Явление омонимии в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.

Содержание

Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи

Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР Ю.docx

— 105.34 Кб (Скачать документ)

 

Упражнение 1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.

1. Император Александр объявил,  что он предоставит самим французам  выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).

 

Упражнение 2. Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.

1. Мой отец работал в избирательной комиссии. Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!(А.Грибоедов) 2. Исторический роман сочинял я понемногу, пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу(Б.Окуджава). Между нами не было романа. Всего десять–пятнадцать встреч (И.Куприн). 3. Пока безумный наш султан сулит нам дальнюю дорогу, возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, ей-богу (Б.Окуджава). Веют белые султаны, как степной ковыль, мчатся пестрые уланы, поднимая пыль (М.Лермонтов). 4. Обед получился ничего. Его ничего не интересует. 5. Никак не могу открыть дверь. Видимо, что-то случилось с замком. Никак кто-то пришел.

Ответы: 1. Комиссия– группа лиц или орган из группы лиц со специальными полномочиями; комиссия2(стар., шутл.) – трудное, хлопотливое дело. 2. Роман– повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы; роман– любовные отношения между мужчиной и женщиной. 3. Султан– верховный правитель в некоторых мусульманских странах; султан– украшение из перьев или конских волос на головных уборах и головах лошадей. 4. Ничего(в роли наречия) –довольно хорошо; ничего– отрицательное местоимение. 5. Никак(наречие) – никакими средствами, ни при каких условиях; никак(разг.) – кажется.

 

Упражнение 3. Какие значения выделенного слова вам известны?

1. Вид глагола в школьной практике обычно определяют по вопросам «что делать?» и «что сделать?» Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид (А.Пушкин). 2. Залог – грамматическая категория глагола, отражающая соотношение между субъектом, действием и объектом. Она была уверена, что я ей привезу из Парижа под залог ее бриллиантов две тысячи гульденов (Ф.Достоевский). 3. На днях мы изучалинаречие. Южновеликорусское наречие имеет ряд фонетических особенностей. 4. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту (А.Пушкин). Что за охота спорить? Ведь никогда один не убедит другого(Л.Толстой). 5. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык...(А.Пушкин) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.Тургенев).

Ответы: Вид– грамматическая категория; вид– внешность, видимый облик. 2. Залог– грамматический термин; залог– отдача (имущества) в обеспечение обязательства, под ссуду. 3. Наречие– неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия; наречие– говор, диалект. 4. Охота– поиски, выслеживание зверей, птиц с целью истребления или ловли; охота(разг.) – модальное слово, предикативное существительное. 5. Язык– народ, нация; язык– средство общения.

 

Упражнение 4

1а. Подберите однокоренные слова к существительному двор в значении «участок земли при доме» (образец:двор – дворик); монарх и приближенные к нему лица (образец: двор – дворец).

Ответы: дворник, дворище, дворняга, дворовый; дворцовый, придворный.

1б. Подберите однокоренные слова к существительному мир в значении «Земля» (образец: мир – мироздание); «отсутствие войны, согласие» (образец: мир – мирить).

Ответы: миросозерцание, мировой; мириться, мирный, миролюбивый, миролюбие, идти на мировую, смириться.

 

Упражнение 5. Определите значения выделенных слов.

1. Тут он топнул, / Вышел вон и дверью хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я чаю хочу (А.Пушкин). Посмотри: вон, вон играет, / Дует, плюет на меня. / Вон – теперь в овраг толкает / Одичалого коня (А.Пушкин). 2.Раз в крещенский вечерок девушки гадали (В.Жуковский). Раз я злая, не говорите со мной (А.Чехов). 3. Ужсколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.Крылов). Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях (М.Горький). 4. Засиделись мы у вас – и вам, чай, надоели(И.Тургенев). Китайский чай дает навар бледно-желтый, но удивительно ароматный (Вл.Арсеньев). 5. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; забудем прошлое, устроим общий лад!(И.Крылов) Песни каждого народа имеют свой неповторимый лад. 6. Но юга родного на ней сохранилась примета / Среди ледяного, среди беспощадного света (М.Лермонтов). Она погасила верхний свет, оставив гореть в углу синюю настольную лампу (Э.Казакевич).

Ответы: Вон– наружу, за пределы чего-л.; вон– в значении повелительного наклонения – уходи, убирайся;вон3 – частица, указание на предмет, находящийся в отдалении. 2. Раз– однажды; раз– если. 3. Уж– уже;уж– неядовитая змея. 4. Чай(прост.) – наверное; чай– ароматный напиток. 5. Лад– согласие; лад– сочетание звуков и созвучий, строй музыкального произведения. 6. Свет– избранный круг, высшее общество; свет– освещение.

 

Упражнение 6. Определите значение выделенных слов, обращаясь к толковому словарю.

1. Преподаватель дал точное определение слова. Определение бывает согласованным и несогласованным. Секретарь звонким голосом стал читать определение суда (А.Пушкин). 2. Димитрий я иль нет – что им за дело? Но я предлог раздоров и войны (А.Пушкин). Предлог с управляет тремя падежами. 3. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом (А.Чехов). Простое предложение по строению грамматической основы может быть односоставным и двусоставным. 4. По словам А.С. Пушкина, «поэзия – это союз волшебных звуков, чувств и дум». Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Ответы: 1. Определение– толкование, объяснение; определение– второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета; определение3 – постановление. 2. Предлог– повод к чему-л., вымышленная причина; предлог– служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. 3. Предложение– то, на что предлагается согласиться, что предлагается предпринять, осуществить; предложение– слово или сочетание слов, выражающее сообщение, вопрос или побуждение. 4. Союз– объединение; союз– служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения.

 

Упражнение 7. Подберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.

1. Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света. 2. Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящейбездны я лежал (М.Лермонтов). 3. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайкаразбойников объявилась (А.Островский). Он стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой). 5. Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели многих людей. В лесу была гибель комаров.

Ответы: 1. Свет– огонь; свет– мир; свет– высшее общество. 2. Бездна(устар.) – много; бездна– тьма, пропасть. 3. Шайка– банда; шайка– таз. 4. Мотив– повод; мотив– мелодия. 5. Гибель– смерть; гибель2(разг.) – множество.

 

Упражнение 8. Объясните значение крылатых выражений, запомните их.

1. На миру и смерть красна. 2. Всем миром. 3. Быть отрезанным от мира. 4. Мир дому сему! 5. Пир на весь мир. 6. Не от мира сего.

Ответы: 1. Не страшно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с другими. 2. Вместе, сообща. 3. В силу каких-л. условий потерять связь, сообщение с обществом, с широким кругом людей. 4. Приветствие входящего (устар. и шутл.) 5. О веселом праздновании с обильным угощением. 6. О крайне неприспособленном к жизни человеке, о мечтателе, фантазере.

 

Упражнение 9. Придумайте ситуации, в которых могут быть использованы данные крылатые выражения.

1. Встать ни свет ни заря. 2. На ней (нем) свет клином  не сошелся. 3. Выйти в свет. 4. Не  ближний свет. 5. Сжить со света  (кого-либо).

Ответы: 1. Очень рано. 2. О том, кто или что является единственно желаемым, приемлемым или единственно возможным при каком-л. выборе. 3. Быть опубликованным (о печатном издании). 4. Далеко. 5. Уморить, погубить.

 

Упражнение 10. Выучите стихотворения наизусть. Найдите омонимы.

Скажи родник – 
И вот возник, 
Бежит в зеленой чаще 
Веселый ключ журчащий. 
Мы и родник зовем ключом  
(Ключ от дверей тут ни при чем).

(А.Барто)

Слово звучит 
Над разбуженным краем: 
Свет добываем! 
Свет добываем!

Семьям, и школам, 
И сельсовету, 
И всему свету! 
И всему свету!

(А.Твардовский)

 

 

Упражнение 11. Отгадайте загадки.

Со мной ходи стрельбе учиться 
И на гряде меня ищи. 
Могу попасть я метко в птицу, 
А также попадаю в щи.

(Лук)

Всем пишущим я помогаю. 
И птиц от стужи согреваю.

(Перо)

На дереве висит, 
В книге лежит.

(Лист)

 

     Упражнения  помогают семиклассникам, с одной  стороны, осознать омонимию в  сопоставлении с другими явлениями  русского языка, с другой стороны,  нацеливают на восприятие разных  форм проявления омонимии и  способствуют формированию у  школьников умений и навыков  проведения различных видов языкового  анализа омонимов.

 

Глава III. Изучение омонимов в 7 классе

      1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм

     Одним из  эффективных приемов, способствующих  реализации функционально-семантического  подхода в обучении, является  анализ омонимов и омонимичных  форм. Включение этого языкового  материала помогает ярче и  нагляднее вскрыть семантическую  суть рассматриваемых явлений  языка и сформировать у учащихся  потребность и привычку не  игнорировать смысловую сторону  языковых единиц и опираться  на эту характеристику при  проведении всех видов языкового  разбора. 

      7 класс  - это обобщающий этап в работе  с разными видами омонимов  на уроках русского языка. Семиклассникам  постоянно предлагаются для анализа омонимичные явления. При изучении тем «Наречие» и «Служебные части речи» особое внимание уделяется грамматической омонимии разных частей речи.

      Анализ фактов омонимии, а также знакомство с разными лингвистическими классификациями убеждают в том, что данное языковое явление исключительно сложно и неоднородно по своему составу.

       Таким  образом, содержание обучения  русскому языку в 7 классе требует  более пристального внимания  к такому сложному явлению,  как омонимия. Это отражается  и на особенностях лексической  работы, предполагающей на данном  этапе обучения органичное соединение  с грамматическим анализом слов.

        При изучении темы “Лексика” и в других ситуациях обращаем внимание на омонимы (это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению). Уточняем, что есть грамматические омонимы:

а) слова, относящиеся к  различным частям речи (русская печь - печь пироги, стекло (гл.) - стекло (сущ.));

б) к грамматическим омонимам относятся такие разные формы  одного и того же слова: березы (береза) - мн.ч., И.п., березы Р.п., ед.ч., и т.д.

Например: (Упр. 7, 8; “Практика” 7 кл.)

Косой – косой; коса - коса, ели – ели, печь – печь.

Упр.310: вглубь, вместе, вслед  и др.

Упр 320: вокруг, согласно, несмотря, в течение и др.

Упр. 318: сущ. с предлогами – производные предлоги.

Упр. 353, 355: союзы и сходные  по звучанию слова (предлоги и частицы  с местоимениями).

        Такие упражнения очень важны и их достаточно для изучения данного вопроса. Они позволяют тренировать учащегося в том, чтобы они могли различать омонимы, правильно написать данное слово. Эти задания позволяют творчески подходить к решению задач, углубляют знания. Возможен дифференцированный подход к изучению материала. Рассмотри пример:

- Это дом или печь?

- Это доменная печь!

- Что умеет эта печь?

- Из руды железо печь!

Задания:

1) Объяснить знаки препинания.

2) Определить, какой частью  речи являются слова печь и  печь; синтаксическая роль. (Почему  разные части речи?)

3) Морфологический разбор: печь – существительное; печь  – глагол.

4) Образовать формы слова  (склоняется и спрягается).

Информация о работе Явление омонимии в русском языке