Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................
19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………
19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………
30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................
49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................
Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская [25] описывают психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражается в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.
Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей и социальной средой.
Феномен фиксированности на дефекте делится по степеням в соответствии с эмоциональным отношением заикающихся к своему дефекту и волевыми усилиями в борьбе с дефектом.
Наличие дефекта уже с первых лет ставит заикающегося в особые условия. Нередко семья, школа, окружение способствуют этому. Часто родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают его тревожность. И вместо того, чтобы стремиться к расширению круга интересов детей, сужают его до пределов заикания. Известны случаи таких рекомендаций логопеда, когда, например, ребенку запрещается заниматься любимым видом спорта, участвовать в соревнованиях. Подобные меры в конечном итоге не улучшают речь, но заметно фиксируют пациента на дефекте. Наблюдения показывают, что при любой тяжести моторных проявлений заикания они корригируются значительно легче, если ребенок в социальном плане защищен и в связи с этим менее невротизирован.
Тревожность – одно из наиболее
значимых личностных проявлений любой
формы психической
Первый – так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой, конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникать у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно даже играет свою положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность; это чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.
Второй вид – так называемая личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в самых различных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Хорошо известно, что представления человека о своей болезни, тревожность по поводу своего дефекта, особенно сформированные в целостную концепцию, оказывают существенное влияние на его личность. В случае речевых расстройств, в наибольшей степени при заикании, переживания больного носят весьма разнообразный характер.
У тревожных детей повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Типичная причина этих проявлений – завышение требований к ребенку со стороны родителей и особенно их склонность к наказаниям и унижению его достоинства.
Тревожные дети очень болезненно
реагируют на свои неудачи, они часто
отказываются от той деятельности,
в которой испытывают затруднения.
Обычно они ведут себя по-разному
на занятиях и вне занятий. Вне
занятий это живые, общительные
и непосредственные дети. На занятиях
они зажаты и напряжены; речь их может
быть как очень быстрой, торопливой,
так и замедленной, затрудненной.
Как правило, они испытывают длительное
возбуждение: ребенок теребит руками
одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные
дети нередко имеют вредные привычки
невротического характера. Манипуляции
с собственным телом снижают
у них эмоциональное
В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.
В особенно сложном положении
заикающиеся дети оказываются в
школе, где педагоги, даже не желая
этого, выделяют их из коллектива (редко
вызывают или предлагают ответить письменно,
снижают или завышают оценки и
т.п.). В таких условиях одни начинают
спекулировать заиканием, у других
снижается интерес к занятиям.
Некоторые дети испытывают обиду
или враждебность, чаще это целая
гамма отрицательных
М.Е. Хватцев [42] у детей с заиканием отмечал невротические особенности (ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), скрытую психическую ущемленность, повышенную реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими, что является в том числе и базой для возникновения заикания.
У детей с заиканием
выявлено дисгармоническое развитие личности.
Оно выражается в агрессивности,
повышенном чувстве виновности, эмоциональной
ранимости, социальной незрелости, в
использовании защитных видов реагирования
в трудных жизненных ситуациях.
Эмоциональный фон в
Негативизм, протест, скрытая
и открытая агрессия, которые сопровождаются
аффективными переживаниями, являются
показателем формирования дисгармонической
личности. Фиксируясь, они становятся
устойчивыми свойствами личности. У
заикающихся детей чаще наблюдается
тормозящий вариант развития личности.
Он формируется в условиях гиперопеки,
при которой в ребенке
Развитие личности как по тормозящему, так и невротическому типу влечет за собой отсутствие или снижение у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Однако следует отметить, что у заикающихся детей 6 лет (особенно у девочек) проявления таких личностных свойств, как агрессия, негативизм, их адекватность содержанию ситуации, самостоятельность, активность в разрешении напряженности практически не отличается от таковых у здоровых детей.
Г.А. Волкова [10] отмечала, что заикание начинает влиять на характер общительности детей. Среди них выделяла детей с неустойчивыми формами общительности и детей с негативным и аутистическим поведением.
По мнению Р.Е.Левиной [23], не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого
недостатка, неудачные попытки
Выводы по второй главе
Заикание – нарушение
темпо-ритмической организации
Выделяют две клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную. Мы выявили, что для невротической формы заикания характерны следующие особенности: наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения; преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация); большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения; возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.). Для неврозоподобной формы заикания характерно: появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи; начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией; отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации; привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
Также мы отметили, что фиксированность на дефекте является одним из основных факторов усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.
Осознание речевого дефекта,
неудачные попытки
Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием