Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Работа по устранению псевдобульбарной дизартрии
Наиболее
часто встречающаяся форма
Схема обследования строения и подвижности АА при дизартрии
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык
(массивный, «географический», маленький,
с укороченной подъязычной
Речевая моторика
Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
— поднять брови вверх («удивиться») ________________________
— нахмурить брови («рассердиться») __________________
— прищурить
глаза_________________________
— надуть
щеки («толстячок»)_________________
— втянуть
щеки («худышка»)___________________
(Отметить
наличие или отсутствие
2. Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы
«Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений___________
б) тонус
(нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)_________________
г) переключение от одного движения к другому_____________________
д) объем движений (полный, неполный) _____________
е) точность
выполнения____________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)______
з) замены движения_________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_______
Язык
Широкий — узкий(под счет: 3 раза — до 5 дет),(5 раз — с 5 лет)___________
Кончик
языка поднять_________________
опустить ______________
«Маятник» ________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу)_______________________
«Цоканье»
______________________________
а) наличие или отсутствие движений___________________
б) тонус ________
в) темп__________________________
г)переключение от одного движения к другому_________________
д) объем движения _______________________-
е) точность выполнения__________________
ж) замены
движения ______________________________
з) длительность удержания заданного положения _______
и) добавочные и лишние движения (синкинезия)_______
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка______________
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить
те же параметры движений.) _____________
сравнительная характеристика дизартрии и алалии
Речевые
признаки. У детей с 'легкой степенью
дизартрии дефекты звукопроизношения
обусловлены нарушением моторного уровня
речеобразования. У детей с алалией этот
уровень полностью или относительно сохранен
и потенциально позволяет им осуществлять
артикуляторный акт. При дизартрии первично
страдает только одна из подсистем языка
- фонетическая (в данном случае возможно
лишь косвенное отрицательное влияние
нарушений этой подсистемы языка на другие
его подсистемы), при алалии, как правило,
расстраивается вся система языка (фонематическая,
грамматическая и лексическая подсистема).
Вторичные лексико-грамматического нарушения
при дизартрии характеризуются задержкой
в формировании, при алалии отмечается
атипичное развитие указанных подсистем
языка.
У детей с дизартрией расстройства произношения
звуков вызваны прежде всего нарушениями
фонетических (моторных, антропофонических)
операций. Расстройства произношения
звуков у детей с алалией объясняются
нарушением производства фонематических
операций. По данным В.А. Ковшикова (1996),
при алалии преобладают замены звуков,
при дизартрии - искажения. У детей с алалией
отмечается искажение небольшого количества
преимущественно сложных по артикуляции
звуков. Для сопоставляемой группы детей
типично искажение большого количества
как сложных, так и простых звуков. Замены
и артикуляторно сложных и простых звуков
характерны при алалии. Дети с дизартрией
допускают замены преимущественно артикуляторно
сложных звуков, при этом только замены
звуков в их речи не отмечаются. Взаимозамены
звуков сравнительно часты у детей с алалией
и сравнительно редки при дизартрии. При
алалии преобладают пропуски и артикуляторно
сложных и простых звуков, дети с дизартрией
преимущественно пропускают артикуляторно
сложные звуки, наличие только пропусков
звуков для них не типично. В речи детей
с алалией достаточно часты повторения
и перестановки звуков, при дизартрии
- относительно редки.
В фонетической подсистеме для детей с
легкой степенью дизартрии характерны
не только нарушения произношения звуков,
но и нарушения просодики, у детей же с
алалией просодика, как правило, сохранна.
Неречевые признаки. У значительной
части детей с дизартрией выраженны параличи,
парезы и апраксии органов артикуляторного
аппарата, у детей с алалией они проявляются
преимущественно в слабой степени, а у
некоторых отсутствуют. Многие дети с
алалией успешно выполняют артикуляторными
органами все или большинство неречевых
движений, сходных с элементами движений,
которые входят в артикуляторные комплексы
звуков. Дети с дизартрией не выполняют
большинство из этих движений, или страдает
качество их выполнения. Помимо названных,
у них часто обнаруживаются другие нарушения
нервной системы и психики.
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию
Произношение звуков у детей с алалией | Произношение звуков у детей с дизартрией | ||
1. Общая характеристика произношения звуков | |||
1)
Достаточная сохранность 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков |
1) Выраженное
нарушение артикуляторного 2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков | ||
2. Искажения звуков | |||
1)
Искажение небольшого 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной арт-яции. |
1)
Искажение большого количества звуков. 2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение | ||
3. Замены звуков | |||
1)
Замены артикуляторно сложных
звуков. 2) Непостоянные замены звука. 3) Разнообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты |
1)
Замены преимущественно 2) Постоянные замены звука. 3) Однообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно редки | ||
4. Пропуски звуков | |||
1)
Непостоянные пропуски. 2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков |
1)
Постоянные пропуски. 2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков |
Логопедическая карта обследования детей при дизартрии
Фамилия,
имя ребенка
Дата рождения Домашний адрес N д/с, школы, класс Жалобы родителей Краткие анамнестические данные Неврологическая симптоматика Когда ребенок начал говорить Особенности строения речевого аппарата Состояние общего слуха Состояние фонематического слуха Общее звучание речи (просодическая сторона): Голос: Дыхание: Выразительность речи: Темп: Ритм: Дикция: Произношение звуков: Гласные: Свистящие: Шипящие: Аффрикаты: Сонорные: Йотированные гласные: Другие звуки: Уподобление звуков: Артикуляционная моторика: Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух): оскал поднимание бровей поочередное зажмуривание глаз замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века Голос: гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом; саливация (слюнотечение) Язык: размер, точность, объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы, девиация языка (отклонение в сторону при высовывании), тремор кончика языка при повторных движениях. Цианичность (посинение языка). Состояние подъязычной связки: Твердое небо: нормальное, плоское, готическое, куполообразное, наличие расщелины неба Мягкое небо: активное паретичное (отклонение маленького язычка в здоровую сторону), нет ли расщелины Губы (нормальные, толстые, тонкие) Зубы (мелкие, редкие, кариозные, крупные и др.) Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, боковой) Диагноз: Дата обследования Логопед голос при дизартрии |