Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево  – тенденция к рефлексии, к  размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.) Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены  детали, соответствующие органам  чувств – уши, рот, глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные  реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый  рот в сочетании с языком при  отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой  губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот  без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев  – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к  нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта  округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают  глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные  манеры поведения; для мужчин: женственные  черты характера с прорисовкой  зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней  красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими  признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья –  тенденция к самоукрашению и  самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически –  чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную  роль.

Несущая, опорная  часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

  1. основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
  2. поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо  соединены или не соединены вовсе  – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной  части – конформность суждений и  установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей  – своеобразие установок и  суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над  уровнем фигуры. Могут быть функциональными  или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали –  энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать  как можно в большем числе  дел окружающих, завоевание себе места  под солнцем, увлеченность своей  деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа  – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в  султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

 Оценка  характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся  на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или  птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной  персоне и к своему "Я", представление  о своем положении в мире, как  бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой  и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного  человеку, начиная с постановки животного  в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного  в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть  морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах  и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных  признаков – вымени, сосков, груди  при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно –  ничем не заполненного) символизирует  и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование  в глаз электролампы, в тело и  конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается  чаще у больных шизофренией и  глубоких шизоидов.

Творческие возможности  выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к  которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим –  кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых  частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант  – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или  окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и  адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение  к окружающим, неумение учитывать  сигнал опасности, наличие аффективных  критериев в основе мышления, перевес  эстетических элементов в суждениях  над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном  отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся  элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к  фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.). 

 

Приложение 3

Методика "Человек  под дождем"

Инструкция: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Интерпретация теста.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться  следующими положениями:

  • Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
  • Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
  • Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Изменение экспозиции в рисунке "Человек под дождем" по сравнению  с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек  изображен уходящим, то это может  быть связано с наличием тенденции  к уходу от трудных жизненных  ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием