Явление омонимии в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.

Содержание

Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи

Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР Ю.docx

— 105.34 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 

Глава I. Явление омонимии в русском языке

    1. История вопроса
    2. Понятие омонимии
    3. Языковые явления, сходные с лексической омонимией
    4. Возникновение омонимов в русском языке
    5. Использование омонимов в речи

 

Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов

2.1  Упражнения, направленные  на изучение омонимов

2.2. Типы упражнений  с использованием омонимов

Выводы по Главе  II

Глава III. Изучение омонимов в 7 классе

3.1. Лексико-семантический  анализ омонимов и омонимичных  форм.

3.2. Конспекты уроков.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных исследованиях, посвященных русскому языку, все  более прослеживается мысль о  поиске новых подходов к освещению  современной проблематики, освещающие лексику и фразеологию, которая  расширяет осведомленность человека. Современный русский язык состоит  из систем. Особую систему составляет литературный язык, а не различные  речевые формы. Лексика русского языка имеет многовековые исторические традиции развития от Пушкина и до наших дней. 
В современном языке находят во многом свое существенное отражение и выражение и области современной омонимии.

Омонимы – слова  имеющие различия значений. Их особенностями  являются наличие разных смысловых  структур слова, лексико-стилистическая соотносительность слов. Традиционно  исследователи, анализируя омонимию, руководствуются  своими представлениями о церковно-книжных  или церковнославянских и народно-разговорных  омонимах в их развитии.

Тема дипломной  работы выбрана в связи с тем, что вопрос изучения омонимии в системе  современного языка, связан с центральными вопросами об основных законах и  правилах объединения значений в  смысловой структуре слов разных типов. 

В связи с передачей  информации, необходимо создание и  использование новых лексических  конструкций. Происходит использование  как активной лексики – актуальных понятий, в которых отражено семантические, мистические и другие ассоциации человека, также использование профессионализмов и терминов, слов разных грамматико-семантических категорий, активных семантических групп словарного состава общенационального языка. 

Между словами, образующими  словарный состав русского языка, обнаруживаются определенные отношения как по характеру  выражаемых ими значений, так и  по их фонетическому оформлению, то есть сходству их звукового состава. В словарном составе русского языка наблюдается 3 типа системных  отношений между словами:

- омонимичные (по звуковому соответствию);

- синонимичные (по близости  выражаемых значений);

- антонимичные (по противопоставленности  выражаемых значений).

Наличие этих отношений позволяет  говорить об определенной организации  слов в словарном составе, о существовании  лексической системы языка. Сущность явлений омонимии состоит в следующем: при омонимии имеет место тождество (то есть совпадение) звучания при различии значения слов при синонимии – тождество или сходство значения при полном различии звучания (то есть звукового состава), при антонимии – противоположное значение при различии звучания слов. Эти отношения между словами в лексической системе языка в учебнике Вальковой Д.П., Попова Р.Н. и др.

В данной работе будет рассматриваться  явление омонимии. Явление омонимии – это тема, которая освещается в лингвистической  литературе очень давно и рассматривалась такими учеными, как В.В. Виноградов, Фомина М.И., Попов Р.Н., Ахманова О.С., Липатов А.Т., Рахманова Л.И. и др. Их споры касаются понимания сущности омонимии, ее возникновения в русском языке, использования в речи, разграничения омонимии и полисемии, омонимии и смежных с ней явлениях. В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.

Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью в рамках функционально-семантического подхода в преподавании русского языка использовать разнообразные факты омонимии, анализ которых помогает в процессе обучения усилить внимание к семантической характеристике языковых явлений,  функциональным их особенностям. Такой подход должен обеспечить адекватное восприятие учащимися языкового материала и формирование целостного взгляда на языковую единицу, в которой сочетаются разные языковые признаки.

Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.

Объектом исследования выступает  процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.

Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного  восприятия и анализа учащимися  фактов омонимии.

В соответствии с целью  сформулирована рабочая гипотеза: обучающие возможности омонимии, обращение к которой способствуют усилению функционально-семантической направленности преподавания морфологии, реализуются при условии:

1) осознания разных форм проявления омонимии в русском языке;

2) организации работы с фактами омонимии по принципу от контекстуально-смыслового восприятия сопоставляемых словоформ к многоаспектному языковому анализу этих единиц.

В соответствии с гипотезой  в процессе исследования были  поставлены и решены следующие задачи: определить лингвистические, психолого-педагогические и методические основы изучения омонимии в русском языке, изучить особенности восприятия и осмысления омонимии учащимися средней школы.

При решении поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: анализ лингвистической  и методической литературы, анализ действующих учебников, учебных  пособий и программ по русскому языку.

Научная новизна работы заключается  в следующем:

  1. Выделены и охарактеризованы основные виды омонимов русского языка в учебных целях.
  2. Определены особенности восприятия и осознания  учащимися омонимов разных групп.
  3. Определены основные этапы включения омонимии в процесс изучения морфологии в 7 классе, что обеспечивает осознанное восприятие и усвоение омонимов.

На защиту выносятся следующие  положения:

  1. Явление омонимии должно стать объектом специального изучения в преподавании русского языка, поскольку анализ данных языковых фактов способствует усилению функционально-семантической направленности обучения морфологии в школе.
  2. Явление омонимии может быть осознано учащимися, если оно анализируется в сопоставлении с другими типами.
  3. Каждая группа омонимов требует специфической системы изучения и анализа, отражающей обучающие возможности омонимов каждого вида и их роль в процессе формирования ведущих умений и навыков учащихся.
  4. Система работы с омонимами в 7 классе включает несколько этапов, каждый из которых решает определенные задачи: ведение понятия омонимии в систему лингвистических знаний;  знакомство с разными видами омонимии; углубление и закрепление сведений о видах омонимов и совершенствование на этой основе важнейших грамматических умений и навыков.

Практическая значимость проведенной работы определяется тем, что полученные научно-практические выводы и подготовленные материалы  могут быть использованы при разработке пособий для учащихся и учителей, при подборе дидактического материала  к урокам русского языка, а также  в курсе «Методики обучения русскому языку», при чтении лекций по разделу  «Морфология», в спецкурсах и спецсеминарах по вопросам преподавания русского языка в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Явление омонимии в русском языке

 

    1. История вопроса

 

     Проблема омонимии, многосторонние аспекты ее семантики  на протяжении длительного времени  привлекают пристальное внимание  исследователей. Были у этой проблемы  свои приливы и отливы, подъемы  и затухания, однако на каждом  новом этапе усиления интересы  к ней открывались новые грани,  новые аспекты этого языкового  феномена. Известно, что на протяжении  длительного времени исследования  в области омонимии сосредотачивались  на лексической омонимии, которая  в силу этого получила наиболее  полную семасиологическую и лексикографическую  интерпретацию. 

     Применительно  к лексической омонимии четко  сложились 3 точки зрения:

• согласно первой, наиболее ранней, признаются только этимологические

(гетерогенные) омонимы, возникшие  в результате случайного совпадения  звуковых комплексов. Этой теории  придерживались Ж. Жильерон, Р.И. Меннер, Ж. Орр, В.И.Абаев;

• cогласно другой, у лексической омонимии два исходных источника:

- фонетическая конвергентная  эволюция разных слов или форм (включая

заимствования);

- семантическая дивергентная  эволюция одного слова (Булаховский Л.А., Будагов Р.А., Нюроп К., Ульман С.);

• согласно третьей, возможно образование омонимов в результате словообразовательных процессов (Виноградов В.В., Смирницкий А.И., Степанов Ю.С., Балли Ш.)

 

    1. Понятие омонимии

 

      В научной и лингвистической литературе сущность омонимии понимается неоднозначно. Основной работой по этому вопросу является статья в журнале «Вопросы языкознания» В.В. Виноградова «Об омонимии и смежных с ней явлениях» 1968г. В этой статье Виноградов В.В. дает определение омонимии и разграничивает смежные с ней явления. В дальнейшем я постоянно буду ссылаться на эту статью. И Розенталь Д.Э. соглашается с точкой зрения В.В. Виноградова, что лексические омонимы - это слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Он дает определение омонимии –звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом [Виноградов В.В.; 33]

      Фомина М.И. предлагает более обширное определение: лексическими омонимами называются два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении [Фомина М.И.; 78 ]

      В лексикологии различают два типа слов-омонимов – полные и неполные (или частичные):

- полные лексические омонимы  - слова одной и той же части  речи, у которых совпадает вся  система форм;

- неполные (частичные) омонимы  - слова одной и той же части  речи, у которых совпадает не  вся система форм.

Примеры:

Наряд(1) – одежда

Наряд(2) - распоряжение 

Завод(1) – промышленное предприятие

Завод(2) – приспособление для приведения в действие механизма.

     Не различаются  в произношении и написании,  совпадают во всех падежных  формах ед. и мн. числа у второго слова нет формы мн. числа, а у первого есть.

     По структуре  лексические омонимы можно разделить  на корневые и производные:

Примеры:

Брак(1) – изъян в производстве (заводской брак)

Брак(2) – супружество (счастливый брак) 

Сборка(1) – действие по глаголу  собирать (сборка конструкций)

Сборка(2) – мелкая складка  в одежде (сборка на юбке)

     Фомина М.И.  предлагает другие названия: простые,  или непроизводные, и 

производные. Непроизводные  омонимы чаще всего встречаются  в кругу имен существительных. В  производной омонимии существительных  и глаголов исследователи вслед  за В.В. Виноградовым обычно выделяют такие  разновидности:

1.     Омонимичные  производные основы состоят каждая  из двух (и более)

однотипных омоморфем: лезгин-к-а (ср. лезгин) и лезгин-к-а (танец);

2.     Омонимичные  производные основы состоят из  морфем, которые не

совпадают по звуковому оформлению: бумаж-ник (рабочий бумажной промышленности) и бумаж-ник (кошелек для бумаг);

3.    В омонимичной  паре слов производность основы  ощущается лишь у одного из  слов, а у другого (или других) происходит морфологический процесс  опрощения: осад-ить – осаждать (подвергнуть осаде, то есть окружать войсками), осад-ить – осаждать (выделять составную часть осадка), осад-ить – осаживать (заставить замедлить ход на всем скаку, податься назад, чуть присев);

4. Одна из омонимичных  основ имеет производный характер, другая непроизводна: нор-к-а (уменьш. от нора) и норка (животное и шкура животного).

Информация о работе Явление омонимии в русском языке