Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.
Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи
Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы
Упражнение 1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.
1. Император Александр объявил,
что он предоставит самим
Упражнение 2. Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.
1. Мой отец работал в
Ответы: 1. Комиссия1 – группа лиц или орган из группы лиц со специальными полномочиями; комиссия2(стар., шутл.) – трудное, хлопотливое дело. 2. Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы; роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. 3. Султан1 – верховный правитель в некоторых мусульманских странах; султан2 – украшение из перьев или конских волос на головных уборах и головах лошадей. 4. Ничего1 (в роли наречия) –довольно хорошо; ничего2 – отрицательное местоимение. 5. Никак1 (наречие) – никакими средствами, ни при каких условиях; никак2 (разг.) – кажется.
Упражнение 3. Какие значения выделенного слова вам известны?
1. Вид глагола в школьной практике обычно определяют
по вопросам «что делать?» и «что сделать?» Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой
строгий, стройный вид (А.Пушкин). 2. Залог – грамматическая категория глагола,
отражающая соотношение между субъектом,
действием и объектом. Она была уверена,
что я ей привезу из Парижа под залог ее бриллиантов две тысячи гульденов
(Ф.Достоевский). 3. На днях
мы изучалинаречие. Южновеликорусское наречие имее
Ответы: Вид1 – грамматическая категория; вид2 – внешность, видимый облик. 2. Залог1 – грамматический термин; залог2 – отдача (имущества) в обеспечение обязательства, под ссуду. 3. Наречие1 – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия; наречие2 – говор, диалект. 4. Охота1 – поиски, выслеживание зверей, птиц с целью истребления или ловли; охота2 (разг.) – модальное слово, предикативное существительное. 5. Язык1 – народ, нация; язык2 – средство общения.
Упражнение 4
1а. Подберите однокоренные слова к существительному двор в значении «участок земли при доме» (образец:двор – дворик); монарх и приближенные к нему лица (образец: двор – дворец).
Ответы: дворник, дворище, дворняга, дворовый; дворцовый, придворный.
1б. Подберите однокоренные слова к существительному мир в значении «Земля» (образец: мир – мироздание); «отсутствие войны, согласие» (образец: мир – мирить).
Ответы: миросозерцание, мировой; мириться, мирный, миролюбивый, миролюбие, идти на мировую, смириться.
Упражнение 5. Определите значения выделенных слов.
1. Тут он топнул, / Вышел вон и дверью хлопнул (А.Пушкин). Поди вон, Савельич, я чаю хочу (А.Пушкин). Посмотри: вон, вон играет, / Дует, плюет на меня. / Вон – теперь в овраг толкает / Одичалого
коня (А.Пушкин). 2.Раз в крещенский вечерок девушки гадали (В.Жуковский). Раз я злая, не говорите со мной (А.Чехов). 3. Ужсколько раз твердили миру, что лесть
гнусна, вредна (И.Крылов). Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой
грудью, в крови на перьях (М.Горький). 4. Засиделись мы у вас – и вам, чай, надоели(И.Тургенев). Китайский чай дает навар бледно-желтый, но удивительно
ароматный (Вл.Арсеньев). 5. Я, ваш старинный сват и кум, пришел
мириться к вам, совсем не ради ссоры; забудем
прошлое, устроим общий лад!(И.Крылов) Песни каждого народа имеют свой неповторимый лад. 6. Но юга родного на ней сохранилась
примета / Среди ледяного, среди беспощадного света (М.
Ответы: Вон1 – наружу, за пределы чего-л.; вон2 – в значении повелительного наклонения – уходи, убирайся;вон3 – частица, указание на предмет, находящийся в отдалении. 2. Раз1 – однажды; раз2 – если. 3. Уж1 – уже;уж2 – неядовитая змея. 4. Чай1 (прост.) – наверное; чай2 – ароматный напиток. 5. Лад1 – согласие; лад2 – сочетание звуков и созвучий, строй музыкального произведения. 6. Свет1 – избранный круг, высшее общество; свет2 – освещение.
Упражнение 6. Определите значение выделенных слов, обращаясь к толковому словарю.
1. Преподаватель дал точное опред
Ответы: 1. Определение1 – толкование, объяснение; определение2 – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета; определение3 – постановление. 2. Предлог1 – повод к чему-л., вымышленная причина; предлог2 – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях. 3. Предложение1 – то, на что предлагается согласиться, что предлагается предпринять, осуществить; предложение2 – слово или сочетание слов, выражающее сообщение, вопрос или побуждение. 4. Союз1 – объединение; союз2 – служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения.
Упражнение 7. Подберите синонимы к выделенным словам. Докажите, что это омонимы.
1. Зимой в квартирах рано
Ответы: 1. Свет1 – огонь; свет2 – мир; свет3 – высшее общество. 2. Бездна1 (устар.) – много; бездна2 – тьма, пропасть. 3. Шайка1 – банда; шайка2 – таз. 4. Мотив1 – повод; мотив2 – мелодия. 5. Гибель1 – смерть; гибель2(разг.) – множество.
Упражнение 8. Объясните значение крылатых выражений, запомните их.
1. На миру и смерть красна. 2. Всем миром. 3. Быть отрезанным от мира. 4. Мир дому сему! 5. Пир на весь мир. 6. Не от мира сего.
Ответы: 1. Не страшно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с другими. 2. Вместе, сообща. 3. В силу каких-л. условий потерять связь, сообщение с обществом, с широким кругом людей. 4. Приветствие входящего (устар. и шутл.) 5. О веселом праздновании с обильным угощением. 6. О крайне неприспособленном к жизни человеке, о мечтателе, фантазере.
Упражнение 9. Придумайте ситуации, в которых могут быть использованы данные крылатые выражения.
1. Встать ни свет ни заря. 2. На ней (нем) свет клином не сошелся. 3. Выйти в свет. 4. Не ближний свет. 5. Сжить со света (кого-либо).
Ответы: 1. Очень рано. 2. О том, кто или что является единственно желаемым, приемлемым или единственно возможным при каком-л. выборе. 3. Быть опубликованным (о печатном издании). 4. Далеко. 5. Уморить, погубить.
Упражнение 10. Выучите стихотворения наизусть. Найдите омонимы.
Скажи родник –
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).
(А.Барто)
Слово звучит
Над разбуженным краем:
Свет добываем!
Свет добываем!
Семьям, и школам,
И сельсовету,
И всему свету!
И всему свету!
(А.Твардовский)
Упражнение 11. Отгадайте загадки.
Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.
(Лук)
Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.
(Перо)
На дереве висит,
В книге лежит.
(Лист)
Упражнения
помогают семиклассникам, с одной
стороны, осознать омонимию в
сопоставлении с другими
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
Одним из
эффективных приемов,
7 класс
- это обобщающий этап в работе
с разными видами омонимов
на уроках русского языка.
Анализ фактов омонимии, а также знакомство с разными лингвистическими классификациями убеждают в том, что данное языковое явление исключительно сложно и неоднородно по своему составу.
Таким
образом, содержание обучения
русскому языку в 7 классе требует
более пристального внимания
к такому сложному явлению,
как омонимия. Это отражается
и на особенностях лексической
работы, предполагающей на данном
этапе обучения органичное
При изучении темы “Лексика” и в других ситуациях обращаем внимание на омонимы (это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению). Уточняем, что есть грамматические омонимы:
а) слова, относящиеся к различным частям речи (русская печь - печь пироги, стекло (гл.) - стекло (сущ.));
б) к грамматическим омонимам относятся такие разные формы одного и того же слова: березы (береза) - мн.ч., И.п., березы Р.п., ед.ч., и т.д.
Например: (Упр. 7, 8; “Практика” 7 кл.)
Косой – косой; коса - коса, ели – ели, печь – печь.
Упр.310: вглубь, вместе, вслед и др.
Упр 320: вокруг, согласно, несмотря, в течение и др.
Упр. 318: сущ. с предлогами – производные предлоги.
Упр. 353, 355: союзы и сходные по звучанию слова (предлоги и частицы с местоимениями).
Такие упражнения очень важны и их достаточно для изучения данного вопроса. Они позволяют тренировать учащегося в том, чтобы они могли различать омонимы, правильно написать данное слово. Эти задания позволяют творчески подходить к решению задач, углубляют знания. Возможен дифференцированный подход к изучению материала. Рассмотри пример:
- Это дом или печь?
- Это доменная печь!
- Что умеет эта печь?
- Из руды железо печь!
Задания:
1) Объяснить знаки препинания.
2) Определить, какой частью речи являются слова печь и печь; синтаксическая роль. (Почему разные части речи?)
3) Морфологический разбор: печь – существительное; печь – глагол.
4) Образовать формы слова (склоняется и спрягается).