Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа
Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102
Результаты экспериментальной группы показали, что уровень сформированности положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников вырос, так высокий уровень показал рост на 15 %, на среднем - на 40 % и на низком - количество детей уменьшилось на 55% детей. Следовательно, предложенная минипрограмма «Дружные ребята», содержание которой направлено на привлечение внимания к партнеру, его настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие позволил повысить уровень сформированности положительных взаимоотношений у детей в разновозрастной группе ДОУ. Это подтверждает поставленную гипотезу нашего исследования.
Педагогические рекомендации для воспитателей
Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
Пяти – семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Библиография
1. Абрамова Н., Кормилина В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре //Дошкольное воспитание. 2001. №3.-С. 30.
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.
3. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. Уч.пособ. – М., 2003.
4. Баркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть, тайны и загадки. – М.: Столетие, 2003. – 363с.
5. Беляева О.А. Математические основы психологии: Лабораторный практикум: для студентов вузов. – Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 2001. – 172с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.; Просвещение. 2000. – 90с.
7. Бронников С.А., Черникова М.С. Псохолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие: Санкт-Петербург – Бирск, 2004. – 228с.
8. Вербский А.А., Борисова Н.В. «Методологические рекомендации по проведению деловых игр », М. – 2000.
9. Воробьёва М. Воспитание положительного отношения к сверстникам //Дошкольное воспитание. 2000. - № 7. – С. 31.
10. Воспитание детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванова, В.Г. Казакова.; Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2001.
12. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада\ составили А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000– 192с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 2001. – 380с.
14. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников. – Уфа: БИРО, 2003. – 159с.
15. Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. – Материалы ассоциации ролевых игр.
16. Герасимова Е. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание – 2002- № 1- с.44.
17. Горбатков А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций. // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С.51-64.
18. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
19. Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М., Гардарики, 2004.
20. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ сост. А.В.Кенеман, Т.И. Осокина -2-изд.,2003.-224.:ил.
21. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика – синтез, 2005. -123с.
22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 242с.
23. Ефремов К. эмоциональное выгорание и как с ним бороться. // Народное образование. - 2005. - № 9. - С.118-122.
24. Игры – обучение, тренинг, досуг» Под ред. Петрусинского В.В., книги 1-7, М., 2000 -95.
25. Игра дошкольника. А.А. Абрямян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова. Под редакцией С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2000. – 286с.
26. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ-91.
28. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва, Владос – пресс, 2001.
29. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.
30. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., Аркти.2005.
31. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002.
32. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. - СПб, 2006.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогическое общество России, 2003.
34. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.,2001.-112.:ил.
35. Петров И.Г. Фундаментальные функции эмоций, как органа индивида и индивидуальности. //Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 21-30.
36. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении М.Просвещение, 1992г
37. Программа обучения и воспитания в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. – М.: Мозаика – синтез, 2005. – 205с.
38. Психология. / Под ред. Дружинина. - М., 2005.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
40. Самостоятельная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.; Педагогика. 2000. – 200с.
41. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений.//Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 54.
42. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. Второй этап программы: игры, развивающие внимание к сверстнику.// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68.
43. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.-с.73.
44. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Дошкольное воспитание – 2002. - № 1 – с. 80.
45. Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 4. – с. 25.
46. Чуприкова Н.И. Эмоциональные сигналы, определяющие выбор жизненного пути. // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 44-48.
47. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 30-44.
48. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. –В кн.: Проблема личности.
49. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2001. – 230с.
50. Якобсон С. Проблемы межвозрастного общения детей. // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 2. – 17.
51. Якобсон С. Проблемы межвозрастного общения детей. // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 3. – с. 26.
52. Якобсон С. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет. // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 1. – с. 5.
53. Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 20
Приложение 1
Таблица 1
Результаты по социоматрице
в экспериментальной группе на начальном этапе
№
| Кто выбирает | Кого выбирают
| Сделанные выборы
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18 | 19 | 20 | ”+”
| ””
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
| Виктор Г. |
| (+)
| + |
| (+)
| -
|
| -
|
|
|
| (+) | + |
| (+) | - |
| - |
|
| 6
| 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2
| Юля Д.
| (+)
|
|
| (+)
| -
|
|
| -
|
| (+)
| (+)
|
|
| (+)
| -
|
|
| - |
| (+) | 6
| 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3
| Лиза З.
|
| +
|
|
|
| -
| +
|
|
|
|
| + |
|
|
| - | + |
|
|
| 4
| 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
| Илья И.
|
| (+)
|
|
|
|
|
|
| (+)
|
|
| (+) |
|
|
|
|
|
| (+) |
| 4
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
| Андрей К.
| (+)
|
|
|
|
|
| (+)
| +
|
| -
| (+)
|
|
|
|
|
| (+)
| + |
| - | 6
| 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
| Таня К.
| -
|
| -
|
|
|
|
| (+)
|
|
| - |
| - |
|
|
|
| (+) |
|
| 2
| 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7
| Катя П.
|
| +
|
|
| (+)
|
|
|
| +
|
|
| + |
|
| (+) |
|
|
| + |
| 6
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8
| Сергей П.
|
| -
|
|
|
| (+)
|
|
|
|
|
| - |
|
|
| (+) |
|
|
|
| 2
| 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9
| Егор Р.
| +
| +
|
| (+)
|
|
|
| -
|
|
| + | + |
| (+) |
|
|
| - |
|
| 6
| 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10
| Петр С.
|
| (+)
|
|
| -
|
| +
|
|
|
|
| (+) |
|
| - |
| + |
|
|
| 4
| 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11
| Игорь Г. |
| (+) | + |
| (+) | - |
| - |
|
|
| (+) | + |
| (+) | - |
| - |
|
| 6 | 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Максим З. | (+) |
|
| (+) | - |
|
| - |
| (+) | (+) |
|
| (+) | - |
|
| - |
| (+) | 6 | 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Карина Ф. |
| + |
|
|
| - | + |
|
|
|
| + |
|
|
| - | + |
|
|
| 4 | 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Артур И. |
| (+) |
|
|
|
|
|
| (+) |
|
| (+) |
|
|
|
|
|
| (+) |
| 4 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Аделина П. | (+) |
|
|
|
|
| (+) | + |
| - | (+) |
|
|
|
|
| (+) | + |
| - | 6 | 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Матвей Н. | - |
| - |
|
|
|
| (+) |
|
| - |
| - |
|
|
|
| (+) |
|
| 2 | 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Глеб Ш. |
| + |
|
| (+) |
|
|
| + |
|
| + |
|
| (+) |
|
|
| + |
| 6 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Алексан- дра Н. |
| - |
|
|
| (+) |
|
|
|
|
| - |
|
|
| (+) |
|
|
|
| 2 | 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Кирилл М. | + | + |
| (+) |
|
|
| - |
|
| + | + |
| (+) |
|
|
| - |
|
| 6 | 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Валера П. |
| (+) |
|
| - |
| + |
|
|
|
| (+) |
|
| - |
| + |
|
|
| 4 | 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные выборы | «+» | 6 | 12 | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 | 6 | 12 | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«» | 2 | 2 | 2 |
| 4 | 4 |
| 6 |
| 2 | 2 | 2 | 2 |
| 4 | 4 |
| 6 |
| 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимо выборы | «+» | 4 | 6 |
| 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 6 |
| 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«» | 2 | 2 | 2 |
| 4 | 4 |
| 6 |
| 2 | 2 | 2 | 2 |
| 4 | 4 |
| 6 |
| 2 |
Условные обозначения:
+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
() – положительный взаимовыбор
- – отрицательный взаимовыбор
Таблица 2
Соотношение социометрических статусов
в разновозрастной группе на начальном этапе
Фамилия, имя ребенка
| Количество положительных выборов
| Количество отрицательных выборов
| Социометрический статус
|
Юля Д.
| 12
| 2
| ”Звезда”
|
Максим З. | 12 | 2 | |
Катя П.
| 6
| –
| “Предпочитаемые”
|
Глеб Ш.
| 6
| -
| |
Виктор Г.
| 6
| 2
| |
Игорь Г.
| 6
| 2
| |
Илья И.
| 4
| -
| |
Артур И.
| 4
| -
| |
Егор Р. | 4 | - | |
Кирилл М. | 4 | - | |
Андрей К. | 4 | 4 | |
Аделина П. | 4 | 4 | |
Сергей П. | 4 | 6 | |
Александра Н. | 4 | 6 | |
Петр С.
| 2
| 2
| “Пренебрегаемые”
|
Валера П.
| 2
| 2
| |
Лиза З.
| 2
| 2
| |
Карина Ф. | 2 | 2 | |
Таня К. | 2 | 4 | |
Матвей Н. | 2 | 4 | |
.
|
|
| “Изолированные”
|
|
|
| “Отвергаемые”
|