Выразительное чтение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание методики выразительного чтения на уроках литературы на примере басни И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.

Задачи:
Проследить историю методики выразительного чтения;
Обозначить принципы методики выразительного чтения;
Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
Показать особенности выразительного чтения басни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5
История методики выразительного чтения……………………………...5
Принципы методики выразительного чтения………………………….10
МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26

3.1 Урок по выразительному чтению басни «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28

3.2 Анализ урока……………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40

Работа состоит из  1 файл

курсовик по литературе.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

        В своем методическом пособии  Острогорский предложил целостную  систему постепенного обучения  учащихся выразительному чтению. Начиная с  I класса, утверждает он, преподаватель словесности должен изучить «декламационные средства» каждого ученика, учесть особенности его произношения, силу и выразительность голоса. Свои наблюдения он должен фиксировать в особой тетради с тем, чтобы в дальнейшем индивидуально руководить каждым учеником.

        Особенно важно с самого начала  учесть все недостатки произношения и чтения ученика. Эти недостатки должны отмечаться и исправляться на уроках русского языка и литературы. Если речь ученика страдает серьезными дефектами, необходимо  проводить с ним специальные упражнения вне класса.

        Первоначальные навыки выразительного чтения  ученик должен получить еще  в младших классах при «курсорном (сплошном, не сопровождаемом объяснениями) чтении. Одновременно навыки правильного чтения  (соблюдение ударений и пауз, повышение и понижение тона, чтение вопросительных и восклицательных предложений, выделение голосом прямой речи) могут прививаться и на уроках грамматики, для чего следует выделять на этих уроках особое время.

        В старших классах Острогорский  связывает выразительное чтение  с литературными разборами. Образцово прочитав произведение, учитель вместе с учениками выделяет в нем отдельные части, обсуждает особенности отдельных образов, их взаимные связи , обращает внимание на характерные детали изложения, анализирует речь автора и героев и тут же определяет средства выразительного прочтения различных элементов текста. После этого произведение читается вслух, сначала по частям, позднее – целиком.

        Острогорский вводит определенную  постепенность в выработке навыков  чтения. В младших классах читаются  произведения несложные, с отрывистой речью; начиная же с V класса следует переходить к более сложным по синтаксической структуре произведениям.

        Наряду с повседневными упражнениями  Острогорский рекомендует раз  в две – три недели отводить  особые уроки для специальных занятий выразительным чтением.

        Наиболее ценной особенностью  методики В.П.Острогорского является  органическое соединение в ней  выразительного чтения с литературным  анализом. При этом между чтением  произведения и разбором его  содержания, композиции и языка создается двухсторонняя связь. С одной стороны, такой разбор, вводя ученика в понимание художественной ткани произведения, помогает правильно прочитать его. С другой стороны, выразительное чтение, по замечанию Острогорского, «заставляет обращать внимание не только на целое, но на каждое отдельное слово и выражение , находить в них известные оттенки смысла и отношения».

      Классные  занятия выразительным чтением  Острогорский предлагает дополнять  работой вне класса. Он рекомендует  устраивать периодические конкурсы школьных чтецов в присутствии преподавателей и родственников с оценкой чтения специально назначенным жюри. Предварительно такие конкурсы могут устраиваться в классах, в специально отведенные часы.

      Крупнейшим  достижение методики Острогорского  является обоснование им значения выразительного чтения в системе литературной подготовки учащихся и разработка программы и методики обучения выразительному чтению.  
 
 

      2.2 Методика выразительного чтения М.А.Рыбниковой.

     М.А. Рыбникова прошла сложный путь педагога и методиста. Ею выработан особенный методический стиль, сформировавшийся уже в самом  начале ее деятельности и год от года, укреплявшегося и совершенствовавшегося.

     Для всего творческого пути М.А.Рыбниковой была характерна связь теории с практикой, с жизнью. На протяжении всей своей деятельности она ни на один день не порывала со школой. Будучи сотрудником, научно- исследовательских учреждений, став впоследствии профессором, она продолжала оставаться учительницей. От школьной практики она шла в своих научных обобщениях, на уроках в школе проверяла свои методические идеи. М.А. Рыбникова считала, что нельзя творчески развивать методическую науку, не опираясь на школу, не изучая передового опыта учителей и не проверяя своих работ на практике в школе.

     М.А.Рыбникова была не только методистом, но и крупным литературоведом, специалистом в области устного народного творчества, поэтики и стилистики. В своей работе мы остановимся подробнее на рассмотрении методики работы над выразительным чтением, разработанной данным методистом.

     Огромное  внимание уделяет М.А.Рыбникова выразительному чтению художественных произведений, справедливо считая, что глубина  восприятия их в значительной  мере зависит от того, как они прочитаны. Сама, превосходно читая художественные произведения, она требовала того же и от любого учителя и от учащихся.

     Выразительное чтение – индивидуальное и коллективное – М.А.Рыбникова считает основой  восприятия художественного произведения в  V – VII классах. От выразительного чтения лежит прямой путь к анализу языка: художественное слово, выразительно прочитанное, глубже воспринимается учеником. Хорошо прочитанный текст легко пересказать, мастерство чтения родственно мастерству пересказа. Умелое чтение в какой – то мере заменяет литературный разбор и уж во всяком случае, облегчает его проведение. Подготовка к чтению связана с осмыслением отдельных элементов произведения, его структуры и жанра. От выразительного чтения произведения легко перейти к самостоятельному творчеству в духе прочитанного текста.

     В системе литературного чтения чтение выразительное занимает чрезвычайно видное место. Стремясь донести произведение до сознания учащихся, учитель старается прочитать его перед классом как можно ярче, эмоциональнее, художественнее, выразительнее. Методист считает, что прежде чем разбирать произведение, нужно его прочитать, нужно, чтобы оно воплотилось в звуке голоса музыкально и логически.

     Говоря  широко, влияние живого слова на слушателя сильнее, чем влияние  печатного текста на читателя. При  условии, если чтец или рассказчик доносит до слушателей тему и идею произведения, если он верно передает тон и стиль произведения, его эмоциональную окраску, такое слуховое восприятие текста всегда сильнее, чем чтение по книге одними глазами. Слово живет в звуках голоса, в этом его природа, и потому рассказ и декламация имеют законные права на внимание словесника.

     Автор указывает, что выразительное чтение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы.

     Педагог предлагает работу над выразительным  словом оформлять в ряде специальных  уроков, посвященных чтению или рассказыванию  текста, но, кроме того, учитель должен наблюдать за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке.

     Каждый  ответ, цитата из стихотворения, пример по грамматике должен приводиться в  соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори  еще раз, произнеси так, чтобы  все тебя слышали и поняли». Все что можно сказать на память, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приводя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, пословицы, над которыми работают в классе, - все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.

     Сам учитель, его манера речи, его выразительное  слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для  учащихся. Потому педагог должен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных нажимов и с минимальным количеством жестов). Как только является возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен  освобождать себя от этого задания. На класс производит исключительное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги.

     М.А.Рыбникова  рекомендует два вида наблюдений над художественным языком: попутное, в процессе изучения литературного  памятника, и систематическое, проводимое путем специальных упражнений. Такие наблюдения, подчеркивает она, можно вести и процессе классных занятий и при выполнении внеклассных заданий.

     Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности  слова, к живости и простоте речи.

     И во вторую очередь – система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.

     По  мнению методиста, выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. «Услышать речь художника, - подчеркивает методистка, - это то, с чего мы начинаем. Если эта речь не дошла до внутреннего слуха учащихся, то учителю вредно и опасно разбирать произведение». Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.

     Учащиеся  должны прийти к мысли и  к выводу, что выразительно прочитать –  это значит подать голосом идею и  тему произведения.

     Такая задача, как идейно-эмоциональное  раскрытие текста, решается общим  разбором произведения, подсказывается чтением учителя и закрепляется чтением учащихся. Причем  далеко не каждый  ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в голосе. В этом случае учитель должен, схватив ошибку ученика в чтении, подчеркнуть ее своим повторением и тем идти к правильному тону – от противного. Этот прием подхода к искомому тону от противного понятен для учащихся, учитель должен уметь им пользоваться.

     М.А.Рыбникова  предлагает кроме уроков всестороннего  литературного анализа и произношения произведения целиком, уделять время, хотя бы часов 5-6 в год, на специальные  занятия техникой произношения.

     Эта работа, по мнению методиста должна состоять из следующей последовательности:

       Начинать необходимо с простейшего  – со звуков. Неразвитая, нечеткая  речь отличается смазанностью  звуков, неясной дикцией, недостаточной  выявленностью согласных и гласных.  Работа над речью должна ставить  своей задачей развитие фонетической  четкости. Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки.

     Эти малые формы художественной речи, показывающие высокое звуковое мастерство, произнося в классе по несколько  раз;  дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги. Проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.

     Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и  слышать звучание стиха. Его инструментовку, звукоподражание и звукопись.

     Итак, первый вид упражнений – восприятие и произнесение звука. При этом целью  работы ставится четкое воспроизведение  слова как  звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена  в его художественной звуковой функции. Это может быть просто звукопись, сочетание согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс), сочетание чисто музыкального порядка.

     Следующим разделом работы является выделение  логического ударения в предложении. Уяснив с учащимися наличие логических ударений на примерах отдельных предложений путем вопросов и голосовых упражнений, учитель переходит к выделению логических ударений в каком – либо нетрудном тексте.

     Отмечая логические ударения, выделяя их голосом, подчеркивая в тетрадях по списанному из книги тексту, учащиеся приучаются проводить подготовительный разбор текста на языке синтаксиса; школьник приучается говорить о выделении голосом подлежащего, сказуемого, дополнения, определения – в зависимости от общей темы стихотворения и от конструкции фразы.

     Работа  над логической акцентировкой стоит в теснейшей связи с работой над паузой. В V классе эта работа ведется преимущественно на простом предложении, и используются для этой цели стихи, в которых пауза подчеркивается преимущественно концом строки.

     Обучая  читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения), автор указывает, что тем самым воспитывается в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Заучивая наизусть стихи и читая их, приучаясь давать голосом, мерные объемы слов, учащиеся воспитываются музыкально, они учатся владеть речью, подавать ее мерными толчками мыслей – слов. Мы не забываем пауз среди строки, переноса фразы из строки в строку, деление строки на части (цезура), но все эти узоры ритма четко выступают на основной его канве.

     Автором указываются особенности работы с басней.

Информация о работе Выразительное чтение на уроках литературы