Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.
Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи
Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Русский язык, как и все языки мира, динамично развивается. Появляются новые слова, изменяются значения уже существующих слов, некоторые слова устаревают. Одним из изменений, происходящим в языке является распад многозначного слова на омонимы при утрате лексической связи между его значениями.
Современный
русский язык характеризуется
высокой степенью
Конверсия
и расщепление полисемии –
это два способа, через
Поскольку
учеными еще не было
Проблема омонимии – это не только важнейшая теоретическая проблема, связанная с установлением границ основной единицы языка – слова, но также один из самых сложных вопросов практической лексикографии (от создания чётких школьных методик до снятия омонимии в компьютере при анализе текстов в автоматическом режиме). Существуют различные мнения о значении, месте и роли омонимии в языке. Одни лингвисты считают, что образование омонимов – это обогащение словарного запаса языка, другие называют омонимию "смертельной раной" языка.
Анализ
лингвистических учений, отражающих
основные этапы становления
Таким
образом, обучение морфологии
с активным использованием омонимии
способствуют реализации
Список литературы
М.: Айрис-Пресс, 2002
19.Розенталь Д. Э. Словарь справочник лингвистических терминов. М., 1985
20. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа.
21. Русский язык.
Общие сведения. Лексикология современного
русского литературного языка. Фонетика.
Графика и орфография/Л.Л Касаткин, Л.П.
Крысин, М.Р.Львов, Т.Г. Терехова; Под Ред.
Л.Ю. Максимова.-М.:Просвещение,
Словари омонимов
Приложение 1
Словари омонимов
«Словарь омонимов русского языка», составленный О. С. Ахмановой (в
дальнейшем Словарь Ахмановой). В словарь включено свыше 2000 словарных
статей, содержащих пары (или группы) омонимов. В каждой статье даны:
1) указание одного из
трех основных типов
производная омонимия
слов с выраженной
исконно разные слова, разошедшаяся полисемия;
2) грамматические сведения о словах;
3) стилистические характеристики;
4) этимологические данные;
5) перевод каждого из
омонимичных слов на три языка:
французский, немецкий;
6) примеры употребления
омонимов в словосочетаниях
II. В 1976 г. в Тбилиси издан «Словарь омонимов русского языка»,
составленный Н. П. Колесниковым (под ред. Н М. Шанского), содержащий
четыре тысячи слов-омонимов.
Явление омонимии Н. П.
несколько расширенно
и включает в состав
(тождественным) на писанием и/или произношением», т. е. лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. В словаре выделены различные
группы абсолютных
и относительных омонимов, в составе
которых учтена омонимия
отличается от предыдущего. Из словаря исключены омоформы типа косой (Тв.пад. сущ. ж. р.) и косой (прил. муж. р.), но введено немало новых слов-омонимов. Уточнены толкования значений слов, проставлены ударения в омографах, даны стилистические пометы. Новое издание словаря (как, впрочем, и словарь 1976 г.) будет весьма полезно всем, кто активно осваивает и творчески использует лексические богатства русского языка.
Приложение 2
Определения явлений омонимии и омонимов, принадлежащих разным
лингвистам
1. а) «Омонимия (исп. Homonimia) - звуковое совпадение двух или более
разных языковых единиц. Омонимия звуковая. Омонимия лексическая.
Омонимия окончаний. Омонимия падежных форм. Омонимия фразеологизмов. Омонимия частичная.
б) Омонимы (равнозвучащие слова) англ. homonyms, фр. homo lnymes, нем.
Homonyme. Две (или более) разные языковые единицы, совпавшие по звучанию (т. е. в плане выражения). Русск. тушь — туш, ключ (в замке) — ключ (родник)» (О. С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов).
2. «Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему
значению.
Омонимы могут быть разных типов. Омонимы первого типа обычно
называют лексическими (ключ и ключ), омонимы второго типа —морфологические (три и три). Особый и более сложный случай — это
лексико-грамматические омонимы [типа течь и течь]» (Р. А. Будагов. Введение в науку о языке).
3. «Специальное явление,
важное для природы языка,
омонимия. Омонимами называют два или несколько слов, одинаково звучащих, но имеющих совершен но различные значения. Омонимия может иметь разные степени полноты - начиная от омонимности только отдельных форм (русск, лечу— 1-е л. ед. ч. от «лететь» и «лечить») и кончая совпадением во всей системе форм: коса: 1) "земледельческое орудие"; 2) "убор волос" » (Л. А. Булаховский. Введение в языкознание. Ч. 2).
4. «Омонимами называются
слова, отличающиеся по
Омонимы подразделяются на лексические и лексико-грамматические.
Лексическими омонимами
называются различные по
К лексико-грамматическим
омонимам относятся слова,
5. «Термин "омонимия"
следует применять к разным
словам, к разным лексическим
единицам, совпадающим по звуковой
структуре во всех своих
Если омонимы — это разные по своей семантической структуре, а иногда и по морфологическому составу, но тождественные по звуковому строю во все своих формах слова, то омонимы следует отличать не только от созвучных омофонных или совпадающих по звукам речевых цепей либо синтаксических отрезков иного качества, но и от омофонных морфем. Впрочем, само собой разумеется, что здесь возможны переходные и смешанные типы. По отношению к ним можно применить термин "частичная омонимия"» (В. В. Виноградов. Об омонимии и смежных явлениях).
6. «Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами, а само явление совпадения в одном звучании совершенно разных по значению слов носит название омонимии.
Итак, клуб (организация, помещение) и клуб (дыма) - омонимы, как и слова простой (несложный, обычный, нетрудный) и простой (бездействие, остановка в работе)» (Л. В. Калинин. Лексика русского языка).
7. «Если определить омонимы (греч. homonyma из homos -одинаковый и онима — имя) как слова с разным лексическим и/или грамматическим значением, но с одинаковым (тождественным) написанием и/или произношением, то объективно можно выделить следующие их виды.
1) Омонимы, имеющие разное лексическое и грамматическою значение, но
тождественное написание: отлично (1. Наречие. 2. Краткое прилагательное
среднего рода).
2) Омонимы, имеющие разное лексическое (но одинаковое грамматическое)
значение и тождественное написание и произношение: лук (1. Растение. 2.
Оружие).
3) Омонимы, имеющие разное грамматическое (но одинаковая лексическое)
значение и тождественное
написание и произношение; грузин
(1.Существительное в форме
4) Омонимы, имеющие разное лексическое и грамматическое значение и
одинаковое написание
(при нетождественном
5) Омонимы, имеющие разное лексическое, но одинаковое грамматическое
значение и одинаковое
написание (при
6) Омонимы, имеющие разное грамматическое, но одинаковою лексическое
значение, и одинаковое
написание (при
волны и волны.
7) Омонимы, имеющие разное лексическое и грамматическое значение при
тождественном произношении (но разном написании): леса и лиса.
8) Омонимы, имеющие разное лексическое, но одинаковое грамматическое
значение при тождественном произношении (но разном написании): осветить и освятить.
9) Омонимы, имеющие разное лексическое, но одинаковое грамматическое
значение при тождественном произношении (но разном написании): девяносто и девяноста.
Названные виды омонимов образуют две основные группы:
1. Омонимы абсолютные.