Явление омонимии в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в уточнении обучающих возможностей омонимии; определение основных этапов в работе с активным привлечением фактов омонимии. Таким образом, в данной работе сосредоточено внимание на омонимии, поскольку это языковое явление должно стать объектом пристального внимания учащихся 7 класса.
Объектом исследования выступает процесс обучения омонимии в 7 классе с учетом анализа их фактов.
Предметом исследования являются методические средства достижения осознанного восприятия и анализа учащимися фактов омонимии.

Содержание

Введение
Глава I. Явление омонимии в русском языке
История вопроса
Понятие омонимии
Языковые явления, сходные с лексической омонимией
Возникновение омонимов в русском языке
Использование омонимов в речи

Глава II. Практическая работа на уроке русского языка при изучении омонимов
2.1 Упражнения, направленные на изучение омонимов
2.2. Типы упражнений с использованием омонимов
Выводы по Главе II
Глава III. Изучение омонимов в 7 классе
3.1. Лексико-семантический анализ омонимов и омонимичных форм.
3.2. Конспекты уроков.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР Ю.docx

— 105.34 Кб (Скачать документ)

Учащиеся делают выводы. Вспомнить, какие “три кита” лежат  в основе определения частей речи:

  • общее грамматическое значение;
  • морфологические признаки;
  • синтаксическая роль.

Это слова - омонимы. Различаются  они в синтаксических условиях, т.е. в словосочетании, в предложении.

Что такое доменная печь? (Домна).

Шахтная печь для выплавки чугуна из железной руды.

Из занимательной  грамматики:

- Мы хотим есть! У вас  есть белуга? (Кушать, принимать пищу). 
- Нет, сэр. Есть бельдюга! (3 л. ед.ч. н.в. от “быть”). 
- Что есть бельдюга? (Гл. – связка). 
- Тоже рыба, сэр! 
- Ладно, несите. 
- Есть, сэр! (Частица; ответ в армии, во флоте, команда понята и принята к исполнению).

 

3.2. Конспекты уроков

Урок  русского языка «Омонимы» в 7 классе

Цели:

1. Знать омонимы. Познакомить  учащихся с функциональными омонимами.  Закрепить знания учащихся о  прямом и переносном значении  слова, о чередовании гласных  а – о, е – и в корнях  слов.

2. Развивать познавательный  интерес при работе со словарями.

3. Воспитывать у учащихся  умения правильно обращаться  со словарями.

Опорные знания и  умения:

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.

Оборудование: Словари:

1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,

2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,

3. Д.Н. Ушаков “Толковый  словарь русского языка”.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.

Раздаточный материал: перфокарты.

 

Ход урока

I. Организационный  момент

1. Приветствие.

2. Поздравить учащихся  с началом зимы.

3. Объявление целей урока.

II. Повторение  пройденного материала на предыдущем  уроке

1. Найдите слова, употребленные  в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть  утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить  мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

2. Как вы понимаете  термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия  с одного предмета на другой, а новые значения называем  переносными.)

III. Изучение новой  темы

1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить  и писать, нужно не только знать  слова, но и уметь их связывать,  изменять.

Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно  построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами  по одному предложению.

(Я не умею стрелять  из лука. Я не люблю жареный  лук.

В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине  мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель  повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это  химический элемент?)

2. Кто составил предложение  с этим словом?

(Учитель показывает рисунок,  где изображен репчатый лук.  Так проделывается с остальными  словами).

3. Когда ты читаешь  слово лук, то представляешь  себе лук репчатый. Однако есть  еще предмет, который обозначается  словом лук – ручное оружие  для метания стрел. Ясно, что  это два совершенно разных, не  связанных между собой предмета. И называются они двумя разными  словами, хотя и похожими друг  на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся  или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

4. Учащиеся читают определение  “омонимы” в учебнике.

5. Омонимы могут быть  не только лексическими, но и  грамматическими. На доске записаны  примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений  различаем разные формы одного  и того же слова: березы –  существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)

Итак, ребята, слова, которые  звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

IV. Закрепление

1. Ребята, продолжим игру  “Построй предложение”. Я вам  показываю рисунки, а вы устно  составляете предложения.

а) Ячмень – хлебный злак.

(Это поле засеяно ячменем.)

б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка  ресницы.

(У меня выскочил ячмень.)

в) Очки – единица счета  при игре.

(Мы набрали на три  очка больше.)

г) Очки - оптический прибор.

(Ему в очках лучше.)

д) Кран – водопроводный кран.

(Не забудьте закрыть  кран.)

е) Кран – подъемный кран.

(Мой папа работает  на кране.)

2. Определите, в каком  значении употребляются выделенные  омонимы. В тетрадях записываете  только ответы. За справками обращайтесь  к толковым словарям. (Самостоятельная  работа учащихся).

а) Лисичка легка на спину  и играет, словно собачка.

(Животное).

б) Жареные лисички вкусны.

(Грибы).

в) В поле чистом, луны при  свете серебристом, в свои мечты  погружена, Татьяна долго шла  одна.

(Лунный свет).

г) Я по свету немало хаживал.

(Земной шар, по миру  хаживал).

д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.

(Земной шар).

е) Мир победит войну.

(Спокойствие, отсутствие  войны).

3. Ребята, попробуйте отгадать  лингвистические загадки. (Устно)

а) Вот слово. Для решенья  в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?

(Ключ).

б) В бою и рубят и  взрывают, а после боя развлекают?

(Шашки).

в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

(Журавль).

г) Каким ключом замок  не откроешь?

(Родником).

4. Ребята, следует различать  многозначные слова и омонимы.  Для этого найдите в словаре  толкование слова “ключ”. Сравните.

Ключ – металлическое  приспособление для отпирания и  запирания замка.

Ключ – система нотного  изображения музыкальных звуков.

Ключ – бьющий из земли  источник, родник.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы –  разные слова, в значениях которых  нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово  с перечислением значений.

5. Выпишите из второй  словарной статьи пример на  употребление слова ключ в  переносном значении. Обозначьте  орфограммы.

(Жизнь бьет ключом.)

V. Обобщение. Итог  урока

  1. Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание. (Объяснить).

Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь  к толковым словарям.

Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.

 

Урок  русского языка в 7 классе «Омонимия  разных частей речи».

Методическое  обоснование.

Урок с применением  модульной технологии был разработан в рамках программы по русскому языку  для учащихся 5-9 классов под редакцией  М.М.Разумовской.

В качестве альтернативы этапам урока в данном случае используются структурные части модуля - учебные  элементы. Логика их взаиморасположения повторяет строение модуля:

  • УЭ-0 - комплексная дидактическая цель;
  • УЭ-1 - входной контроль и актуализация имеющихся знаний;
  • УЭ-2, 3, 4 - пошаговое изучение нового материала и реализация его на практике;
  • рефлексия;
  • выходной контроль.

Виды работы на уроке: работа с классом, работа в группе, работа в паре, самостоятельная индивидуальная работа. Каждый учебный элемент начинается с совместной работы класса, затем  идет работа в группах, потом в  парах, и заканчивается каждая структурная  часть самостоятельной работой. Так, с каждым шагом оказываясь в  более сложной ситуации, в конце  учебного элемента учащийся самостоятельно решает поставленные задачи.

Каждый ученик получает набор  материалов, в который входят:

  • карта урока, содержащая формулировку целей, задания и рекомендации по их выполнению,
  • памятка с теоретическим материалом, 
  • лист контроля, где ученик выполняет последнее, контрольное задание каждого учебного элемента, оценивает выполнение входного контроля и свою активность на уроке.

Итоговую оценку за работу на уроке получит каждый учащийся. Эту оценку ставит учитель, исходя из нескольких показателей: оценки за тест входного контроля, правильности выполнения заданий на листе контроля, оценки за активность на уроке.

В качестве выходного контроля может выступать домашнее задание.

Для наглядности и облегчения работы используется презентация, повторяющая  структурные элементы урока. 

 

Карта урока

Учебный элемент

Содержание учебного элемента

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ-0

Комплексная дидактическая цель.

Усвоение понятий омонимии омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово.

Результатом применения модульной  технологии должны быть навыки целесообразного  и правильного употребления омонимов, омоформов, омофонов, омографов в речи.

 

УЭ-1

Работа  над омонимами.

Цель: работать над понятием "омонимы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

Встретились два друга: Сашка  и Матвей. Сашка ск..зал:

-А у меня дома овсянка!

-П..думаешь,- сказал Матвей,- у меня дома то(же) овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавил  Сашка.

-И я люблю!- ск..зал Матвей.

-Она ж..лтая, кр..сивая такая!

-И вкус(?)ная. Особенно с молоком!

-Как это - вкусная! Как это - с молоком?- уд..вился Сашка.

-Да так. А еще хороша с маслом или сахаром.

-Да ты про что говоришь?!- вспл..снул руками Сашка.

-Как это - про что?  Про овсянку!- ответил Матвей.

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку.  А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела.

-Каша песни пела?- изумился  Матвей.

-Какая каша? Не каша, а  птица. Не слыхал про такую,  что(ли)? Айда ко мне - мою овсянку слушать.

-Айда!- согл..сился Матвей.- А потом ко мне - мою овсянку кушать!

2. Ответьте на вопросы.

Почему друзья не поняли друг друга?

Эти слова одной  части речи или нет?

Как они называются?

3. Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего  мира взяли дело защиты мира  в свои руки.

2)Купец в своей лавке  сидел на деревянной лавке.

3) Он купил ириску, решил  ее не есть, но как не съесть  ириску, когда ириска есть.

4. Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

5. Выполните пункт 1 задания УЭ-2 на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

Самостоятельная работа.

УЭ-2

Работа  над омоформами.

Цель: работать над понятием "омоформы", формировать умение находить их в тексте, определять часть речи, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой, 
Все утро дождик ш..л косой. 
Доч(?) грома - капля-егоза, 
К..нчая свой высотный путь, 
Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за, 
В л..цо з..мли боясь взгл..нуть. 
Ск..льзнув с н..бесного стекла, 
В ладонь цв..тка она стекла.

2. Назовите одинаковые, на первый взгляд, слова. Ответьте на вопросы.

Назовите начальную  форму каждого слова. Какая это  часть речи?

Во всех ли формах их написание и произношение будет  совпадать?

Что такое омоформы?

3. Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

1) Небесное светило было  закрыто дождевыми тучами, а еще  вчера оно так ярко и ласково  нам светило.

2) Если б мыло приходило  по утрам ко мне в кровать  и само меня бы мыло, хорошо  бы это было.

3) Мы ели, ели ершей  у ели. Их еле-еле у ели  доели.

4. Составьте словосочетания с омоформами, проиллюстрировав их значение.

Три, дуло, нагоняй, лечу, мой, стих.

5. Выполните пункт 1 задания УЭ-3 на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. 

 

 

 

Самостоятельная работа.

УЭ-3

Работа  над омофонами.

Цель: работать над понятием "омофоны", формировать умение находить их в тексте, объяснять написание, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

В полуде(нн,н)ый зной на Сене 
Я искал напрасно сени, 
Вспомнив Волгу, где на сене 
Лежа слушал песню Сени: 
"Ах, вы, сени, мои сени".

2. Ответьте на вопросы.

Сколько в этом стихотворении одинаковых, на первый взгляд, слов?

Объясните каждое слово.

Одинаково ли они  пишутся?

Что такое омофоны?

3. Найдите омофоны, объясните их написание.

1) Ел хлеб с ухой. - Ел  хлеб сухой.

2) Не под дождем - Постоим  да подождем.

3) Илья тобою очарован. - Иль я тобою очарован?

4) Лет до ста расти  нам без старости.

5) Не дай мне бог  сойти с ума, нет, легче посох  и сума.

6) Я в лес, и он  влез, я за вяз, а он завяз.

7) Злато, злато! Сколько  от тебя зла-то!

4. Составьте словосочетания с омофонами, записав их по орфографическим правилам. Какими орфографическими правилами вы руководствовались при проверке правописания слов?

[пал^ска?т']

[^жо?к]

[изв'иэн'и?ца]

[пр'иэтв^р'ит']

[па в'иэс'эн'иму]

[н^фстр'э?чу]

[што?бы]

5. Выполните пункт 1 задания УЭ-4 на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом.

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

работа.

УЭ-4

Работа  над омографами.

Цель: работать над понятием "омографы", формировать умение находить их в тексте, определять морфемный состав, использовать в составе словосочетания.

1. Прочитайте текст.

Серая ворона ч..рного ворона 
Утром ругала, пр..сев на суч..к, 
Новость о том ра..несли во все стороны 
Сплетницы-кумушки - 
Сорок сорок.

2. Ответьте на вопросы.

Чем различаются  одинаково написанные слова?

Одинаково ли их значение?

Что такое омографы?

3. Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

1) Чай пили в саду. - Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по  веткам, 
Принесли орешки деткам!  
Взбей яичные белки, 
И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб  взгляни, 
Попались на крючок они. 
В ведерко руку окуни, 
Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги -  
На остров нет другой дороги. 
Любишь кушать пироги -  
Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто  не мог: 
На двери висел замок. 
Я песок руками рою, 
Королевский замок строю.

5. Составьте предложения  с омографами, проиллюстрировав  их значение.

Гвоздики, мука, выкупать, стоит.

6. Выполните пункт  1 задания УЭ-5 на листе контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с классом. 

 

 

 

 

Посмотрите в памятку!

Работа в группе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

Самостоятельная работа.

УЭ-5

Рефлексия. Подведение итогов урока. Заполнение листка контроля.

Цель: оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе.

Прочитайте еще раз  цели урока. Ответьте на вопросы.

Достигнуты ли вами цели урока?

Как вы оцените свою активность на уроке?

Заполните лист контроля:

выполните оставшиеся пункты заданий УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4, УЭ-5;

поставьте в таблицу оценку за свою активность на уроке.

УЭ-6

Выходной  контроль. Домашнее задание.

Цель: проверить умение применять самостоятельно полученные знания.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему "Богатство  и разнообразие русской лексики", употребив в нем все рассмотренные  на уроке языковые факты: омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Создавая сочинение, используйте  материал урока или свои наблюдения.

Информация о работе Явление омонимии в русском языке