Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27
-
воспитание культуры здоровья
является педагогическим
Выделенные признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья дошкольников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание воспитателем закономерности в виде следующих педагогических принципов:
- принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;
- принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья дошкольников;
-
принцип социокультурный –
- принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;
- принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;
-
принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей
-
принцип единства –
Работа воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность педагога (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания - деятельности. Ее влияние на развивающегося ребенка, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [27, с. 47].
Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни, постоянно «работать над собой», заниматься вопросами воспитания культуры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностями в вопросах культуры здоровья [16, с. 47].
Таким
образом, педагог должен обладать такими
качествами личности как: коммуникативность,
увлечённость профессией, общественной
активностью, нравственной зрелостью,
гуманным отношением к детям, высокой
культурой собственного здоровья, требовательностью
к себе, так как он является первым
примером для своих воспитанников.
Успех работы воспитателя зависит
и от наличия у него информационных
знаний и умений по проблеме воспитания
культуры здоровья дошкольников. Особенно
важно обладать умением ярко, выразительно,
логично изложить свою мысль, уметь
убедить, привлечь к себе внимание дошкольников,
быть тактичным, выдержанным, наблюдательным,
искренним.
1.2.
Методы и приемы
воспитания культуры
здоровья у дошкольников
в условиях ДОУ
Ребенок
проводит в детском саду значительную
часть своей жизни, поэтому детский
сад оказывает формирующее
Воспитание культуры здоровья включает в себя три компонента:
1)
интеллектуальный - знания в области
валеологиии, организации
2)
эмоционально-ценностный - активное
положительное отношение к
3)
действенно-практический - применение
валеологических знаний, умений
и навыков в практике
В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры, характеризующее глубину освоения валеологического опыта.
Воспитание культуры здоровья у дошкольников в условиях дошкольного учреждения имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.
В детском саду создаются условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет психолога и логопеда. В каждой группе установлены бактерицидные лампы, используются фиточаи, бег по «дорожке здоровья», точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна и др. Регулярно проводятся осмотры узкими специалистами детской поликлиники [24, с. 76].
В детском саду выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, бифидобактерии, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения и стимуляции аппетита детей. Такой подход к детскому питанию позволяет улучшать физическое развитие ослабленных детей, повышать иммунологическую защиту детского организма [10, с. 39].
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: игровую, познавательную.
В дошкольном учреждении ведется работа по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья [8, с. 21].
Педагогический
процесс саморазвития культуры здоровья
ребенка характеризуется
-
целостностью, замкнутостью структуры,
открытостью информационной
-
связью устойчивых
-
стилевыми особенностями,
Задачи воспитания культуры здоровья заключаются в следующем:
1.
Сохранение и укрепление
2.
Формирование информационно-
3.
Создание условий для
4.
Обеспечение единого
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе воспитания имеет многовековую историю. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа» [26, с. 85].
Воспитательная работа по формированию здорового образа жизни включает в себя:
- программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
-
беседы, консультации по проблемам
сохранения и укрепления
- Дни здоровья, конкурсы, праздники, в программное содержание которых входит воспитание культуры здоровья детей.
Одной из основных задач современного дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки ребенка и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни [1, с. 82].
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
•
технологии, обеспечивающие гигиенически
оптимальные условия
• технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников;
•
разнообразные психолого-
Задача воспитателя - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы [5].
Деятельность по воспитанию культуры здоровья проводится с целью использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детьми значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения детского сада.
Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ