Выразительное чтение на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание методики выразительного чтения на уроках литературы на примере басни И.А. Крылова «Квартет». Изучение особенностей методик выдающихся педагогов Рыбниковой М.А. и Острогорского В.П. и их влияние на современное преподавание литературы в школе.

Задачи:
Проследить историю методики выразительного чтения;
Обозначить принципы методики выразительного чтения;
Выявит особенности методик выразительного чтения В.П. Острогорского и М.А. Рыбниковой;
Показать особенности выразительного чтения басни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3
РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...5
История методики выразительного чтения……………………………...5
Принципы методики выразительного чтения………………………….10
МЕТОДИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………….16
Методическое наследие В.П.Острогорского……………………...........16
Методическое наследие М.А.Рыбниковой………………………..........19
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ…………...26

3.1 Урок по выразительному чтению басни «Квартет» Л.Ю. Корнелюка.28

3.2 Анализ урока……………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………....................40

Работа состоит из  1 файл

курсовик по литературе.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)
y">     Разностопное  строение басни прекрасно выражает стремление баснописца уловить гибкость и живость бытового, разговорного языка. Чтение басен приучает к более  живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций. Перед нами просторечие, и чтение басен должно передавать это стилистическое свойство данного текста.

     В  VI – VII работа усложняется, соединением стихов с чтением прозы (в порядке постановки выразительного чтения), и ставим очень трудную для учащихся задачу – выразительное произнесение сложного предложения.

     В прозе есть свой ритм, но его труднее  уловить. Труднее передать прозу  достаточно музыкально и четко.

     Обучая  выразительному чтению прозы, можно  исходить из знаков препинания, но, в  сущности точек и запятых совершенно недостаточно; читающий вынужден делать целый ряд остановок, помимо запятых, и, обратно, на запятых- то именно зачастую мы, и не останавливаемся.

     Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над произнесением распространенного и сложного предложения, переданного в прозе, а также, конечно, и в стихах.

     Следующая сторона чтения, над которой необходимо работать, - это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к переходом: от громкого чтения – к более тихому, от медленного – к более быстрому, от поднятого голоса – к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева - к печали, от тоски – к радости и т.д.

     Эта система чтения создает большее  музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.

     В VII классе, по мнению педагога, необходимо повторять и закреплять приобретенные, но неокрепшие еще навыки в области выразительного чтения. В сущности, говоря, если класс уже владеет азбукой художественного чтения, то можно провести урок по стихам и прозе, разбирая его тематику, выясняя отношение писателя к изображаемому, уточняя план произведения и закрепляя все это голосом, т.е. работая над анализом и выразительным чтение одновременно.

     Таким образом, методист разработала основные требования к умениям учеников седьмого класса. К VIII классу ученик должен без подготовки с учителем грамотно прочитать произведение, выявляя голосом тему его, передавая его эмоциональную окраску. Ученик должен уметь прочитать басню, балладу, былину, сатиру, рассказ, т.е. должен уметь путем чтения передать особенности жанра. В пределах произведения он должен передать замысел писателя, донести до слушателя отношение читателя к предмету описания. Чтение должно соответствовать плану, дать переходы от части к части; дать правильную интонацию в пределах как простого, так и сложного предложения.

     По  мнению Рыбниковой, выразительное чтение – это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. «Мы не отрицаем, наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание - метод его выразительного произнесения»1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Рыбникова М.А. Избр. труды. - М., 1958. - С.388.

    3.ОСОБЕННОСТИ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ  БАСНИ 

     Интересным  поучительным жанром в начальной школе является и басня. Почему? Оригинальная, замысловатая, она содержит тайну, которую хочется раскрыть.

     Изучение  басни важно и для овладения  секретами выразительного чтения. Но сначала нужно пройти нелёгкий путь от первого знакомства с жанром до раскрытия смысла.

     Жанровые  признаки басни определяют особенности её чтения. Педагогу следует ориентировать детей на выведение теоретического понятия «басня». В этом ему помогает общепринятое определение.

     Басня - короткий рассказ в стихах или  в прозе с прямо сформулированным моральным выводом. События и герои в ней изображаются иносказательно. Героями басни чаще всего являются животные, воплощающие в себе отрицательные черты человеческого характера.

     Понять, что хотел сказать автор своей  басней, часто помогает мораль-вывод, к которому автор старательно направляет внимание читателя. Мораль часто находится в конце басни, но может быть и в начале, иногда она только предполагается - и тогда читатель сам догадывается, что хотел сказать автор.

     Разговор  об этом жанре уместно начать с  истории, написанной Л. Н. Толстым.    Оказывается, это произведение иногда называют притчей, а иногда - басней. Притча изучается раньше по программе, чем басня,    поэтому дети 1-2 классов знают отличительные признаки данного жанра

     Чтобы детям легче было найти различия между жанрами, можно предложить им душевный разговор между Притчей и Басней, написанный ученицей третьего класса.

     Необычный разговор.

     Встретились как-то  раз  Притча и Басня  начали беседовать. Поздоровавшись с  Басней, Притча спросила её.

     - Дорогая  Басня, Вы не обидитесь, если  я задам Вам один вопрос? Мне давно хотелось получить ответ на него.

     - Нет  что Вы, любезная Притча, задавайте.

     - Что Вы можете рассказать о  работе, которую 

     выполняете  в литературе, и каковы Ваши основные признаки?

     - Моя работа - поучать людей, а делаю я  это в скрытой форме. Я стараюсь поведать человечеству о Добре Правде, Справедливости,  Моральных и Божественных ценностях. Моя  родина – Евангелие.  А что вы скажите о себе?

     Моя цель сходна с Вашей.    Это- поучение. Мои герои – животные,  предметы,  люди. Но в отличие от Вас я всегда рассказываю о своих героях с юмором.

     - Не кажется ли Вам, что у  нас есть много общего?

     - Действительно  это так.  Ведь  и стоим мы в программе под  общим заголовком «Поучение».

       Ученики с большим интересом находят части басни,  называют их, подбирают к ним определения.

     Критерии  выразительного чтения басен предполагают, что исполнитель данного жанра  не должен переигрывать, он - не  оратор, не актёр, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали.

     Законы  выразительного чтения басни.

  1. Читать басню следует просто и естественно.
  2. Если  басня имеет стихотворную форму, то не забывай соблюдать ритмические паузы.
  3. Не забудь выделить  голосом мораль басни,  так как в ней содержится поучение, то есть основной смысл басни.
  4. Нарисуй голосом яркий,  чёткий словесный образ главных героев басни так, чтобы их «увидели» слушатели; старайся передать характер действующих персонажей.
  5. Если исполняешь басню один,  не стремись»сыграть» роль героя, а просто процитируй эту роль.
  6. Если басня читается по ролям, то исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ. Не забывай обращаться к своим партнерам по чтению. На слушателя непосредственно воздействует то, кто читает роль автора-рассказчика.
  7. Соблюдай меру при исполнении любой басни.
 
---

      3.1 Урок по выразительному  чтению басни «Квартет»  Л.Ю. Корнелюка1

      С жанром басни дети знакомятся еще  в начальной школе. В V классе расширяются их представления о тематических и жанровых особенностях басни, развиваются и совершенствуются навыки и умения выразительного чтения. Учащиеся знакомятся с образом рассказчика, вольным стихом, особенностями языка, анализируют более глубоко содержание басни, определяют задачи чтения выделенных частей.

      Тема  урока: работа над басней «Квартет».

      Цель  урока: обучение детей умению анализировать  басню и выразительно ее читать.

      Ход урока

        Целесообразно начать урок с  выполнения упражнений по технике  речи, на которые отводится 4-5 минут.

      упражнение  на дыхание.

      Упражнение  для дикции: произнесение скороговорок.

      Задание: произнести скороговорку с двумя  намерениями. 

    1. Методика выразительного чтения: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз и лит.»/Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк, Р.Р. Майман и др.; Общ. Ред.Т.Ф. Завадской, Н.М. Соловьевой.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Просвещение,1985.-208с 

    1. Любуясь Мартышкой, хвалю ее действия: «Ловко у нее  получается».
    2. Жалуясь на Мартышку: «Она в меня бросает шишки, мне больно»,

    «На инструментах так играли, что с  инструментов струны содрали».

    Произнести  с намерением:

    1. Объяснить,  почему на музыкальных инструментах  нет струн.

    2. Выругать  за то, поломали инструменты.

    Основная  часть урока отводится работе над басней «Квартет».

      Учитель. Откройте учебник. Прочитайте про себя басню «Квартет». Только не торопитесь. Читая басню, представьте в своем  воображении сцену, нарисованную Крыловым, постарайтесь понять смысл басни.

      После чтения басни проводится беседа: объясняются  новые слова; учащиеся рассказывают о тех представлениях, которые вызвала у них басня; определяются тема и идея.

      Учитель. Расскажите, как вы поняли смысл  басни?

      Ученик. Смысл басни выражен словами  Соловья:

      «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

      И уши ваших понежней…

      А вы, друзья, как ни садитесь,

      Все в музыканты не годитесь».

      Учитель. Правильно. А теперь подумайте вот  над чем: если бы не было этих слов, могли  бы мы догадаться по содержанию басни, какую мысль хочет выразить И.А. Крылов?

      Ученик. Могли бы. Мартышка, Медведь, Осел и Козел все время пересаживаются, они думают, что если сядут правильно, тогда сыграют. А играть они все равно не умеют.

      Ученица. И так видно, что они не за сое  дело взялись.

      Учитель. Верно. Вдумываясь в смысл отдельных  частей, отдельных предложений, слов, мы видим, что Крылов постепенно подводит нас к той мысли, которая выражена словами Соловья. Чтобы лучше понять эту мысль, надо хорошо разобраться в содержании отдельных частей басни. Подумайте, на какие части ее можно разделить?

      В процессе выясняется, что басню можно разделить на следующие четыре части.

      1-я  часть

      Проказница  Мартышка,

      Осел,

      Козел

      Да  косолапый Мишка

      Затеяли сыграть Квартет.

      Достали нот, баса, альта, две скрипки.

      и сели на лужок под липки

      Пленять своим искусством свет.

      Ударили в смычки, дерут, а толку нет. 

      2-я  часть 

      «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!

      Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

      Ты  с басом, Мишенька, садись против альта,

      Я, прима, сяду против вторы,

      Тогда пойдет уж музыка не та:

      У нас запляшут лес и горы!»

Информация о работе Выразительное чтение на уроках литературы