Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа
Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102
Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
3. Сюжетно-ролевые игры – самый сложный этап формирования положительных взаимоотношений в группе детей разного возраста. Основываясь на концепции формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве (Н.Я. Михайленко), мы поставили перед собой задачу сформировать у детей разновозрастной группы соответствующие их возрасту игровые умения: у дошкольников 7-го года жизни умение творчески развертывать сюжет игры, у детей 4-го года жизни - ролевое поведение. Вместе с тем предполагалось обеспечить старших и младших дошкольников опытом взаимодействия друг с другом. Мы предположили, что формирование сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе может эффективно осуществляться, если а) взрослый как партнер детей включает одновременно в совместную игру старших и младших дошкольников, развертывая ее таким образом, чтобы игра была привлекательна для тех и других; б) втягивание детей в совместную игру позволяет одновременно формировать у них разные по сложности соответствующие возрасту игровые умения (начала ролевого поведения у младших и умения творчески развертывать сюжеты у старших детей), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие; в) средством организации такой совместной игры может быть сюжет, имеющий особую структуру, позволяющую дифференцировать формирующие воздействия взрослого в отношении детей разных возрастов. Специально разработанная нами структура сюжета включала несколько последовательных событий, в которых действовало не менее четырех персонажей: два персонажа - "постоянные" (мама, сын) - были включены во все сюжетные ситуации, а остальные - "временные" (милиционер, водитель, врач) - включались в сюжет последовательно по мере его развития.
В ходе реализации сюжетно-ролевых игр одну из "постоянных" ролей принимал на себя взрослый, другая первоначально (в двух-трех ситуациях) приписывалась воображаемому партнеру, которого вводил взрослый в соответствии с содержанием сюжета. В игре взрослый, совместно со старшим дошкольником, развертывал разнообразные события, отражающие ситуации, в которых оказывался воображаемый персонаж ("Мой сыночек потерялся. Узнаю в милиции, может быть его кто-нибудь видел?" или "Обращусь в гараж, узнаю, куда же он уехал?"). При этом дошкольнику 7-го года жизни предлагались "временные" роли, которые он менял в зависимости от хода событий.
В качестве основного конкретного методического приема для формирования у старших детей способа сюжетосложения использовалась ситуация игры в "телефонный разговор" между двумя персонажами ("постоянным" и "временным"). Этот прием служил также для введения в условную игровую ситуацию младшего ребенка (который в первых двух-трех сюжетных событиях непосредственного участия не принимал, а был наблюдателем) и облегчения для него принятия роли.
На основе возникшего у малыша интереса экспериментатор втягивал его в совместную игру, предлагая взять на себя роль воображаемого персонажа, и вступал с ним в игровое взаимодействие, демонстрируя старшему ребенку образец игры и отношения к младшему партнеру. Затем взрослый инициировал игровое взаимодействие между детьми. Образец общения взрослого с младшим, удовольствие от совместной игры обеспечивали формирование у старших и младших детей положительного опыта игрового взаимодействия друг с другом.
Наблюдения за детьми в ходе формирующих игр показали, что старшие дошкольники с интересом включались в совместную деятельность со взрослым. Их участие в развертывании сюжета становилось все более активным. Инициатива введения в сюжет новых событий постепенно переходила от педагога к детям.
У детей 4-го года жизни первой экспериментальной группы ситуация совместной игры взрослого со старшим дошкольником вначале вызывала удивление, но достаточно быстро увлекала, они начинали понимать смысл происходящего и включались в игру, легко принимая на себя роль воображаемого персонажа. В эмоциональной атмосфере, создаваемой взрослым, младшие дети чувствовали себя комфортно, были активны.
Критерием эффективности формирующих воздействий взрослого для нас являлось овладение детьми новыми способами построения игры, а критерием сравнительной эффективности детей в сюжетно-ролевой игр- активизация межвозрастного игрового взаимодействия.
2.3. Результаты экспериментального исследования
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент на итоговом этапе исследования, целью выявления взаимоотношений детей разновозрастной группы после проведения с ними минипрограммы «Дружные ребята» по формированию положительных взаимоотношений у детей дошкольной разновозрастной группы с помощью игр.
Были получены следующие ответы детей.
Юля Д.о Петре С. “С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.
Катя П. о Илье И.: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.
Петр С. о Егоре Р.: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”.
Виктор Г. о Сергее П.: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает”.
Егор Р. о Кате П. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Катя не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
Лиза Л. о Тане К. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это – мы?” девочка ответила: “Таня, Сергей, Илья и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Таня сильнее дружит с Ильей”.
Таня К. о Лизе Л. сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует, делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
Андрей К. о Юле В.: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка”.
Таблица 1.
Распределение детей экспериментальной группы
по статусным категориям на итоговом этапе эксперимента (%)
Статусные категории | Экспериментальная |
I. «Предпочитаемые» | 45 |
II. «Принятые» | 40 |
III. «Отверженные» | 15 |
IV. «Изолированные» | - |
По результатам итогового этапа нами получены следующие результаты выявления взаимоотношений в группе детей разного возраста. К группе «Предпочитаемых» было отнесено 45 % детей, «Принятые» составили 40 % детей, к группе «Отверженных» отнесено 15 % детей, детей отнесенных к группе «Изолированные» не выявлено.
Необходимо сравнить результаты начального и итогового этапа исследования.
где, НЭ - начальный этап
ИЭ – итоговый этап
Прд - «Предпочитаемые»
Пр - «Принятые»
От - «Отверженные»
Из - «Изолированные»
Рис. 1. Сравнение результатов начального и итогового этапов эксперимента.
На начальном этапе группа «Предпочитаемые» представлена 10 % детей, а на итоговом этот показатель вырос – 45 % детей; в группе «Принятые» на начальном этапе представлено 30 % детей, а на итоговом – увеличилось на 10 %; на начальном этапе «Отверженные» представлены 35% детей, на итоговом – 15 % детей; на итоговом этапе группа «Изолированные» не представлена, в то время как на начальном представлены 25 % детей.
Итак, после проведения контрольного эксперимента нами было определено, что разновозрастной группе у большинства детей (64%) стали наблюдаться отношения сопричастности. Имели место непрерывные игровые контакты, в которых различить детей разного возраста можно было лишь по внешнему виду. У большинства детей преобладало просоциальное поведение и деловое общение, ни разу мы не наблюдали, чтобы ребенок мешал игре других. В процессе рисования отмечалось много содержательных контактов. Дети не оценивали рисунки друг друга, но часто советовались, что лучше нарисовать. Не было ни одного обращения к взрослому, все вопросы дети решали самостоятельно. Они легко обменивались мелками и уступали их товарищам.
В игре по правилам старшие дети без колебаний и сомнений отдавали недостающий игровой материал младшим, следили за правилами, помогали, подсказывали им правила игры. Конфеты либо делили поровну, либо уступали младшим; по результатам игр все участники получили конфеты.
Нами были проведены дополнительные исследования по выявлению стиля воспитателя, как эффективного фактора влияющего на взаимоотношения детей в разновозрастной группе.
Основным фактором, влияющим на межличностные отношения детей в разновозрастных группах, является характер взаимодействия воспитателя с детьми. Воздействие воспитателя и стиль его общения с детьми становятся моделью поведения старших детей по отношению к младшим. Состав разновозрастной группы создает благоприятные условия для реализации, воспроизведения и присвоения того типа отношения к младшим, который демонстрирует взрослый.
Был предпринят психологический анализ характеристик взаимодействия воспитателей с детьми в исследованной нами группе с разными вариантами отношений между старшими и младшими детьми. Исследование заключалось в наблюдении за поведением воспитателей в свободном взаимодействии с детьми.
Для анализа воздействий взрослого были выделены следующие показатели:
• Направленность деятельности воспитателя, его целевые установки.
Деятельность воспитателя может быть направлена на успешность и результативность действий ребенка, на проявление им инициативы и самостоятельности или на создание общности детей (т. е. на организацию их взаимодействия).
• Эмоциональный фон воздействия (негативный, нейтрально-безразличный или позитивный);
При позитивном эмоциональном фоне для взрослого было характерно проявление заботы и мягкости. При нейтральном эмоциональном фоне отношение взрослого выражалось в безразличии к детям и в отчужденности. При отрицательном эмоциональном фоне для взрослого была характерна раздражительность, упреки, недовольство, критические замечания в адрес детей.
• Степень включенности воспитателя в общение детей.
Данный показатель отражает степень участия взрослого в детской деятельности и в разрешении проблем и конфликтов между детьми.
При высокой степени включенности взрослый предлагает варианты разрешения трудностей, включается во взаимодействие как один из участников, организует игры и занятия, в которых может участвовать вся группа. При низкой степени включенности воспитатель ведет себя отстраненно от детей, занимается своими делами и формально выполняет свои обязанности.
Данные показатели оценивались по трехбалльной шкале.
Наблюдая взаимодействие взрослого с детьми, мы выделили пять педагогических стилей:
1. Потакающий — ориентация на самовыражение и самостоятельность детей; низкая включенность в детскую жизнь при позитивном эмоциональном фоне: «Пусть делают, что хотят», «Они сами выберут, что им нужно». Такой воспитатель позволяет детям делать все, что они хотят, оправдывая их агрессивные или деструктивные действия тем, что они еще маленькие: «Детям иногда нужно побегать, нельзя же все время их строить и организовывать».
2. Индифферентно-формальный — озабоченность результатами обучения или успешностью деятельности, низкая включенность в детское взаимодействие. Преобладание вербальных форм воздействий взрослого (призывов к хорошему поведению и послушанию) на нейтральном или отрицательном эмоциональном фоне. Такой воспитатель часто предпочитает общение с взрослыми, у него находятся срочные дела вне группы, он с готовностью общается с приходящими в группу людьми или просто занимается своими делами. Дополнительное анкетирование показало, что у таких воспитателей нет профессиональной заинтересованности, некоторые из них — люди, временно работающие в детском саду.