Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:03, курсовая работа
Целью данной работы является описание методики выразительного чтения на уроках литературы на примере басни И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.
Задачи:
Проследить историю методики выразительного чтения;
Обозначить принципы методики выразительного чтения;
Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
Показать особенности выразительного чтения басни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5
История методики выразительного чтения……………………………...5
Принципы методики выразительного чтения………………………….10
МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26
3.1 Урок по выразительному чтению басни «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28
3.2 Анализ урока……………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40
20-30-е
гг. ознаменовались значительным
прогрессом в постановке
Война, естественно, задержала дальнейшее развитие выразительного чтения. Но с началом мирного времени возобновилась разработка теории выразительного чтения и принимались меры по внедрению выразительного чтения в школьную практику.
В первые послевоенные годы явно наметились два направления в методике выразительного чтения: филологическое и художественно- психологическое, Первое направление рассматривает выразительное чтение как нечто отличное от искусства звучащего слова и концентрирует внимание на речевой интонации как явлении лингвистики. Ярким выразителем данного направления был доцент кафедры русского языка МГПИ им. В.И. Ленина И.Я. Блинов. Второе направление рассматривает выразительное чтение как художественное чтение в условиях школы и опирается на теорию и практику этого искусства, основанные на положениях системы К.С. Станиславского.
В
60-х годах роль выразительного чтения
была определена в директивных указаниях
Министерства просвещения РСФСР. Где было
сказано: « Чтение литературных произведений
– один из важнейших методов изучения
литературы в классе. При выразительном
чтении стихов и прозы художественные
образы раскрываются особенно полно, живая
речь, ритм, интонации способны донести
до слушателя такие оттенки знания, такие
качества образа, которые теряются при
чтении «про себя»… Без выразительного
чтения не может быть полноценного изучения
литературы».
Выразительное чтение наиболее широко применяется на уроках литературы, где оно выступает как искусство звучащего слова, обнаруживая все свое магическое воздействие.
При чтении литературных произведений с наибольшей наглядностью выступает действенность речи, ее зависимость от ситуаций, связь с эмоцией.
На занятиях литературой применяется выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников.
Решающее значение имеет чтение учителя. Не может преподавать искусство педагог, сам не владеющий этим искусством. Это верно и по отношению к искусству чтения. Без выразительного чтения не может быть полноценного преподавания литературы.
Без увлеченности, без любви к произведению не может быть полноценного выразительного чтения учителя. Мастерство, даже при наличии большого таланта, требует широкого и глубокого изучения произведения. Такое изучение и должен, по силе своих возможностей, проделать учитель. Из полученных сведений учитель отбирает те, которые нужны для правильного понимания и воплощения произведения или отрывка, который он будет читать.
Очень важно представлять себе совершенно конкретно, образно все, о чем говорится в произведении, чтобы ваши видения передавались слушателям.
Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Интонация основывается на так называемой выразительной триаде. Выразительная триада в свою очередь, состоит из:
1. техники речи;
2. логики чтения;
3. эмоционально-образной
Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С. Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др.
Задачей обучения учащихся выразительному чтению на уроках литературы является развитием у школьников способности воплощать литературное произведение в звучащее слово в соответствии со своим пониманием. В связи с этим возникает необходимость воспитания у школьников качеств, нужных для чтеца, и приобретение ими определенных знаний в области искусства художественного чтения.
Уже во вводном занятии, сообщая ученикам сведения, необходимые для понимания произведения, учитель особое внимание уделяет тем из них, которые могут помочь воплотить произведение в звучащем слове. Чтение учителя должно создавать увлеченность произведением и дать ключ к пониманию темы, идеи, своеобразия жанра, совершенства форм. Затем проводится специально направленный разбор и отрабатывается выразительное чтение.
Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», ученики зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов:
1. Пробуждение чувств;
2. Выявление авторской позиции;
3. Вживание в ситуацию произведения;
4. План чтения и техника
Выразительное чтение — один из сложных видов художественной интерпретации текста, призванный «освобождать слова из плена».
Пробуждение чувств. Всякая эстетическая деятельность оказывается результатом переполненности чувствами, желания открыть их другим и освободиться от той стесненности, которая сопровождает напряжение чувств и кипение мыслей. Чувство, очевидно, в первом случае играет роль разведчика, во втором — судьи, оценивающего услышанное и помогающего совершить выбор. И в том и в другом случае чувство оказывается связанным с действиями на границе интуиции и сознания. Поэтому важно, чтобы произведение, предназначенное для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление.
Выявление авторской позиции. Поиски авторской позиции в произведении чтецом и родственны, и отличны от научного, литературоведческого анализа. Важно уметь вовремя забыть всю свою историческую эрудицию, чтобы остаться наедине с текстом и извлечь из него максимум возможного.
Вживание в ситуацию произведения. О «ленте» видений много писали, акцентируя необходимость для чтеца не только верно уловить авторский смысл произведений, но и конкретизировать его в собственном воображении, подключая те жизненные свои впечатления, которые уместны в предполагаемых автором обстоятельствах.
План чтения и техника произнесения. Раскрытие на предыдущих этапах исполнительского анализа эмоциональных и смысловых основ произведения еще не гарантирует, что чтение будет пронизано ими. Нужна и непосредственная, прямая подготовка к исполнению.
Методология выразительного чтения едина и для младшего школьника и для учителя. Но методика обучения для каждого возраста особая.
Обучение выразительному чтению начинается с 1 класса. Существуют основные положения, на которые должна опираться методика выразительного чтения в начальных классах:
Сведения теоретического характера учащиеся получат в IV – VI классах. Успех обучения выразительному чтению в средних классах обеспечен двумя обстоятельствами: возрастными особенностями школьников 10-12 лет и содержанием программы по литературе.
Восприимчивость,
Обучению выразительно читать благоприятствует и программа IV-VI классов. В ней представлены произведения различных жанров, соответствующие возрастным потребностям и возможностям школьников. В методике выразительного чтения должен быть проведен в полной мере один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний и навыков. теоретические сведения из области искусства, соответствующие навыки и умения усваиваются учениками постепенно. из урока в урок перед ними ставятся новые задачи.
Начиная с IV класса учащиеся знакомятся с выразительным чтением как с искусством. У детей закрепляются полученные ранее практические навыки и воспитываются новые, например: умение выявлять жанровые особенности произведения (сказка, загадка, пословица, басня, былина). В IV классе при чтении сказки «Царевна-лягушка» у учащихся развивается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях и одновременно воспитывается умение придавать повествованию сказочный характер. При чтении пословиц развивается умение выражать свое отношение к тому человеку, явлению, к которому отнесена пословица, передавать подтекст пословицы как сложного обобщения.
В VI классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и по форме произведения. Например, выразить нарастание напряженности чувств; передать многокрасочность и сложность композиции описания природы, что требует яркого зрительного представления всей картины в целом.
Мы назвали только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. В каждом отдельном случае учитель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.
К VII классу курс обучения выразительному чтению должен быть в основном закончен, т.е. предполагается, что учащиеся практически усвоили основы искусства выразительного чтения и ознакомились с принятой в нем терминологией.
Получив подготовку в IV-VI классах и расширив ее в VII, учащиеся VIII класса должны уметь прочитать выразительно любое стихотворение, прозу.
Однако
умение выразительно читать необходимо
укреплять и совершенствовать.
2. Методики выразительного чтения
2.1 Методика выразительного чтения В.П.Острогорского.
В.П.Острогорский был крупнейшим методистом литературы 70-80-х годов XIX века. Широко образованный педагог и литератор, В.П. Острогорский написал ряд крупных литературных и методических работ. Острогорский тщательно и четко разработал методику эстетического восприятия художественного произведения. Большой его заслугой в этой области является создание методики выразительного чтения, которой Острогорский посвятил целую книгу, едва ли не лучшее педагогическое пособие поэтому вопросу.
В 1885 году вышло в печать одно из основных методических пособий Острогорского «Выразительное чтение», предназначенное для учителей и учеников.
Какова же сущность литературного образования, необходимость которого в школе так горячо отстаивает Острогорский. Под литературным образованием он имеет в виду основательные знания как самой литературы, так и ее теории и истории, хорошую практическую подготовку в области филологии(выразительное чтение, точная и изящная устная и письменная речь), развитой художественный стиль и эстетическую восприимчивость.
Одной из излюбленных В.П.
Классные занятия
Значение выразительного чтения как метода ознакомления с художественным произведением и как необходимого культурного навыка Острогорский обосновывает, исходя из своего понимания задач школьного преподавания литературы. «Чтение – самый тонкий критик художественного произведения и отличное средство проверки своих первых впечатлений», - утверждает он. Выразительное чтение рассматривается Острогорским как один из важнейших путей восприятия литературного произведения во всей полноте его содержания и формы, его познавательных и эстетических качеств.
Информация о работе Выразительное чтение на уроках литературы