Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

3. Индивидуально-ориентированный — направленность на индивидуальные достижения ребенка при позитивном эмоциональном фоне.

Педагог достаточно успешно осуществляет индивидуальный подход, передавая какие-либо знания и умения детям, при этом не считает своей обязанностью организовывать общение и взаимодействие детей. Включенность в детское общение невысокая, воспитатель занимается детскими проблемами только в случае явных конфликтов.

Воспитатель часто и назидательно декларирует правила и нормы поведения, например: «Играйте дружно, младших обижать нельзя, с малышами нужно делиться». В случае конфликтов разводит детей в разные стороны: «Не умеете играть вместе — играйте по отдельности», «Пусть каждый займется делом и никому не мешает».

4. Директивный — ярко выраженная направленность на результат деятельности или обучения детей. Негативный эмоциональный фон. Включенность в детскую жизнь практически отсутствует. При этом стиле часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждение их за неумелость или насмешки из-за неспособности быстро есть или решать задачки. Для такого воспитателя характерно высокомерное отношение к детям как к менее развитым и мало что понимающим людям.

5. Ориентированный на детскую общность — воспитатель принимает активное участие в детской деятельности и в разрешении проблем и конфликтов детей. При высокой степени включенности и при позитивном эмоциональном фоне взрослый содействует развитию взаимодействия детей, предлагая образцы разрешения трудностей не на словах, а включаясь во взаимодействия как один из участников. О том, что воздействие воспитателя является действенным, что взрослый способствует развитию взаимодействия детей, можно судить по самостоятельности детей, по отсутствию жалоб, обращений, вопросов со стороны детей.

Можно сделать вывод, что если оба воспитателя ориентированы не на оценку достижений детей, а на построение детской общности, т. е. вовлекали детей разных возрастов в общие игры и занятия, помогали организовать сотрудничество, поощряли деловую инициативу, как старших, так и младших детей, то это, безусловно, приводит к положительным результатам.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что отношения между детьми в разновозрастной группе определяются, прежде всего, позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.

Данный вывод является основанием для дальнейшего проведения исследований в выявлении и формировании взаимоотношений детей разного возраста.

Для того, чтобы установить оказала ли формирующая работа влияние на повышение уровня развития положительных взаимоотношений в разновозрастной группе детского сада экспериментальной группы, применяется G – критерий знаков.

Прежде, чем начать математическую обработку данных, мы должны проверить ограничение критерия. Количество испытуемых в выборке составляет 20 человек, следовательно, данный критерий может быть использован для обработки количественных данных. Далее составим таблицу для вычисления направления сдвигов.

 

Имя, фамилия ребенка

Начальный этап

Конечный этап

сдвиги

Виктор Г.

6

7

+1

Юля Д.

6

8

+2

Лиза З.

4

5

+1

Илья И.

4

6

+2

Андрей К.

6

7

+1

Таня К.

2

6

+4

Катя П.

6

6

0

Сергей П.

2

3

+1

Егор Р.

6

8

+2

Петр С.

4

5

+1

Игорь Г.

6

7

+1

Максим З.

6

7

+1

Карина Ф.

4

4

0

Артур И.

4

5

+1

Аделина П.

6

9

+3

Матвей Н.

2

2

0

Глеб Ш.

6

8

+2

Саша Н.

2

4

+2

Кирилл М.

6

7

+1

Валера П.

4

5

+1

 

 

Подсчитаем количество типичных, нетипичных и нулевых сдвигов. Определим, что будет типичным и нетипичным сдвигом.

«+» - 17 – типичный сдвиг

«-» - 0 – нетипичный сдвиг

«0» - 3-n= 20-3=17 >5

Типичное направление – повышение уровня положительного взаимоотношения между детьми в разновозрастной группе детского сада. На основании этого сформулируем гипотезу: преобладание сдвига в сторону увеличения уровня положительного взаимоотношения между детьми разного возраста за год является значимым.

Gэмп =0

Для n =17  G0,05 =0.  Gэмп < G0,05 , следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается.

Таким образом, было установлено наличие статистически достоверных различий между средними значениями, принадлежащими к двум совокупностям данных до и после формирующей работы. Так как они действительно достоверно различаются, то можно сделать вывод о том, что проведенная экспериментальная работа способствовала повышению уровня положительных взаимоотношений между детьми в разновозрастной группе,   что и следовало доказать.
Выводы по главе II

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, а также доказательства положений гипотезы исследования нами была разработана методика эксперимента, включавшего три этапа:

Первый этап – начальный – позволил нам проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования, определить диагностические методики выявления межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада и провести констатирующий эксперимент.

На констатирующем эксперименте с детьми использовались различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка” и “У кого больше?”).

По результатам начального этапа нами получены следующие результаты выявления взаимоотношений в группе детей разного возраста. К группе «Предпочитаемых» было отнесено 10% детей, «Принятые» составили 30 % детей, к группе «Отверженных» отнесено 35 % детей, «Изолированные» составили 25 % детей.

Нами проводилось наблюдение в течение 2-х недель во второй половине дня отдельно с каждым ребенком.

Целью наблюдения было исследование межличностных отношений в группе и выявление при этом положительных и отрицательных сторон наблюдения как метода изучения.

В результате наблюдения выявлено избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником и младшим. Были выделены типы отношений между детьми

На втором этапе эксперимента – формирующем – нами разработана минипрограмма «Дружные ребята» по формирования положительных взаимоотношений детей в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредство игровой деятельности дошкольников.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная их особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Поэтому мы считаем, что именно игра может явиться средством, позволяющим регулировать отношения в детских разновозрастных группах, развивающим социально значимые качества у дошкольников.

С этой целью нами была разработана минипрограмма «Дружные ребята» по формированию положительных взаимоотношений в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, включающая разные виды игр: подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые и соответствующая трем этапам формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. На третьем этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

Третий этап исследования – итоговый – позволил получить результаты контрольного эксперимента, выявить их достоверность с помощью методов математической статистики, сформулировать выводы и разработать педагогические рекомендации для родителей и воспитателей, оформить текст выпускной квалификационной работы.

После проведения контрольного эксперимента нами было определено, что разновозрастной группе у большинства детей (64%) стали наблюдаться отношения сопричастности. Имели место непрерывные игровые контакты, в которых различить детей разного возраста можно было лишь по внешнему виду. Нами были проведены дополнительные исследования по выявлению стиля воспитателя, как эффективного фактора влияющего на взаимоотношения детей в разновозрастной группе. 

Полученные результаты позволяют утверждать, что отношения между детьми в разновозрастной группе определяются, прежде всего, позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что разработанная и внедренная минипрограмма «Дружные ребята» по формированию положительных взаимоотношений дошкольников в разновозрастной группе с помощью игр оказалась эффективной. Гипотеза доказана.

 


Заключение

 

Общение с детьми -  необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Проблема отношений между детьми разного возраста в дошкольном учреждении не потеряла своей значимости до настоящего времени и не нашла пока оптимального решения. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве детских садов в основном комплектуются одновозрастные группы и работа организуется в соответствии с определенной «возрастной» методикой.

Межличностные отношения, возникают "вокруг" игры при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Именно в параигровой ситуации возникают и разрешаются основные конфликты детской жизни. Игровая деятельность в дошкольном возрасте — это эмоционально насыщенная деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения.

Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается низкий и средний уровень положительных взаимоотношений. Дети  проявляют интерес к совместным играм, но не всегда умеют действовать сообща для достижения общего успеха, мало проявляется способность сочувствовать и сопереживать, оказывать взаимопомощь.

Предложенная минипрограмма «Дружные ребята», включающая подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые игры позволила сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе детского сада. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате