Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа
Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.
Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте
Таким образом, нами были выявлены 4 подростка (20%), имеющие зависимость от ролевых компьютерных игр.
Вторым этапом первой части нашего исследования было выявление особенностей детей, имеющих зависимость от компьютерных игр, и определение типа зависимости.
Контрольная группа была сформирована из одноклассников, у которых была выявлена зависимость от компьютерных игр. Далее с каждым из испытуемых, входящих в данную группу, была проведена индивидуальная беседа, в процессе которой им задавались вопросы, позволяющие выявить количество времени, которое подростки проводят за компьютером; как давно испытуемые увлекаются компьютерными играми; какие игры предпочитают; посещают ли подростки компьютерные клубы; любят ли обсуждать новинки компьютерных игр со сверстниками; что им дают компьютерные игры.
Рассмотрим содержание выделенных нами суждений подростков более подробно.
В результате проведённой диагностической работы, нами было выявлено, что 20% испытуемых являются зависимыми от компьютерных игр, причём, предпочитаемые ими игры являются ролевыми, что соответствует теме нашего исследования. У 75% опрошенных лиц, страдающих зависимостью, выявлена индивидуализированная форма зависимости. Эти подростки часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. 15 % испытывают социализированную зависимость – они продолжают общаться с людьми, хотя их окружение составляют люди увлекающиеся компьютерными играми. Однако это не дает школьнику полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до различных нарушений в развитии.
Целью второй части диагностики было выявление успешности или неуспешности прохождения процесса социализации у школьников. Для этого мы использовали критерии, разработанные Молиной И.Б.:
Для диагностики данных компонентов мы использовали следующие методики: «Социометрия», «Тест коммуникативных умений», «Методика определения уровней межличностной, школьной и самооценочной тревожности у подростка», «Методика выявление социального интеллекта», метод контроля над успеваемостью.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, выявление социометрического статуса. Результаты проведенной работы нашли отражение в таблице 2.
Таб. 2. Результаты социометрии.
Испытуемый | Социальный статус в классе |
Испытуемый 1 | Социальная звезда |
Испытуемый 2 | предпочитаемый |
Испытуемый 3 | предпочитаемый |
Испытуемый 4 | изолированный |
Испытуемый 5 | принимаемый |
Испытуемый 6 | предпочитаемый |
Испытуемый 7 | предпочитаемый |
Испытуемый 8 | принимаемый |
Испытуемый 9 | Социальная звезда |
Испытуемый 10 | изолированный |
Испытуемый 11 | принимаемый |
Испытуемый 12 | изолированный |
Испытуемый 13 | предпочитаемый |
Испытуемый 14 | принимаемый |
Испытуемый 15 | изолированный |
Испытуемый 16 | Социальная звезда |
Испытуемый 17 | предпочитаемый |
Испытуемый 18 | принимаемый |
Испытуемый 19 | принимаемый |
Испытуемый 20- | принимаемый |
Согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что все подростки (20%), у которых выявлена зависимость от ролевых компьютерных игр имеют низкий социальный статус, причем школьники с индивидуализированной формой зависимости имею более низкий статус по сравнению с испытуемым, у которого выявлена социализированная форма зависимости. Из этого можно сделать вывод о том, что они не вовлечены в школьную общественную жизнь, мало общаются с одноклассниками, т.е. не включены в систему общественных отношений.
Тест оценки коммуникативных умений включает в себе диагностику умения оценить собеседника, определить его сильные и слабые стороны, умение создать дружественную обстановку, умение понять проблемы собеседника. Эти умения присущи для успешно социализирующийся личности, потому что человек не умеющий общаться, не способен успешно взаимодействовать с окружающими его людьми, а, следовательно, не может перенимать социальный общественный опыт. Результаты теста представлены в таблице 3 .
Таблица 3. Результаты теста оценки коммуникативных умений.
Испытуемый | Уровень владения коммуникативными умениями |
Испытуемый 1 | высокий |
Испытуемый 2 | средний |
Испытуемый 3 | средний |
Испытуемый 4 | низкий |
Испытуемый 5 | ниже среднего |
Испытуемый 6 | средний |
Испытуемый 7 | средний |
Испытуемый 8 | ниже среднего |
Испытуемый 9 | высокий |
Испытуемый 10 | ниже среднего |
Испытуемый 11 | ниже среднего |
Испытуемый 12 | низкий |
Испытуемый 13 | средний |
Испытуемый 14 | ниже среднего |
Испытуемый 15 | низкий |
Испытуемый 16 | высокий |
Испытуемый 17 | средний |
Испытуемый 18 | средний |
Испытуемый 19 | средний |
Испытуемый 20- | ниже среднего |
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что учащиеся, имеющие компьютерную зависимость, имеют низкий или ниже среднего уровень коммуникативных умений, что так же мешает успешной социализации.
Далее мы выявили уровень школьной и межличностной тревожности у подростка, используя методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Особенностью шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает в них не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации сточки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущества шкал такого типа, заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросчиков, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Результаты методики можно видеть в таб. 4.
Таблица 4. Результаты методики «Шкала тревожности».
Испытуемый | Уровень межличностной и школьной тревожности |
Испытуемый 1 | нормальный |
Испытуемый 2 | нормальный |
Испытуемый 3 | нормальный |
Испытуемый 4 | «чрезмерное спокойствие» |
Испытуемый 5 | Несколько повышенный |
Испытуемый 6 | Несколько повышенный |
Испытуемый 7 | нормальный |
Испытуемый 8 | высокий |
Испытуемый 9 | нормальный |
Испытуемый 10 | высокий |
Испытуемый 11 | Несколько повышенный |
Испытуемый 12 | очень высокий |
Испытуемый 13 | Несколько повышенный |
Испытуемый 14 | ниже среднего |
Испытуемый 15 | очень высокий |
Испытуемый 16 | нормальный |
Испытуемый 17 | нормальный |
Испытуемый 18 | нормальный |
Испытуемый 19 | нормальный |
Испытуемый 20- | высокий |
Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка