50. Шапкин, С.А. Компьютерная Игра: Новая Область Психологических Исследований./ Шапкин, С.А. // -Психологический Журнал, -1999, -№ 1.
  51. Шмелев, А.Г. Мир Поправимых Ошибок/ Шмелев, А.Г. //  -Компьютерные Игры. Обучение  и  Психологическая Разгрузка.- М:, -1988.
  52. Эльконин, Д.Б. Психология Игры./ Эльконин, Д.Б. -М., -1978.

Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка