Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что проведённое занятие
заинтересовало испытуемых, скорректировало
восприятие компьютеров. Подростки
получили более глубокие знания об
ЭВМ. Налажен контакт с ребятами.
Дети стали воспринимать свою увлеченность
играми как серьёзную проблему.
В
течении последующих полутора месяца
нами были реализованы все занятия
по разработанной программе и
контрольные эксперименты.
Первой
фазой нашего контрольного эксперимента
было повторное проведение методики
определение компьютерной зависимости.
Результаты
данной методики свидетельствовали
о том, что всем испытуемым (100%) удалось
избавиться от компьютерной зависимости,
В беседе с ними, подростки указали,
на что у них не возникает навязчивого
желания сесть поиграть за компьютер.
Родители так же подтвердили том факт
что с возвращением компьютеров в комнаты
к детям, они не проявляют особый интерес
к играм, хотя ученики и продолжают иногда
играть, но делают это редко.
Далее
был проведён социометрический тест.
Который показал, что у ребят повысился
статус в классе с принимаемых (25 % испытуемых)
и отверженных (75% испытуемых) на предпочитаемых(50%испытуемых)
и социальных звёзд (50% испытуемых).
Следующим
шагом нашей диагностики было
проведение теста коммуникативных
умений. Сравнительная карта результатов
по данному тесту до и после реализации
программы коррекции компьютерной зависимости
выглядит следующим образом:
Код
респондента |
Результаты
до реализации программы |
Результаты
после реализации программы |
Испытуемый
4 |
Низкий |
Ниже
среднего |
Испытуемый
8 |
Ниже
среднего |
Высокий
|
Испытуемый
12 |
низкий |
Средний
|
Испытуемый
15 |
низкий |
Средний
|
Очередной фазой контрольного
эксперимента было проведение
методики определения уровней
межличностной, школьной и самооценочной
тревожности у подростка. Динамику
изменений можно представить следующим
образом:
Код
респондента |
Результаты
до реализации программы |
Результаты
после реализации программы |
Испытуемый
4 |
Чрезмерное
спокойствие |
Несколько
повышенный |
Испытуемый
8 |
Высокий
|
нормальный |
Испытуемый
12 |
Очень
высокий |
нормальный |
Испытуемый
15 |
Очень
высокий |
нормальный |
Так
же нами была повторно проведена методика
определения социального интеллекта.
Анализ результатов дал нам возможно
выявите положительную тенденцию
в измене показателя социального
интеллекта. Если до проведения занятий
по коррекционной программе количество
испытуемых имеющих низкий показатель
составляло 75% испытуемых, и подростки,
имеющие показатель ниже среднего составляли
25% всех испытуемых, то после реализации
программы у 100% подростков был выявлен
показатель социального интеллекта.
Контроль
за успеваемостью учеников из контрольной
группы показал, что средний балл
испытуемых несколько повысился.
Полученные
результаты контрольной диагностики
дают нам возможность сделать
вывод о том, что проведенная нами
работа, по реализации программы коррекции
зависимости от компьютерных игр с элементами
тренинга успешна. Ученикам удалось избавится
от зависимости.
Вслед
за избавлением от компьютерной
зависимости у подростков у них
выросли показатели социализированности,
о которых мы судили по заранее выработанным
критериям, что свидетельствует о том,
что компьютерная зависимость является
негативным фактором, создающим препятствия
для успешной социализации подростков.
Выводы
по 2 главе.
- Для выявления
зависимости от компьютерных игр можно
использовать комплекс методов, состоящий
из беседы и методики выявления компьютерной
зависимости. Диагностику влияния
компьютерной зависимости на социализацию
подростка мы провели при помощи комплекса
методов направленных на выявления социализированности
несовершеннолетних по заранее выбранным
критериям.
- Результаты
проведенных исследований показали, что
для подростков, у которых выявлена зависимость
от компьютерных игр, характерны: неэффективная
адаптация в обществе, низкий социальный
статус, трудности в учёбе, низкий социальный
интеллект, высокий уровень межличностной
и школьной тревожности. При чём у подростков
с социализированной формой зависимости
положение несколько лучше чем у детей
с индивидуализированной формой зависимости.
- Нами были
разработаны и апробированы направления
по оказанию социально-педагогической
помощи подросткам, имеющими компьютерную
зависимость. Одной из наиболее эффективной
формой работы социального педагога с
такими подростками будут являться целенаправленно
организованные занятия по коррекции
неверного представления о роли компьютера,
тревожности, замкнутости и негативных
проявлений в психике подростков. Предоставление
возможных альтернатив занятия своего
свободного времени так же является эффективным
методом решения проблемы зависимости
учащихся от компьютерных игр.
- Результаты
реализованной на практике программы
коррекции компьютерной зависимости с
элементами тренинга показали, что нам
удалось 100% подростков избавить от компьютерной
зависимости, у них произошли значительные
улучшения в эмоционально-личностной
сфере, снизились показатели тревожности
и замкнутости, а также отмечена положительная
динамика в успешной социализации и школьной
успеваемости.
Заключение
Артем,
добавь немного вступительного слова
(актуальности проблемы)
В
ходе решения задач исследования
были получены значимые результаты.
Первая
задача нашего исследования состояла
в выявлении особенностей социализации
подростка. Под социализацией понимается
эволюционный процесс, с ориентацией на
итог овладения и воссоздания субъектом
социального опыта, который сам субъект
осуществляет в факторах коммуникации,
в индивидуальной деятельности.
Главным
содержанием социализации выступают:
возникновение и развитие у личности
основных (базовых) социально-значимых
свойств; возникновение и развитие социально-психологических
свойств, обнаруживающихся при непосредственном
контакте с социальной средой, регулирующих
отношения с ней и выполнение различных
социальных ролей; психологическое развитие,
сопровождающее педагогическую социализацию
и связанное с формированием образованности,
воспитанности, обученности личности
Анализ изучения научных трудов
зарубежных и отечественных исследователей
по проблеме социализации подростков
показывает, что подростковый возраст:
это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период
становления личности; это самый ответственный этап,
поскольку здесь складываются основы
нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к
обществу; данном возрасте стабилизируются
черты характера и основные формы межличностного
поведения. Главные мотивационные линии
этого возраста, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию,
- это самопознание, самовыражение самоутверждение.
Второй
задачей нашего исследования было систематизировать
особенности процесса формирования
зависимости от ролевых компьютерных
игр. Нами было выявлено, что компьютерные
игры – особенная разновидность
игр, являющихся компьютерными программами,
участником её может стать только пользователь
ЭВМ.
Зависимостью
от компьютерных игр является состояние
человека, которое характеризуется
не только сдвигом потребности в
игре на нижний уровень пирамиды потребностей,
но и другими, не менее серьезными изменениями —
в ценностно-смысловой сфере личности,
происходит интернализация локуса контроля,
изменение самооценки и самосознания.
Зависимость может оформляться
в одной из двух форм: социализированной
и индивидуализированной. Социализированная
форма игровой зависимости отличается
поддержанием социальных контактов с
социумом (хотя и в основном с такими же
игровыми фанатами). Для людей с индивидуализированной
формой зависимости такие перспективы
гораздо более реальны. Это крайняя форма
зависимости, когда нарушаются не только
нормальные человеческие особенности
мировоззрения, но и взаимодействие с
окружающим миром. Нарушается основная
функция психики — она начинает отражать
не воздействие объективного мира, а виртуальную
реальность. Эти люди часто подолгу играют
в одиночку, потребность в игре находится
у них на одном уровне с базовыми физиологическими
потребностями. Для них компьютерная игра —
это своего рода наркотик. Если в течение
какого-то времени они не «принимают дозу»,
то начинают чувствовать неудовлетворенность,
испытывают отрицательные эмоции, впадают
в депрессию
Третей
задача нашего исследования состояла
в выявлении влияния зависимости
от компьютерных игр на социализацию
подростков. О степени успешности
социализации подростков можно судить
по следующим критериям:
- Включение
личности в систему общественных отношений.
- Расширение
и углубление связи личности с людьми
и различными сферами жизни общества.
- Овладение
общественным опытом, его присвоение и
преобразование в собственные ценности,
установки и ориентации.
- Активное
воспроизводство системы социальных связей.
- Отсутствие
межличностной тревожности.
- Высокий уровень
социального интеллекта.
- Успешная
интеллектуальная деятельность.
Исследование
проводилось на базе МОУ СОШ №
35 г. Волгограда, в нём приняли участие
20 учеников 8 класса, 13-14 лет, т.е. подросткового
возраста.
Была
разработана система диагностики,
которая позволяет выявить детей,
страдающих от компьютерной зависимости,
а так же позволяющая определить
то, насколько успешна их социализация.
Было установлено что подростки,
у которых была выявлена компьютерная
зависимость (20%) имеют низкие показатели
социализированности по всем выбранным
критериям.
Четвертая
задача состояла в разработке и апробации
системы методов работы социального
педагога с детьми, у которых выявлена
компьютерная зависимость.
Одной
из наиболее эффективной формой работы
социального педагога с такими подростками
будут являться целенаправленно
организованные занятия по коррекции
неверного представления о роли
компьютера, тревожности, замкнутости
и негативных проявлений в психике подростков.
Предоставление возможных альтернатив
занятия своего свободного времени так
же является эффективным методом решения
проблемы зависимости учащихся от компьютерных
игр.
Результаты
реализованной на практике программы
коррекции компьютерной зависимости с
элементами тренинга показали, что нам
удалось 100% подростков избавить от компьютерной
зависимости, у них произошли значительные
улучшения в эмоционально-личностной
сфере, снизились показатели тревожности
и замкнутости, а также отмечена положительная
динамика в успешной социализации и школьной
успеваемости. Полученные результаты
доказали достоверность выдвинутой нами
гипотезы. Именно целенаправленная психолого-педагогическая
помощь и поддержка, четко разработанная
система средств социально-педагогической
коррекции позволяют эффективно оказывать
помощь подросткам, имеющим зависимость
от компьютерных игр.
Библиографический
список
- Бабаева,
Ю.Д., Войскунский, А.Е. Психологические
Последствия Информатизации/ Бабаева,
Ю.Д., Войскунский, А.Е. // Психологический
Журнал.- №1. - 1998 . – C. 18-25.
- Белинская,
Е.П. К Обоснованию Социокультурного Подхода
В Исследованиях Виртуальной Реальности/
Белинская, Е.П. // Http://Www.Isn.Ru/Info/Seminar-Doc/Soc(1).Doc
- Белинская,
Е.П., Жичкина, А.Е. Пространство, Населенное
Другими / Белинская, Е.П., Жичкина, А.Е //Http://Inter.Net.Ru/16/28.Html
- Бодалев,
А.А. Психология Общения./ Бодалев, А.А.
- Воронеж, - 1996.
- Божович,
Л.И. Проблемы Формирования Личности: Избр.
Психол. Тр. / Л.И. Божович / Под Ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Ин-Т Практ. Психологии;
Воронеж: НПО Модэк, 1998.
- Бондаревская,
Е.В. Ценностные Основания Личностно-Ориетированного
Воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика.
- 1995. - № 4. - С. 22-26
- Бурменская,
Г.В. ,Карабанова, О.А., Лидерс, А.Г. Возрастно-Психологическое
Консультирование. Проблемы Психического
Развития Детей./ Бурменская, Г.В., Карабанова,
О.А., Лидерс, А.Г. - М.: - 1990.
- Варашкевич,
С.А. История Конверсии Компьютерной Игры/
Варашкевич, С.А. –М: - ИПАН, 1997.
- Василькова,
Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная Педагогика
: Курс Лекций, Учеб. Пособие Для Студ. Высш.
Пед. Учеб. Заведений / Ю.В. Василькова,
Т.А. Василькова – М.: Академия, 2000.
- Войскунский,
А.Е. Групповая Игровая Деятельность В
Интернете./ Войскунский, А.Е. //Психологический
Журнал, -1999, -Т.20, -№1, -С.126-132.
- Галагузова,
М.А. Социальная Педагогика: Курс Лекций
/ М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова,
Е.Я. Тищенко, Б.П. Дьяконов; Под Общ. Ред.
М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2000. – 416 С.
- Гриффит,
В. Виртуальный Мир Рождает Реальные Болезни./
Гриффит, В.//Финансовые Известия, - Вып.
54, -№ 183, -1996.
- Доронина,
О.В. Страх Перед Компьютером: Природа,
Профилактика, Преодоление/ Доронина,
О.В. // Вопросы Психологии , -1993, -№ 1.
- Захаров,
А.И. Детские Неврозы (Психологическая
Помощь Родителей Детям) / А.И. Захаров.
– Спб. : Респекс, 1995.
- Иванов, М.С. Зависимость
от ролевых компьютерных игр./ Иванов,
М.С.// http://www.flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict#
- Кизима, С.
Интернет В России: Влияние на Социальную
Стратификацию./ Кизима, С. // Междисциплинарный
Семинар «Виртуальная Коммуникация В
Сети Интернет». – М., -22-23 Мая 1999 -, С. 58-68
- Кочетков,
Г. Б. Электронные Игры И Становление Компьютерной
Культуры/ Кочетков, Г. Б.// Психологические
Проблемы Создания И Использования ЭВМ.
- М., -МГУ, -1985.
- Левис, Ш.
Ребенок И Стресс / Ш. Левис, Ш. К. Левис.
- Спб. : Питер Пресс, 1996.
- Макалатия,
А.Г. Изучение Опыта Компьютерных Игр/
Макалатия, А.Г. // Международная Конференция
Студентов И Аспирантов По Фундаментальным
Наукам «Lomonosov-96», Секция: Психология, Тезисы.
-1996
- Маркоф, Дж.,
Хефнер, К. Хакеры./ Маркоф, Д., Хефнер - Киев,
-1996
- Минаков,
А. Некоторые Психологические Свойства
И Особенности Интернет Как Нового Слоя
Реальности/ Минаков, А. //Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Minakov.Shtml
- Митина, О.В.
Программная Среда ЛОГО Глазами Психолога.
// -Информатика и Образование. -1995, -№ 5.
-С. 50-53.
- Моисеенков,
И. Оно/ Моисеенков, И. -Компьютерра, -1996,-№43.
- Молчанов,
Б.М., Что Такое Хакер?/ Молчанов, Б.М., //
-КомпьютерПресс, -1993, -№8
- Мудрик, А.В.
Общение В Процессе Воспитания./ Мудрик,
А.В. –М:, -2002
- Мудрик, А.В.
Общение Школьников./ Мудрик, А.В.- М:, -1987
.
- Мудрик, А.В.
Социализация И "Смутное Время"./
Мудрик, А.В. -М:, -1991 .
- Мудрик, А.В.
Социальная Педагогика : Учеб. Для Студ.
Пед. Вузов / А.В. Мудрик / Под Ред. В.А. Сластенина.
– М.: Академия, 2002.
- Нестеров,
В. К Вопросу об эмоциональной насыщенности
межличностных коммуникаций в Интернете /
Нестеров, В. К // Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Netemotions.Shtml.
- Нестеров,
В., Нестерова Е. Карнавальная Составляющая
Как Один Из Факторов Коммуникативного
Феномена Чатов./ Нестеров, В. К //Http://Flogiston.Ru/Projects/Articles/Nesterov.Shtml.
- Овчарова,
Р.В. Справочная Книга Школьного Психолога
/ Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996.
- Олиференко,
Л.Я. Социально-Педагогическая Поддержка
Детей Группы Риска : Учеб. Пособие Для
Студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко,
Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М. : Академия,
2004
- Петровский,
А.В. Возрастная И Педагогическая Психология
/ А.В. Петровский. - М. : Владос, 1979.
- Подласый,
И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М:, -Педагогика,
-1999.
- Психология
Киберпространства. По Публикациям Списка
Рассылки VIRTPSY, 1996 Г Http://Www.Nsu.Ru/Psych/Internet/Bits/Cspace.Htm.
- Райс, Ф. Психология
Подросткового И Юношеского Возраста
/ Ф. Райс. – Спб. : Питер, 2000.
- Раттер, М.
Помощь Трудным Детям / М. Раттер / Пер.
С Англ. - М. : Прогресс, 1987.
- Сережкина
А.Е. Психические Состояния Пользователей
ЭВМ В Процессе Компьютеризованной Деятельности.
Дисс… Канд. Психол. Наук. Казань, 1998.
- Сластёнин,
В.А. Педагогика / В.А Сластенин, И.Ф.
Исаев. - М:, - Педагогика, -1989.
- Смолян, Г.Л.,
Зараковский Г. М., Розин, В. М., Войскунский,
А.Е. Информационно-Психологическая Безопасность
(Определение И Анализ Предметной Области)./
Смолян, Г.Л., Зараковский Г. М., Розин, В.
М., Войскунский, А.Е. – М:, -1997.
- Современный
Словарь По Педагогике / Сост. Рапацевич
Е.С. – М,: -Современное Слово, -2001.
- Столл, К.
Яйцо Кукушки, Или Преследуя Шпиона В Компьютерном
Лабиринте./ Столл, К. - М., -1996.
- Сулер, Дж.
Люди Превращаются В Электроников. Основные
Психологические Характеристики Виртуального
Пространства / Сулер, Дж. //Http://Www.Flogiston.Ru/Projects/Translate/Electronic.Shtml
- Тихомиров,
О. К., Гурьева, Л. П. Психологический Анализ
Трудовой Деятельности, Опосредованной
Компьютерами/ Тихомиров, О. К., Гурьева,
Л. П.// Психологический Журнал, -1986, -№ 5.
- Узыханова,
Б. Н. Особенности Когнитивного И Коммуникативного
Развития Ребенка В Телекоммуникационной
Среде, Опосредованной Компьютером. Дис.
Канд. Психол. Наук. – М:, 1993.
- Фомичева,
Ю.В., Шмелев, А.Г., Бурмистров, И.В. Психологические
Корреляты Увлеченности Компьютерными
Играми / Фомичева, Ю.В., Шмелев, А.Г., Бурмистров,
И.В // - Вестник МГУ -Сер 14. -Психология.
-1991. -№3. -С. 27-39.
- Форман, Н.,
Вильсон, П. Использование Виртуальной
Реальности В Психологических Исследованиях./
Форман, Н., Вильсон, П. // - Психологический
Журнал, -1996, -№ 2.
- Фромм, Э.
Бегство От Свободы./ Фромм, Э - М., -1995.
- Шапкин, С.А.
Компьютерная Игра: Новая Область Психологических
Исследований / Шапкин, С.А.// -Психологический
Журнал, -1999, -Том 20, -№1, -С 86-102.
- Шапкин, С.А.
Компьютерная Игра: Новая Область Психологических
Исследований./ Шапкин, С.А. // -Психологический
Журнал, -1999, -№ 1.
- Шмелев, А.Г.
Мир Поправимых Ошибок/ Шмелев, А.Г. //
-Компьютерные Игры. Обучение и
Психологическая Разгрузка.- М:, -1988.
- Эльконин,
Д.Б. Психология Игры./ Эльконин, Д.Б. -М.,
-1978.