Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................
19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………
19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………
30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................
49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
§3.1. Диагностика личностных свойств детей с заиканием
От качества психолого-педагогической
диагностики зависят выбор
В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова [14] выделяют следующие принципы психолого-педагогической диагностики:
Также Т.В. Розановой [36] были выделены принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей:
Опираясь на принципы психологической диагностики, мы подобрали несколько диагностических методик для исследования личности у детей с заиканием.
В целях исследования личностных свойств заикающихся Е.Н. Садовникова и Е.Ю. Рау [38] предлагают использовать адаптивный вариант теста фрустрационной толерантности Розенцвейга. Нами был использован детский вариант теста Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной [41]. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (приложение 1).
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика состоит из 24
схематических контурных
Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
По типу реакции делятся на:
Подсчитав, какой направленности и типу принадлежит большинство реакций ребенка, можно определить какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку. Данная методика имеет достаточно сложную интерпретацию. Мы использовали упрощенный вариант интерпретации, предложенный Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной [19].
Тест «Несуществующее животное» (приложение 2) по своему характеру относится к числу проективных и является достаточно распространенной методикой диагностики личности.
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем" (приложение 3). Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.
Тест «Незаконченные предложения» (приложение 4) выявляет проблемные зоны в системе личностных отношений ребенка, в том числе к семье, к самому себе, к друзьям. Ребенку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребенок заканчивает предложения, что фиксируется в протоколе.
Методика «Кактус» предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка (определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, направленность, интенсивность и т.п.). При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Методика «Два дома», которая была предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г., предназначена для диагностики сферы общения ребенка (приложение 6). Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
§3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств детей с заиканием
В переводе с латинского языка коррекция (correctio) означает «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые был использован в дефектологии как название одного из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Под ним подразумевалась совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Разработка принципов является чрезвычайно важной составляющей в теории и практике психологической коррекции. Н.Н. и Н.Я. Семаго [40] основные цели психологической коррекции рассматривают в широком и узком смыслах.
В наиболее широком смысле
коррекция может
В узком смысле психологическая
коррекция понимается как основной
метод воздействия специалиста,
получившего соответствующее
Также ими были выделены основные принципы психологической коррекции:
В соответствии с основными целями и принципами психологической коррекции, а также выявленными особенностями личности заикающихся детей нами была составлена программа формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Организационные условия
Программа рассчитана на группу младших школьников. Цель: коррекция таких личностных качеств у детей с заиканием как робость, растерянность, мнительность, недоверие к окружающим, неуверенность в себе, боязливость, тревожность, агрессивность.
Занятия проводятся в светлом помещении, где есть возможность детям сидеть за партами и в кругу.
Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием