Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.
Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи
Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современных исследованиях,
посвященных русскому языку, все
более прослеживается мысль о
поиске новых подходов к освещению
современной проблематики, освещающие
лексику и фразеологию, которая
расширяет осведомленность
В современном языке находят во многом
свое существенное отражение и выражение
и области современной омонимии.
Омонимы – слова
имеющие различия значений. Их особенностями
являются наличие разных смысловых
структур слова, лексико-стилистическая
соотносительность слов. Традиционно
исследователи, анализируя омонимию, руководствуются
своими представлениями о церковно-
Тема дипломной работы выбрана в связи с тем, что вопрос изучения омонимии в системе современного языка, связан с центральными вопросами об основных законах и правилах объединения значений в смысловой структуре слов разных типов.
В связи с передачей
информации, необходимо создание и
использование новых
Между словами, образующими словарный состав русского языка, обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, то есть сходству их звукового состава. В словарном составе русского языка наблюдается 3 типа системных отношений между словами:
- омонимичные (по звуковому соответствию);
- синонимичные (по близости выражаемых значений);
- антонимичные (по противопоставленности выражаемых значений).
Наличие этих отношений позволяет говорить об определенной организации слов в словарном составе, о существовании лексической системы языка. Сущность явлений омонимии состоит в следующем: при омонимии имеет место тождество (то есть совпадение) звучания при различии значения слов при синонимии – тождество или сходство значения при полном различии звучания (то есть звукового состава), при антонимии – противоположное значение при различии звучания слов. Эти отношения между словами в лексической системе языка в учебнике Вальковой Д.П., Попова Р.Н. и др.
В данной работе будет рассматриваться явление омонимии. Явление омонимии – это тема, которая освещается в лингвистической литературе очень давно и рассматривалась такими учеными, как В.В. Виноградов, Фомина М.И., Попов Р.Н., Ахманова О.С., Липатов А.Т., Рахманова Л.И. и др. Их споры касаются понимания сущности омонимии, ее возникновения в русском языке, использования в речи, разграничения омонимии и полисемии, омонимии и смежных с ней явлениях. В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью в рамках функционально-семантического подхода в преподавании русского языка использовать разнообразные факты омонимии, анализ которых помогает в процессе обучения усилить внимание к семантической характеристике языковых явлений, функциональным их особенностям. Такой подход должен обеспечить адекватное восприятие учащимися языкового материала и формирование целостного взгляда на языковую единицу, в которой сочетаются разные языковые признаки.
Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.
В соответствии с целью сформулирована рабочая гипотеза: обучающие возможности омонимии, обращение к которой способствуют усилению функционально-семантической направленности преподавания морфологии, реализуются при условии:
1) осознания разных форм проявления омонимии в русском языке;
2) организации работы с фактами омонимии по принципу от контекстуально-смыслового восприятия сопоставляемых словоформ к многоаспектному языковому анализу этих единиц.
В соответствии с гипотезой в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи: определить лингвистические, психолого-педагогические и методические основы изучения омонимии в русском языке, изучить особенности восприятия и осмысления омонимии учащимися средней школы.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ лингвистической и методической литературы, анализ действующих учебников, учебных пособий и программ по русскому языку.
Научная новизна работы заключается в следующем:
На защиту выносятся следующие положения:
Практическая значимость проведенной работы определяется тем, что полученные научно-практические выводы и подготовленные материалы могут быть использованы при разработке пособий для учащихся и учителей, при подборе дидактического материала к урокам русского языка, а также в курсе «Методики обучения русскому языку», при чтении лекций по разделу «Морфология», в спецкурсах и спецсеминарах по вопросам преподавания русского языка в школе.
Глава I. Явление омонимии в русском языке
Проблема омонимии,
многосторонние аспекты ее
Применительно к лексической омонимии четко сложились 3 точки зрения:
• согласно первой, наиболее ранней, признаются только этимологические
(гетерогенные) омонимы, возникшие
в результате случайного
• cогласно другой, у лексической омонимии два исходных источника:
- фонетическая конвергентная эволюция разных слов или форм (включая
заимствования);
- семантическая дивергентная
эволюция одного слова (
• согласно третьей, возможно образование омонимов в результате словообразовательных процессов (Виноградов В.В., Смирницкий А.И., Степанов Ю.С., Балли Ш.)
В научной и лингвистической литературе сущность омонимии понимается неоднозначно. Основной работой по этому вопросу является статья в журнале «Вопросы языкознания» В.В. Виноградова «Об омонимии и смежных с ней явлениях» 1968г. В этой статье Виноградов В.В. дает определение омонимии и разграничивает смежные с ней явления. В дальнейшем я постоянно буду ссылаться на эту статью. И Розенталь Д.Э. соглашается с точкой зрения В.В. Виноградова, что лексические омонимы - это слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Он дает определение омонимии –звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом [Виноградов В.В.; 33]
Фомина М.И. предлагает более обширное определение: лексическими омонимами называются два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении [Фомина М.И.; 78 ]
В лексикологии различают два типа слов-омонимов – полные и неполные (или частичные):
- полные лексические омонимы - слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм;
- неполные (частичные) омонимы - слова одной и той же части речи, у которых совпадает не вся система форм.
Примеры:
Наряд(1) – одежда
Наряд(2) - распоряжение
Завод(1) – промышленное предприятие
Завод(2) – приспособление для приведения в действие механизма.
Не различаются в произношении и написании, совпадают во всех падежных формах ед. и мн. числа у второго слова нет формы мн. числа, а у первого есть.
По структуре
лексические омонимы можно
Примеры:
Брак(1) – изъян в производстве (заводской брак)
Брак(2) – супружество (счастливый брак)
Сборка(1) – действие по глаголу собирать (сборка конструкций)
Сборка(2) – мелкая складка в одежде (сборка на юбке)
Фомина М.И. предлагает другие названия: простые, или непроизводные, и
производные. Непроизводные омонимы чаще всего встречаются в кругу имен существительных. В производной омонимии существительных и глаголов исследователи вслед за В.В. Виноградовым обычно выделяют такие разновидности:
1. Омонимичные
производные основы состоят
однотипных омоморфем: лезгин-к-а (ср. лезгин) и лезгин-к-а (танец);
2. Омонимичные производные основы состоят из морфем, которые не
совпадают по звуковому оформлению: бумаж-ник (рабочий бумажной промышленности) и бумаж-ник (кошелек для бумаг);
3. В омонимичной
паре слов производность
4. Одна из омонимичных
основ имеет производный