Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.
Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи
Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы
Учащиеся делают выводы. Вспомнить, какие “три кита” лежат в основе определения частей речи:
Это слова - омонимы. Различаются они в синтаксических условиях, т.е. в словосочетании, в предложении.
Что такое доменная печь? (Домна).
Шахтная печь для выплавки чугуна из железной руды.
Из занимательной грамматики:
- Мы хотим есть! У вас
есть белуга? (Кушать, принимать
пищу).
- Нет, сэр. Есть бельдюга! (3 л. ед.ч. н.в.
от “быть”).
- Что есть бельдюга? (Гл. – связка).
- Тоже рыба, сэр!
- Ладно, несите.
- Есть, сэр! (Частица; ответ в армии, во
флоте, команда понята и принята к исполнению).
3.2. Конспекты уроков
Урок русского языка «Омонимы» в 7 классе
Цели:
1. Знать омонимы. Познакомить
учащихся с функциональными
2. Развивать познавательный
интерес при работе со
3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.
Опорные знания и умения:
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.
Оборудование: Словари:
1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,
2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,
3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.
Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.
Раздаточный материал: перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Поздравить учащихся с началом зимы.
3. Объявление целей урока.
II. Повторение
пройденного материала на
1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)
жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).
2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?
(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)
III. Изучение новой темы
1. Сейчас мы с вами,
ребята, окунемся в страну
Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.
(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.
В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)
2. Кто составил предложение с этим словом?
(Учитель показывает рисунок,
где изображен репчатый лук.
Так проделывается с
3. Когда ты читаешь
слово лук, то представляешь
себе лук репчатый. Однако есть
еще предмет, который
Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.
4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.
5. Омонимы могут быть
не только лексическими, но и
грамматическими. На доске
а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.
б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.
в) Русская печь. Печь пироги.
(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)
Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.
IV. Закрепление
1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.
а) Ячмень – хлебный злак.
(Это поле засеяно ячменем.)
б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.
(У меня выскочил ячмень.)
в) Очки – единица счета при игре.
(Мы набрали на три очка больше.)
г) Очки - оптический прибор.
(Ему в очках лучше.)
д) Кран – водопроводный кран.
(Не забудьте закрыть кран.)
е) Кран – подъемный кран.
(Мой папа работает на кране.)
2. Определите, в каком
значении употребляются
а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.
(Животное).
б) Жареные лисички вкусны.
(Грибы).
в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
(Лунный свет).
г) Я по свету немало хаживал.
(Земной шар, по миру хаживал).
д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.
(Земной шар).
е) Мир победит войну.
(Спокойствие, отсутствие войны).
3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)
а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?
(Ключ).
б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?
(Шашки).
в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?
(Журавль).
г) Каким ключом замок не откроешь?
(Родником).
4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.
Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
Ключ – система нотного
изображения музыкальных
Ключ – бьющий из земли источник, родник.
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.
(Жизнь бьет ключом.)
V. Обобщение. Итог урока
Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.
Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.
Урок русского языка в 7 классе «Омонимия разных частей речи».
Методическое обоснование.
Урок с применением модульной технологии был разработан в рамках программы по русскому языку для учащихся 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской.
В качестве альтернативы этапам урока в данном случае используются структурные части модуля - учебные элементы. Логика их взаиморасположения повторяет строение модуля:
Виды работы на уроке: работа с классом, работа в группе, работа в паре, самостоятельная индивидуальная работа. Каждый учебный элемент начинается с совместной работы класса, затем идет работа в группах, потом в парах, и заканчивается каждая структурная часть самостоятельной работой. Так, с каждым шагом оказываясь в более сложной ситуации, в конце учебного элемента учащийся самостоятельно решает поставленные задачи.
Каждый ученик получает набор материалов, в который входят:
Итоговую оценку за работу на уроке получит каждый учащийся. Эту оценку ставит учитель, исходя из нескольких показателей: оценки за тест входного контроля, правильности выполнения заданий на листе контроля, оценки за активность на уроке.
В качестве выходного контроля может выступать домашнее задание.
Для наглядности и облегчения работы используется презентация, повторяющая структурные элементы урока.
Карта урока
Учебный элемент |
Содержание учебного элемента |
Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ-0 |
Комплексная дидактическая цель. Усвоение понятий омонимии омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово. Результатом применения модульной технологии должны быть навыки целесообразного и правильного употребления омонимов, омоформов, омофонов, омографов в речи. |
|
УЭ-1 |
Работа над омонимами. Цель: работать над понятием "омонимы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания. 1. Прочитайте текст. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал: -А у меня дома овсянка! -П..думаешь,- сказал Матвей,- у меня дома то(же) овсянка. -Люблю я овсянку!- добавил Сашка. -И я люблю!- ск..зал Матвей. -Она ж..лтая, кр..сивая такая! -И вкус(?)ная. Особенно с молоком! -Как это - вкусная! Как это - с молоком?- уд..вился Сашка. -Да так. А еще хороша с маслом или сахаром. -Да ты про что говоришь?!- вспл..снул руками Сашка. -Как это - про что? Про овсянку!- ответил Матвей. -Про какую овсянку? -Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? -И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела. -Каша песни пела?- изумился Матвей. -Какая каша? Не каша, а птица. Не слыхал про такую, что(ли)? Айда ко мне - мою овсянку слушать. -Айда!- согл..сился Матвей.- А потом ко мне - мою овсянку кушать! 2. Ответьте на вопросы. Почему друзья не поняли друг друга? Эти слова одной части речи или нет? Как они называются? 3. Найдите омонимы, подберите к каждому синоним. 1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть. 4. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение. Свет, среда, глава, затопить, заточить. 5. Выполните пункт 1 задания УЭ-2 на листе контроля. |
Работа с классом.
Работа с классом
Работа в группах
Работа в парах
Самостоятельная работа. |
УЭ-2 |
Работа над омоформами. Цель: работать над понятием "омоформы", формировать умение находить их в тексте, определять часть речи, использовать в составе словосочетания. 1. Прочитайте текст. В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой, 2. Назовите одинаковые, на первый взгляд, слова. Ответьте на вопросы. Назовите начальную форму каждого слова. Какая это часть речи? Во всех ли формах их написание и произношение будет совпадать? Что такое омоформы? 3. Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи. 1) Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2) Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. 4. Составьте словосочетания с омоформами, проиллюстрировав их значение. Три, дуло, нагоняй, лечу, мой, стих. 5. Выполните пункт 1 задания УЭ-3 на листе контроля. |
Работа с классом.
Работа с классом.
Посмотрите в памятку! Работа в группе.
Работа в парах.
Самостоятельная работа. |
УЭ-3 |
Работа над омофонами. Цель: работать над понятием "омофоны", формировать умение находить их в тексте, объяснять написание, использовать в составе словосочетания. 1. Прочитайте текст. В полуде(нн,н)ый зной на Сене 2. Ответьте на вопросы. Сколько в этом стихотворении одинаковых, на первый взгляд, слов? Объясните каждое слово. Одинаково ли они пишутся? Что такое омофоны? 3. Найдите омофоны, объясните их написание. 1) Ел хлеб с ухой. - Ел хлеб сухой. 2) Не под дождем - Постоим да подождем. 3) Илья тобою очарован. - Иль я тобою очарован? 4) Лет до ста расти нам без старости. 5) Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7) Злато, злато! Сколько от тебя зла-то! 4. Составьте словосочетания с омофонами, записав их по орфографическим правилам. Какими орфографическими правилами вы руководствовались при проверке правописания слов? [пал^ска?т'] [^жо?к] [изв'иэн'и?ца] [пр'иэтв^р'ит'] [па в'иэс'эн'иму] [н^фстр'э?чу] [што?бы] 5. Выполните пункт 1 задания УЭ-4 на листе контроля. |
Работа с классом.
Работа с классом.
Работа с классом.
Работа в группе.
Самостоятельная работа. |
УЭ-4 |
Работа над омографами. Цель: работать над понятием "омографы", формировать умение находить их в тексте, определять морфемный состав, использовать в составе словосочетания. 1. Прочитайте текст. Серая ворона ч..рного ворона 2. Ответьте на вопросы. Чем различаются одинаково написанные слова? Одинаково ли их значение? Что такое омографы? 3. Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу. 1) Чай пили в саду. - Пили скорей дрова. 2) Белки прыгают по
веткам, 3) Скорей, сестра, на рыб
взгляни, 4) Плывут по озеру пироги
- 5) В дом войти никто
не мог: 5. Составьте предложения с омографами, проиллюстрировав их значение. Гвоздики, мука, выкупать, стоит. 6. Выполните пункт 1 задания УЭ-5 на листе контроля. |
Работа с классом.
Работа с классом.
Посмотрите в памятку! Работа в группе.
Работа в парах.
Самостоятельная работа. |
УЭ-5 |
Рефлексия. Подведение итогов урока. Заполнение листка контроля. Цель: оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе. Прочитайте еще раз цели урока. Ответьте на вопросы. Достигнуты ли вами цели урока? Как вы оцените свою активность на уроке? |
Заполните лист контроля: выполните оставшиеся пункты заданий УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5; поставьте в таблицу оценку за свою активность на уроке. |
УЭ-6 |
Выходной контроль. Домашнее задание. Цель: проверить умение применять самостоятельно полученные знания. Домашнее задание: написать
мини-сочинение на тему "Богатство
и разнообразие русской лексики",
употребив в нем все |
Создавая сочинение, используйте материал урока или свои наблюдения. |