Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27
Главными задачами современного дошкольного образования и воспитания являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов особых подходов в воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного ребенка [4, с. 7].
Методы реализации воспитания здоровья дошкольников:
1. Посещение бассейна.
2.
Спортивные праздники и
3. Недели здоровья.
4. Походы выходного дня.
5.
Проект «Здоровье и
6. Просвещение по данной теме (беседы, практикумы, праздники, путешествия…)
Воспитатель, организуя досуг воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне дошкольного учреждения, сотрудничает с работниками оздоровительных инфраструктур: Дворца спорта, стадиона, тренажерного комплекса, бассейна, кабинета релаксации, фитобара, солярия, ингалятория, зимнего сада, а также с работниками театров, кинотеатров, музеев и других общественных заведений с целью проведения мероприятий на базе этих учреждений [11, с. 42].
Для того, чтобы взаимодействие воспитателя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья дошкольников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.
Рассмотрим методы воспитания культуры здоровья.
Основным методическим направлением в процессе воспитания культуры здоровья является строгая регламентация действий. Сущность методов строго регламентированного действия заключается в том, что все действия по укреплению и поддержания здорового образа жизни должны совершаться в строгой последовательности (чистка зубов после еды, два раза в день). Методы строго регламентированного действия обладают большими педагогическими возможностями.
Они позволяют:
В системе воспитания культуры здоровья игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными
методическими особенностями
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод - это способ выполнения действий и определенных упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В воспитании культуры здоровья дошкольников широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в воспитании культуры здоровья зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования.
В основу воспитания культуры здоровья положены личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, педагог не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, педагог не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– педагог воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– воспитатель организует работу исходя из гуманистических принципов:
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в деятельности;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от воспитателя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют воспитатель и родители [15, с. 80].
Методы воспитания культуры здоровья в условиях детского сада могут быть следующими: беседа "Здоровый образ жизни", практикум "Аппарат вредных привычек", сюжетно-ролевая игра "Сам себе доктор", спортивное мероприятие «В спортзал – за здоровьем», устный журнал «Полезные привычки», ролевая игра "Суд над компьютером" и другие [18, с. 50].
Выводы
по I главе
Культура здоровья ребенка - это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания.
Под воспитанием культуры здоровья понимают непрерывный процесс изменения своих потребностей, способностей, валеологического сознания с целью разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии здоровья личности.
В
воспитании культуры здоровья дошкольников
значительная роль принадлежит дошкольному
образовательному учерждению. Бесспорно,
что основа здорового образа жизни,
выработка потребности в
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»
Детский сад №3 «Загадка». Адрес: г. Стерлитамак, ул. Халтурина, 106.
Воспитательная работа по формированию здорового образа жизни включает в себя:
- программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
-
беседы, консультации по проблемам
сохранения и укрепления
- Дни здоровья, конкурсы, праздники.
Организация воспитательной работы по формированию здорового образа жизни
В детском саду создана и успешно реализуется программа непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, направленная на изменение отношения детей к природе, формирование экологического сознания, экологически оправданного поведения в природе. Включение детей в систему экологического образования и воспитания, оптимальное сочетание теоретических знаний и практических действий способствует формированию нравственного, физического, психического и соматического здоровья. Ведь природа – та объективная среда, в которой происходит становление человека.
Комплексная экологизация всех видов деятельности участников педагогического процесса предполагает:
активное
включение экологических
диагностику уровня сформированности
культуры здоровьесбережения детей;
организацию разнообразной деятельности по здоровому образу жизни;
воспитание
у детей потребности в
Воспитательно-
В числе основных решаем следующие задачи:
- воспитание у детей культуры здоровья;
- осознание ими необходимости развития имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового стиля жизни;
-
предупреждение вредных
Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ