Выразительное чтение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание методики выразительного чтения на уроках литературы на примере басни И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.

Задачи:
Проследить историю методики выразительного чтения;
Обозначить принципы методики выразительного чтения;
Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
Показать особенности выразительного чтения басни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5
История методики выразительного чтения……………………………...5
Принципы методики выразительного чтения………………………….10
МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26

3.1 Урок по выразительному чтению басни «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28

3.2 Анализ урока……………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40

Работа состоит из  1 файл

курсовик по литературе.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)
justify">      Расселись, начали Квартет;

      Он  все-таки на лад нейдет.    

      3-я  часть 

      - «Постойте ж, я сыскал секрет!»,

      Кричит  Осел: «мы, верно, уж поладим,

      Коль  рядом сядем».

      Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

      А все-таки Квартет нейдет на лад.

       

      4-я  часть 

      Вот пуще прежнего пошли у них разборы

      И споры,

      Кому  и как сидеть.

      Случилось соловью на шум их прилететь.

      Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:

      - «Пожалуй», говорят: «возьми на  час терпенье,

      Чтобы квартет в порядок наш привесть:

      И ноты есть у нас, и инструменты есть;

      Скажи лишь как нам сесть!»

      - «Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье

      И уши ваших понежней»,

      Им  отвечает Соловей:

      «А  вы, друзья, как ни садитесь,

      Все в музыканты не годитесь».

      Учитель. Рассмотрим подробно каждую часть. Если мы хорошо продумаем их содержание, то при чтении вслух лучше выразим и основную мысль басни.

      О чем рассказывается в первой части?

      Ученик. Крылов говорит о том, что мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка  затеяли сыграть квартет.

      Учитель. Как сам автор относится к их затеи, всерьез или с усмешкой?

      Ученик. Конечно, с насмешкой.

      Учитель. При чтении каких слов особенно хорошо видно, что Крылов подсмеивается  над этими музыкантами?

      Ученик. Он говорит про мартышку, что она  проказница. Она ни минуты не может  усидеть на месте.

      Ученица. Мишку он называет косолапым. Как  же он может играть! У музыканта  должны быть тонкие и гибкие пальцы.

      Ученик. Мишка неуклюжий. Он совсем не похож  на музыканта.

      Учитель. Как вы понимаете слова: «И сел  на лужок под липки пленять  своим искусством свет»? В самом деле они могли пленять своим искусством?

      Ученик. Нет.

      Учитель. А для чего же Крылов так пишет?

      Ученик. Он смеется над ними.

      Учитель. А из каких слов в этой части  басни особенно хорошо видно, что  слова «пленять своим искусством свет» сказаны в насмешку?

      Ученик. «Ударили в смычки, дерут…» Смычком  же проводят по струнам, а не бьют.

      Учитель. Теперь подумайте и скажите: в  чем будет состоять наша задача при  чтении первой части басни? На что  мы будем обращать внимание слушателей?

      Ученик. Мы должны будем обращать внимание слушателей на то, какие музыканты взялись играть квартет.

      Ученица. Мы должны будем высмеивать этих музыкантов.

      Учитель. найдем наиболее важны по смыслу слова, которые при чтении нужно выделить голосом, и паузы.

      Делается  логическая разметка, текст читается. 

      Учитель. О чем говорится во второй части?

      Ученик. мартышка подумала, что они плохо  играют, потому что не так сидят. Она рассаживает музыкантов по-другому.

      Учитель. А как она ведет себя, когда  пересаживает музыкантов? как проявляется ее характер при этом?

      Ученик. Мартышка – «проказница» суетливая.

      Учитель. Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?

      Ученики. Себя, конечно.

      - Она хвастается: «У нас запляшут  лес и горы».

      Учитель. Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?

      Ученики. Нет.

      «Квартет  на лад нейдет».

      Учитель. Подумайте, в чем будет состоять наша задача, когда мы будем читать эту часть. На что нужно будет  обращать внимание слушателей?

      Ученик. Надо обратить внимание слушателей на то, что Мартышка зря старалась. Все равно ничего не получилось.

      Учитель. А какой надо показать Мартышку? Ведь мы же знаем, что одни и те же слова можно читать с разными  намерениями. Можно прочитать так, чтобы пожалеть, посочувствовать  Мартышке. Правильно ли это будет?

           Ученики. Нет.

      - Неправильно.

      Учитель. А с каким же намерением надо прочитать  вторую часть?

      Ученики. Надо высмеивать Мартышку.

      - Надо прочитать с таким намерением: «Подумаешь, расхвасталась!»

      Учитель. Подумайте и скажите, какие слова во второй части надо выделить голосом, чтобы лучше выполнить задачу чтения, которую мы наметили. Где нужно сделать паузы?

      Делается  логическая разметка, текст читается.

      Учитель. О чем рассказывается в третьей  части басни?

      Ученик. О том, как предлагал сесть Осел.

      Учитель. Стали они лучше играть, послушавшись Осла?

      Ученик. Нет, «Квартет нейдет на лад».

      Учитель. Какую задачу мы поставим при чтении этой части?

      Ученик. Надо показать глупость осла, с насмешкой  прочитать его слова.

      Учитель. Только ли Осла надо осмеять?

      Ученики. Нет

      - Остальных музыкантов тоже.

      - Они тоже глупые.

      Учитель. почему они «тоже глупые»?

      Ученик. «Послушались Осла».

      Учитель. В чем разница чтения слов Мартышки и Осла?

      Ученик. Слова мартышки надо произносить  отрывисто, быстро, хвастливо. Слова, которые говорит Осел, надо произносить медленно.

      Учитель. Почему?

      Ученики. Мартышка вертлявая, непоседливая.

      - Осел медлительный.

      - Он говорит как будто растягивает  слова.

        Работа над этой частью завершается  определением логических ударений  и пауз.

      Учитель. Обратимся теперь к последней  части. О чем рассказывается в  ней?

      Ученик. В жтой части рассказывается о  том, как прилетел Соловей и что  он сказал музыкантам.

      Учитель. Какова задача чтения этой части? В  чем надо убедить слушателей?

      Ученик. Надо убедить слушателей в том, что как бы ни садились Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка, все равно они в музыканты не годятся.

      Учитель. На какие слова надо сделать особый упор, хорошо выделить их при чтении, чтобы лучше убедить слушателей в правильности главной мысли басни? Где нужно сделать паузы?

       Ученики.

      Чтоб  музыкантом быть,

       Так надобно уменье

       И уши ваших понежней

      А вы, друзья, как ни садитесь,

       Все в музыканты  не годитесь.

      После разбора и чтения по частям басня  читается вслух полностью.

      Учащиеся  допускают ошибки, которые необходимо исправлять. Например, читают в одну строчку слова: «Проказница Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка» и тем самым ослабляют авторскую мысль о нелепом составе квартета. Учитель объясняет и показывает, как следует прочитать эти слова, чтобы насмешка прозвучала уже в самом начале чтения басни.

      Многие  испытывают затруднения в передаче авторской иронии. Например, с положительной  оценкой, как про настоящих энтузиастов  дела, читают слова: «Достали нот, баса, альта, две скрипки». Учитель должен помочь учащимся, объяснить доступно и понятно ошибку такого чтения. Он говорит: «Вы произносите слова так, как будто хвалите музыкантов за их расторопность, деловитость. Произнесите эти слова с другим намерением – посмеяться над их бесполезной работой».

      Когда басню читает один человек, то он выступает  как бы в роли автора.  Он не играет, не перевоплощается в персонажей басни, а рассказывает о том, что  они делают и что говорят. Он передает их слова с собственной оценкой.

      Когда басня читается по лицам, то здесь допустимы элементы игры. Слова произносятся о лица самих персонажей. Персонажи басни не могут смеяться над собой. Смеется тот, кто наблюдает их со стороны, сами же они действуют с полной серьезностью.

      Чем серьезнее чтецы будут действовать словом в роли, тем смешнее они будут выглядеть, тем лучше будет выполнена задача чтения басни по лицам.

      В процессе анализа и чтения учитель  обращает внимание детей на то, что  басню нужно исполнять в манере, близкой к разговорной речи: не читать, а рассказывать.      

     3.2 Анализ урока

     В программу пятого класса включены четыре басни И.А. Крылова: «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Демьянова уха». На их изучение отводится четыре урока.

     В начале урока учитель дает упражнения по технике речи, что вполне обосновано дальнейшей задачей – выразительным чтением.

     Работа  на уроке делится на два периода:

1. Разбор произведения: выясняется идея произведения, определяются его основные части, формулируется главная мысль каждой части, намечается цель, которую нужно достичь при чтении. Учащиеся составляют характеристики персонажей, устанавливают взаимосвязь частей басни, уясняют отношение автора к изображаемой им действительности, определяют логическое ударение и паузы. В то же время учащиеся определяют конкретное намерение, с которым следует читать басню. Цель предварительного разбора – помочь учащимся понять смысл произведения, дать ясное, конкретное представление о том, что надо передавать в процессе выразительного чтения.

     Важно, что в процессе анализа и чтения учитель обращает внимание детей на то, что басню нужно исполнять в манере близкой к разговорной речи: не читать, а рассказывать.

     Первый  период подготавливает учащегося к  началу второго периода работы, когда  учитель добивается от учеников действительно выразительного чтения.

  1. Непосредственная работа над выразительным произнесением текста.

  На мой взгляд, помимо данных этапов целесообразно было вставить пересказ. Он подытоживает разбор и подготавливает к чтению. Слушая пересказ, учитель имеет возможность получит ясное представление о том, на сколько правильно и глубоко учащиеся проанализировали текст.

      Методы, используемые на уроке:

- метод  беседы;

- метод  творческого чтения (выразительное  чтение басни);

Информация о работе Выразительное чтение на уроках литературы