Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

Результаты экспериментальной группы показали, что уровень сформированности положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников вырос, так высокий уровень показал рост на 15 %, на среднем - на 40 % и на низком - количество детей уменьшилось на 55% детей. Следовательно, предложенная минипрограмма «Дружные ребята», содержание которой направлено на привлечение внимания к партнеру, его настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие позволил повысить уровень сформированности положительных взаимоотношений у детей в разновозрастной группе ДОУ. Это подтверждает поставленную гипотезу нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Педагогические рекомендации для воспитателей

 

Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

Пяти – семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.


Библиография

 

1.            Абрамова Н., Кормилина В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре //Дошкольное воспитание. 2001. №3.-С. 30.

2.          Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.

3.            Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. Уч.пособ. – М., 2003.

4.            Баркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть, тайны и загадки. – М.: Столетие, 2003. – 363с.

5.            Беляева О.А. Математические основы психологии: Лабораторный практикум: для студентов вузов. – Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 2001. – 172с.

6.            Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.; Просвещение. 2000. – 90с.

7.            Бронников С.А., Черникова М.С. Псохолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие: Санкт-Петербург – Бирск, 2004. – 228с.

8.            Вербский А.А., Борисова Н.В. «Методологические рекомендации по проведению деловых игр », М. – 2000.

9.            Воробьёва М. Воспитание положительного отношения к сверстникам //Дошкольное воспитание. 2000. - № 7. – С. 31. 

10.       Воспитание детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванова, В.Г. Казакова.; Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

11.       Воспитание нравственных чувств у старших дошколь­ников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2001.

12.       Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада\ составили А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000– 192с.

13.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 2001. – 380с.

14.       Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников. – Уфа: БИРО, 2003. – 159с.

15.       Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. – Материалы ассоциации ролевых игр.

16.       Герасимова Е. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание – 2002- № 1- с.44.

17.     Горбатков  А.  Две модели  динамики  связей  положительных  и отрицательных  эмоций. //  Вопросы  психологии. -  2004. -  № 3. -  С.51-64.

18.     Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.

19.     Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М., Гардарики, 2004.

20.       Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ сост. А.В.Кенеман, Т.И. Осокина -2-изд.,2003.-224.:ил.

21.       Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика – синтез, 2005. -123с.

22.       Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 242с.

23.     Ефремов  К. эмоциональное выгорание и как с ним бороться. //  Народное образование. -  2005. -  № 9. -  С.118-122.

24.       Игры – обучение, тренинг, досуг» Под ред. Петрусинского В.В., книги 1-7, М., 2000 -95.

25.       Игра дошкольника. А.А. Абрямян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова. Под редакцией С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2000. – 286с.

26.       Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

27.       Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ-91.

28.     Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва,   Владос – пресс, 2001.

29.     Маклаков А.Г. Общая психология. -  М., 2005.

30.     Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., Аркти.2005.

31.     Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002.

32.     Набойкина  Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. -  СПб,  2006.

33.     Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогическое общество России, 2003.

34.       Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.,2001.-112.:ил.

35.     Петров  И.Г. Фундаментальные  функции  эмоций, как органа  индивида  и индивидуальности. //Мир  психологии. -  2002. -  № 4. -  С. 21-30.

36.     Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении М.Просвещение, 1992г

37.     Программа обучения и воспитания в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. – М.: Мозаика – синтез, 2005. – 205с.

38.     Психология. /  Под ред. Дружинина. -  М., 2005.

39.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

40.     Самостоятельная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.; Педагогика. 2000. – 200с.

41.     Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений.//Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 54.

42.     Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. Второй этап программы: игры, развивающие внимание к сверстнику.// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68.

43.     Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.-с.73.

44.       Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Дошкольное воспитание – 2002. - № 1 – с. 80.

45.       Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 4. – с. 25.

46.     Чуприкова  Н.И.  Эмоциональные  сигналы, определяющие  выбор  жизненного пути. // Мир  психологии. -  2002. -  № 4. -  С. 44-48.

47.     Шакуров  Р.Х.  Психология эмоций: новый подход //  Мир психологии. -  2002. -  № 4. -  С. 30-44.

48.     Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. –В кн.: Проблема личности.

49.     Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2001. – 230с.

50.     Якобсон С. Проблемы межвозрастного общения детей. // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 2. – 17.

51.     Якобсон С. Проблемы межвозрастного общения детей. // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 3. – с. 26.

52.     Якобсон С. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет. // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 1. – с. 5.

53.     Яковлева  Е.А. Эмоциональные  механизмы  личностного  и творческого  развития //  Вопросы  психологии. - 2000. -  № 4. -  С. 20

 

 


Приложение 1

Таблица 1

Результаты по социоматрице

в экспериментальной группе на начальном этапе

 


п/п

 

Кто

выбирает

Кого выбирают

 

Сделанные выборы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

19

20

”+”

 

”­”

 

 1

 

 Виктор Г.

 

(+)

 

+

 

(+)

 

-

 

 

­-

 

 

 

 

(+)

+

 

(+)

-

 

-

 

 

6

 

4

 

2

 

Юля Д.

 

(+)

 

 

 

(+)

 

­-

 

 

 

-

 

 

(+)

 

(+)

 

 

 

 

 

(+)

 

-

 

 

 

 

 

-

 

(+)

6

 

4

 

3

 

Лиза З.

 

 

 +

 

 

 

 

-

 

 +

 

 

 

 

 

+

 

 

 

-

+

 

 

 

4

 

2

 

4

 

Илья И.

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

(+)

 

4

 

­

 

5

 

Андрей К.

 

(+)

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 +

 

 

-

 

(+)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(+)

 

+

 

-

6

 

2

 

6

 

Таня К.

 

-

 

 

-

 

 

 

 

 

(+)

 

 

 

-

 

-

 

 

 

 

(+)

 

 

2

 

4

 

7

 

Катя П.

 

 

 +

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 +

 

 

 

+

 

 

(+)

 

 

 

+

 

6

 

­

 

8

 

Сергей П.

 

 

-

 

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

(+)

 

 

 

 

2

 

2

 

9

 

Егор Р.

 

 +

 

 +

 

 

(+)

 

 

 

 

­-

 

 

 

+

+

 

(+)

 

 

 

-

 

 

6

 

2

 

10

 

Петр С.

 

 

(+)

 

 

 

-

 

 

 +

 

 

 

 

 

(+)

 

 

-

 

+

 

 

 

4

 

2

 

11

 

Игорь Г.

 

(+)

+

 

(+)

-

 

-

 

 

 

(+)

+

 

(+)

-

 

-

 

 

6

4

 

12

Максим З.

(+)

 

 

(+)

-

 

 

-

 

(+)

(+)

 

 

(+)

-

 

 

-

 

(+)

6

4

 

13

Карина Ф.

 

+

 

 

 

-

+

 

 

 

 

+

 

 

 

-

+

 

 

 

4

2

 

14

Артур И.

 

(+)

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

(+)

 

4

 

 

15

Аделина П.

(+)

 

 

 

 

 

(+)

+

 

-

(+)

 

 

 

 

 

(+)

+

 

-

6

2

 

16

Матвей Н.

-

 

-

 

 

 

 

(+)

 

 

-

 

-

 

 

 

 

(+)

 

 

2

4

 

 

17

Глеб Ш.

 

+

 

 

(+)

 

 

 

+

 

 

+

 

 

(+)

 

 

 

+

 

6

 

 

18

Алексан-

дра Н.

 

-

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 

-

 

 

 

(+)

 

 

 

 

2

2

 

 

19

Кирилл М.

+

+

 

(+)

 

 

 

-

 

 

+

+

 

(+)

 

 

 

-

 

 

6

2

 

 

20

Валера П.

 

(+)

 

 

-

 

+

 

 

 

 

(+)

 

 

-

 

+

 

 

 

4

2

 

Полученные выборы

«+»

6

12

2

4

4

2

6

4

4

2

6

12

2

4

4

2

6

4

4

2

 

«»

2

2

2

 

4

4

 

6

 

2

2

2

2

 

4

4

 

6

 

2

Взаимо

выборы

«+»

4

6

 

4

4

2

2

2

2

2

4

6

 

4

4

2

2

2

2

2

«»

2

2

2

 

4

4

 

6

 

2

2

2

2

 

4

4

 

6

 

2

 

 

 

 

Условные обозначения:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

­  – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

 

() – положительный взаимовыбор

- – отрицательный взаимовыбор


Таблица 2

Соотношение социометрических статусов

в разновозрастной группе на начальном этапе

Фамилия, имя ребенка

 

Количество положительных выборов

 

Количество отрицательных выборов

 

Социометрический статус
в группе

 

Юля Д.

 

12

 

2

 

”Звезда”

 

Максим З.

12

2

Катя П.

 

6

 

 

“Предпочитаемые”

 

Глеб Ш.

 

6

 

 

Виктор Г.

 

6

 

2

 

Игорь Г.

 

6

 

2

 

Илья И.

 

4

 

-

 

Артур И.

 

4

 

-

 

Егор Р.

4

-

Кирилл М.

4

-

Андрей К.

4

4

Аделина П.

4

4

Сергей П.

4

6

Александра Н.

4

6

Петр С.

 

2

 

2

 

“Пренебрегаемые”

 

Валера П.

 

2

 

2

 

Лиза З.

 

2

 

2

 

Карина Ф.

2

2

Таня К.

2

4

Матвей Н.

2

4

 

              

              

“Изолированные”

                             

 

 

 

 

“Отвергаемые”

 

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате