Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они  быстро отвлекаются. Нередко такие  дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие  от нормы выступает в речевом  развитии. Так, первые слова нередко  появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой  развития речи имеются нарушения  произношения многих, звуков, медленное  накопление словарного запаса, позднее  и неполное освоение грамматического  строя речи. Начало заикания совпадает  с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

В начальном периоде заикания, который продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обычно не наблюдается. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными  сопутствующими движениями и эмболофразией.

Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются  при физическом и психическом  утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят  от внешних ситуационных факторов.

При обследовании моторики у детей с неврозоподобной  формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности  координации и подвижности органов  речевой артикуляции до нарушения  статической и динамической координации  рук и ног.

Мышечный тонус при  этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются  нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной  моторики. Наиболее выраженные нарушения  отмечаются в мимической, артикуляционной  и тонкой моторике рук. При неврозоподобной  форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии  движений на другую. Большая часть  заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в  памяти заданный темп и ритм. Как  правило, у них плохо развивается  музыкадьный слух.

Большинство заикающихся  этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные  образцы.

Клиническое обследование таких  детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального  характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический  синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов  артикуляции характеризуются некоторой  ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается  недостаточная подвижность языка  и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение  тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной  формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и  организация просодической стороны  речи: темп речи либо ускорен, либо резко  замедлен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается  резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха  или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобной  формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном  и речевом развитии.

Для детей с легкой степенью отклонений в психомоторном и  речевом развитии характерны некоторые  затруднения в динамической координации  всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения  носит, главным образом, фонетический характер (мёжзубной сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).

У детей со средней степенью отклонений в психомоторике и  речи имеются нарушения статической  и динамической координации движений (общих, тонких и артикуляционных). У  таких детей отмечается некоторое  отставание в формировании лексико-грамматического  строя речи. Нарушение звукопроизношения  носит фонетико-фонематический характер (велярное или увулярное произношение звука “р”, смешение шипящих и  свистящих и т.п.).

У детей с тяжелой степенью отклонений в психомоторике и  речи, наряду с расстройством статической  и динамической координации движений, имеются различные нарушения  двигательной сферы в целом. У  таких детей отмечается недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

Психическое состояние детей  с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в  других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Несмотря на указанные  особенности онтогенеза, психическое  развитие большинства заикающихся  с неврозоподобной формой происходит в пределах нормы. Они своевременно поступают в школу. В школе  успевают средне, но как правило, успешно ее заканчивают. Многие поступают в техникумы, институты.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобной формой заикания получают своевременную (т.е. приближенную ко времени появления заикания) и  достаточно длительную (т.е. в течение, как минимум, целого года) регулярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных  курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. Катамнестические исследования свидетельствуют о  том, что в этих случаях заикание не рецидивирует.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме не оказывается  логопедическая помощь, неврозоподобная  форма заикания имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Дети, не получившие своевременной логопедической помощи, с трудом обучаются в общеобразовательной школе. Именно эти заикающиеся нередко входят в число учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Они выбирают профессию, как правило, не связанную с речевой нагрузкой и редко заканчивают высшие учебные заведения.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая  картина речевой патологии которых  бывает смешанной.

Так, реактивное психогенное  начало заикания может наблюдаться  и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторного и речевого развития, несовершенства звукопроизносительной  стороны речи бывает достаточно “незначительного”  психогенного воздействия, чтобы нарушилась хрупкая координация речедвигательного  акта и появились бы судорожные запинки. Такое невротическое по своему происхождению  заикание имеет сложную клиническую  картину, в которой сочетаются симптомы разных уровней поражения деятельности центральной нервной системы  функционального и органического.

В других случаях неврозоподобная  форма заикания может осложняться  целым комплексом вторичных невротических  реакций, связанных с особенностями  личностного реагирования на речевой  дефект, что “маскирует” истинную природу речевой патологии. Такие  формы речевой патологии являются смешанными и труднее поддаются  коррекционным воздействиям.

 

§2.2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием

Ядром личности является ценностное (аксиологическое), организующее начало. Ценностно-мотивационный аспект определяет направленность поведения и включение тех или иных механизмов при необходимости его изменения. Ценностные образования личности в значительной мере определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством. Ценности человека имеют сложную иерархическую организацию, формируются в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью. Только потому что у нас есть ценности, мы проявляем различную активность (движемся, совершаем поступки, действуем), а индикатором сохранности наших ценностей (жизни, близких, самореализации) являются чувства. Поэтому при оценке личности большое значение придается эмоциям. Это отчетливо проявляется в ситуациях, которые угрожают нам потерей ценностей, например, болезни или речевого дефекта. Только те события, которые затрагивают наши ценности, способны выработать активное отношение к ним, приводят к изменениям познавательной сферы и поведения. При этом и сами личностные характеристики, прежде всего ценности, могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств, преломляясь через наш интеллект и поведение.

Эмоциональная составляющая внутренней картины речевого дефекта  есть проявление действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности к имеющейся  ситуации. Она определяется тем, насколько  конкретная ситуация позволяет реализовать  жизненные ценности субъекта, соответствует  удовлетворению его потребностей. Как  программа адаптивного поведения  внутренняя картина дефекта формируется  под влиянием ценностных образований  личности, которые играют ключевую роль в ее становлении (Тхостов А.Ш., 1993), в том числе при речевой  патологии (Селиверстов В.И., 1995).

Ценностная ориентация человека с нарушенной речью может быть обращена на самого себя, на окружающий мир и свой дефект.

Клинические наблюдения и  литературные данные свидетельствуют  о том, что при расстройствах  речи может нарушаться вся система  ценностей, так как этот дефект, затрудняя  общение с внешним миром, каким-то нежелательным образом изменяет самого человека, в том числе его  самовосприятие.

Другим важным ценностным образованием личности является уровень  притязаний. Личностные притязания могут  быть разделены в зависимости  от объектов, на которые они направлены. В случае речевых расстройств  важна оценка общих личностных притязаний, создающих фон, на котором формируются  более конкретные установки, в том  числе собственно речевые притязания.

Уровень притязаний характеризует  направленность личности, ее целеустремленность, готовность к преодолению трудностей – важные качества для успешной коррекции речевого дефекта и  психотерапии.

Исследованием личности заикающихся  занимались такие ученые, как Сикорский И.А., 1897; Кочергина В.С., 1958; Тяпугин Н.П., 1966; Волкова Г.А., Панасюк А.Ю., 1979; Шкловский В.М., 1979, 1994; Селиверстов В.И., 1994;Досужков Ф.Н., 1997; и др. При этом учитывалось состояние их эмоциональной сферы (Белякова Л.И., 1984), наличие логофобии (Ляпидевский С.С., Шембель А.Г., 1969), разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте (Селиверстов В.И., 1994) и некоторые другие характеристики.

По своим проявлениям  заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях  заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и  речевой моторики, собственно речевой  функции, наличие психологических  особенностей.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое  расстройство, является чувство собственной  неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной ни как не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает  к себе внимание больного. Н.И. Жинкин [38], рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в  понятие фиксированности на дефекте  вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание  дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием