Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

Работа  по устранению псевдобульбарной дизартрии

Наиболее  часто встречающаяся форма детской  дизартрии-псевдобульбарная,- следствие перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, родовая травма и т. д.). У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая. 1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются неярко. Речь детей замедлена, смазанность при произношении звуков. Страдает произношение сложных по артикуляции Ш, Ж, Р, Л, Ц, Ч. Звонкие согласные дети произносят с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, их артикуляция требует подъема средней спинки языка к твердому небу. 2.Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в нужном положении. Нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, Х. Свистящие, шипящие Ч и Ц , соноры Р, Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. 3.Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо: нижняя челюсть отвисает, рот постоянно приоткрыт, язык лежит неподвижно на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечленораздельные звуки. Но систематические занятия с логопедом оказывают положительный эффект. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, осуществляющийся одновременно через нос и рот. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения: -  вдох носом, выдох ртом (если выдох совершается через рот и-вдох и выдох носом;  нос одновременно, нужно зажать нос пальцами) - вдох ртом, выдох носом; - вдох и выдох ртом. Воспитанию активного выдоха также способствуют следующие упражнения: а) дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной бумаги «занавеску»; б) дуть на «флажок», из тонкой цветной бумаги, затем из более плотной ; в) дуть на бумажные бабочки, вертушки, и т. д.; г) дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде; д) дуть через трубочку в бутылку с водой (нужно, чтобы выдох был ровным и длительным); е) перекатываем шарики на гладкой поверхности сильным дуновением; ж) надувать резиновые шарики. Упражнения для губ и щек. 1. Надувание щек и губ. 2. Надувание щек попеременно. 3. Сосательные движения (сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сомкнуты). 4. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 5. Оскал: губы растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов. 6. Вытягивание губ узкой воронкой. 7. Движение губ «хоботком » влево, вправо. 8. Вибрация губ ( «кучерский» звук). 9. Удержание губами резиновой трубочки или длинной карамельки. Упражнения для нижней челюсти. 1. Открытие и закрытие рта (с прищелкиванием зубами). 2. Прикусывание зубами марлевой салфетки (взрослый, придерживая салфетку, старается выдернуть их). Дети с дизартрией много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Необходимо систематически применять упражнения для формирования движений пальцами и кистью руки. Отрабатываются движения с более крупными предметами, затем с мелкими. Нужно обучить ребенка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого подбираются игрушки, предметы обихода, различные по цвету, форме и тяжести. Учить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Предлагаем следующие упражнения: 1. На картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами, Ребенок фиксирует свою руку соответственно этому контуру. 2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение получается не сразу, взрослый может рукой придерживать те пальцы, которые должны остаться неподвижными. 3. Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. 4. По заданию взрослого ребенок показывает пальцы по одному, по два, по три, выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак). 5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино. 6. Отстреливание ватного шарика, шашки и т.п. одним, двумя и четырьмя пальцами. Дети могут испытывать на первых порах трудности во время еды и при самообслуживании. Им нужно помогать, но соблюдать меру при оказании помощи. Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, особенно действиям с пуговицами, кнопками и т. п., полезны следующие упражнения: 1. Захват сначала тремя, а затем двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щиту или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц. 2. Застегивание и расстегивание пуговиц разной величины на специальном образце ткани, который укреплен на рамке. Затем эти действия тренируются на одежде куклы и потом на одежде ребенка. 3. Шнурование. Сначала ботинок укрепляется на доске или рамке, позже ребенок тренируется на своей обуви. Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных занятий 

Схема обследования строения и подвижности АА при дизартрии

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить  наличие и характер аномалий в  строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной  дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое  нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная  щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

— поднять  брови вверх («удивиться») ________________________

— нахмурить  брови («рассердиться») __________________

— прищурить  глаза__________________________________

— надуть щеки («толстячок»)__________________

— втянуть  щеки («худышка»)__________________________

(Отметить  наличие или отсутствие сглаженности  носогубных складок.)

2. Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы

«Улыбка»  — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие  или отсутствие движений___________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)______________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_________________

г) переключение от одного движения к другому_____________________

д) объем  движений (полный, неполный) _____________

е) точность выполнения________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)______

з) замены движения_________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_______

Язык

Широкий — узкий(под счет: 3 раза — до 5 дет),(5 раз — с 5 лет)___________

Кончик  языка поднять_____________________

опустить ______________

«Маятник» ________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу —  на нижнюю губу)_______________________

«Цоканье» ________________________________________________

а) наличие  или отсутствие движений___________________

б) тонус ________

в) темп______________________________

г)переключение от одного движения к другому_________________

д) объем  движения _______________________-

е) точность выполнения__________________

ж) замены движения __________________________________

з) длительность удержания заданного положения _______

и) добавочные и лишние движения (синкинезия)_______

к) наличие  тремора, саливации, отклонений кончика  языка______________

Мягкое  нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить  те же параметры движений.) _____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

сравнительная характеристика дизартрии  и алалии

Речевые признаки. У детей с 'легкой степенью дизартрии дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением моторного уровня речеобразования. У детей с алалией этот уровень полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт. При дизартрии первично страдает только одна из подсистем языка - фонетическая (в данном случае возможно лишь косвенное отрицательное влияние нарушений этой подсистемы языка на другие его подсистемы), при алалии, как правило, расстраивается вся система языка (фонематическая, грамматическая и лексическая подсистема). Вторичные лексико-грамматического нарушения при дизартрии характеризуются задержкой в формировании, при алалии отмечается атипичное развитие указанных подсистем языка. 
У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных, антропофонических) операций. Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций. По данным В.А. Ковшикова (1996), при алалии преобладают замены звуков, при дизартрии - искажения. У детей с алалией отмечается искажение небольшого количества преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для сопоставляемой группы детей типично искажение большого количества как сложных, так и простых звуков. Замены и артикуляторно сложных и простых звуков характерны при алалии. Дети с дизартрией допускают замены преимущественно артикуляторно сложных звуков, при этом только замены звуков в их речи не отмечаются. Взаимозамены звуков сравнительно часты у детей с алалией и сравнительно редки при дизартрии. При алалии преобладают пропуски и артикуляторно сложных и простых звуков, дети с дизартрией преимущественно пропускают артикуляторно сложные звуки, наличие только пропусков звуков для них не типично. В речи детей с алалией достаточно часты повторения и перестановки звуков, при дизартрии - относительно редки. 
В фонетической подсистеме для детей с легкой степенью дизартрии характерны не только нарушения произношения звуков, но и нарушения просодики, у детей же с алалией просодика, как правило, сохранна. 
Неречевые признаки. У значительной части детей с дизартрией выраженны параличи, парезы и апраксии органов артикуляторного аппарата, у детей с алалией они проявляются преимущественно в слабой степени, а у некоторых отсутствуют. Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией не выполняют большинство из этих движений, или страдает качество их выполнения. Помимо названных, у них часто обнаруживаются другие нарушения нервной системы и психики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию 

Произношение  звуков у детей  с алалией Произношение  звуков у детей  с дизартрией
1. Общая характеристика  произношения звуков
1) Достаточная сохранность моторной  деятельности артикуляторного механизма.  
2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.  
3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 
4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.  
5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков
1) Выраженное  нарушение артикуляторного механизма. 
2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 
3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 
4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).  
5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков
2. Искажения звуков
1) Искажение небольшого количества  звуков.  
2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.  
3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной арт-яции.
1) Искажение большого количества звуков.  
2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.  
3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
 
 
3. Замены звуков
1) Замены артикуляторно сложных  звуков.  
2) Непостоянные замены звука.  
3) Разнообразные замены звука.  
4) Взаимозамены звуков сравнительно часты
1) Замены преимущественно артикуляторно  сложных звуков.  
2) Постоянные замены звука.  
3) Однообразные замены звука.  
4) Взаимозамены звуков сравнительно редки
4. Пропуски звуков
1) Непостоянные пропуски.  
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков
1) Постоянные пропуски.  
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков
 
 
 
 
 
 
 

Логопедическая  карта обследования детей при дизартрии

Фамилия, имя ребенка

 Дата рождения 

Домашний адрес 

N д/с, школы,  класс 

Жалобы родителей

Краткие анамнестические  данные Неврологическая симптоматика

Когда ребенок  начал говорить

Особенности строения речевого аппарата Состояние общего слуха

Состояние фонематического  слуха

Общее звучание речи (просодическая сторона): Голос:

Дыхание:

Выразительность речи:

Темп:

Ритм:

Дикция:

Произношение  звуков:

Гласные:

Свистящие:

Шипящие:

Аффрикаты:

Сонорные:

Йотированные  гласные:

Другие звуки: Уподобление звуков: Артикуляционная  моторика:

Состояние и  работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух): оскал поднимание бровей поочередное  зажмуривание глаз замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века

Голос: гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом; саливация (слюнотечение)

Язык: размер, точность, объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы, девиация языка (отклонение в сторону при высовывании), тремор кончика языка при повторных движениях. Цианичность (посинение языка).

Состояние подъязычной  связки:

Твердое небо: нормальное, плоское, готическое, куполообразное, наличие расщелины неба

Мягкое небо: активное паретичное (отклонение маленького язычка в здоровую сторону), нет ли расщелины 

Губы (нормальные, толстые, тонкие)

Зубы (мелкие, редкие, кариозные, крупные и др.) Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, боковой)

Диагноз:

Дата обследования

Логопед  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

голос при дизартрии

Информация о работе Дизартрия