Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Для занятий каждому ребенку  необходимо иметь набор цветных  карандашей, альбом для рисования.

При проведении занятий психолог:

    • интегрирует игровую и коррекционно-развивающую деятельность;
    • добивается того, чтобы каждый ребенок правильно понимал инструкцию, при необходимости повторял ее;
    • участвует в играх и упражнениях, при этом предоставляя детям как можно больше самостоятельности;
    • отслеживает качество выполнения упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку;
    • своим поведением, эмоциональным настроем постоянно создает у детей положительное отношение к занятиям, желание действовать вместе и добиваться хороших результатов.

Программа формирования личностных свойств у детей с заиканием

№ блока, кол-во занятий

Тема

Цели и задачи

Наименование  формы работы, упражнения

1.

2 занятия

Игры на знакомство и представление себя.

  1. Установление контакта между детьми.
  2. Расширение у детей представления о начале общения.
  3. Создание детьми своих, оригинальных приемов приветствия.
  4. Эмоциональная разрядка, повышение настроения.
  5. Уменьшение растерянности ребенка при внезапных обращениях к нему.
  • Игра «Имена»
  • Игра «Знакомство с фигурой»
  • Игра «Клубочек»
  • Игра «Передай улыбку по кругу»
  • Игра «Дотронься до…»
  • Игра «Комплименты»
  • Рефлексия

(приложение 6)

    1. 3 заняьт

Игры на преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях.

  1. Уменьшение растерянности ребенка при внезапных обращениях к нему.
  2. Преодоление ребенком мнительности, недоверия к окружающим.
  • Игра «Тропа индейцев»
  • Игра «Съедобное – несъедобное»
  • Игра «Расскажи свой страх»
  • Игра «Нарисуй свой страх, победи его»
  • Рефлексия

(приложение 7)

3.

Разыгрывание ситуаций из повседневной жизни школы.

  1. Создание жизнерадостной атмосферы игрового сотрудничества.
  2. Вовлечение в непосредственную деятельность группы сверстников.
  3. Преодоление застенчивости, боязливости, неуверенности в себе при принятии активной роли.
  4. Показать детям негативное отражение самих себя. Роль ребенка, который, например, не хочет выполнять домашнее задание исполняет взрослый (педагог, психолог, родитель). Взрослый в игровой роли доводит ситуацию до абсурда.
  5. Создание мотивации на положительное изменение себя.
  6. Улучшение отношения к школе у детей с проблемами в адаптации.
  • Психотерапевтическая игра «Школа»:
  1. Приход детей в школу.
  1. Игры со сверстниками («Обида»).
  2. Завтрак (обед) с уговорами.
  3. Поведение на уроке.
  4. «Не хочу делать уроки!»
  5. Проигрывание ситуации из школьной жизни по желанию детей.
  • Рефлексия

4.

Игры и упражнения на снижение агрессии.

  1. Снятие агрессии.
  2. Обучение ребенка навыкам релаксации, расслабления.
  3. Формирование чувства единства в группе.
  • Разминка «Доброе животное»
  • Упражнение «Летнее поле»
  • Разминка «Слушай хлопки»
  • Рефлексия

(приложение 8)


 

 

 

Выводы по третьей  главе

Для диагностики личности детей с заиканием лучшим вариантом, на наш взгляд, будет применение проективных методик, так как в большинстве своем они исключают вербальное взаимодействие с испытуемым и позволяют наиболее точно исследовать личностные особенности таких детей.

Мы использовали следующие диагностические  методики:

    • тест Розенцвейга;
    • тест «Несуществующее животное»;
    • методику «Человек под дождем»;
    • тест «Незаконченные предложения»;
    • методику «Кактус»;
    • методику «Два дома».

В соответствии с выбранными методиками, основными принципами психологической  коррекции и выявленными особенностями  личности заикающихся нами была составлена программа формирования личностных свойств у детей с заиканием, целью которой является коррекция  основных личностных особенностей таких  детей. Программа включает в себя игры и упражнения, разделенные на 4 блока:

    1. Игры на знакомство и представление себя.
    2. Игры на преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях.
    3. Разыгрывание ситуаций из повседневной жизни школы.
    4. Игры и упражнения на снижение агрессии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что в отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом.

Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день большинство психологов согласны с тем, что личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

На формирование личности оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы. Развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Появляется осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В рамках изучения объекта  и предмета исследования мы подробно познакомились с таким речевым  нарушением как заикание. Мы выяснили, что исследованием заикания занимались Ковалев В.В., Асатиани Н.М., Драпкин Б.3., Белякова Л.И и др. Исследованием личности заикающихся занимались такие ученые, как Сикорский И.А., Кочергина В.С., Тяпугин Н.П., Волкова Г.А., Панасюк А.Ю., Шкловский В.М., Селиверстов В.И., Досужков Ф.Н. и др.

Таким образом, мы определили психолого-педагогическую и клиническую характеристику заикающихся детей, на основании которой выявили основные личностные особенности детей с заиканием: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое. Помимо этого отмечается также неуравновешенность поведения (повышенная возбудимость или тормозимость). Негативизм, протест, скрытая и открытая агрессия, которые сопровождаются аффективными переживаниями, являются показателем формирования дисгармонической личности.

Ознакомившись с основными  принципами психологической диагностики, мы подобрали соответствующие диагностические  методики для изучения личностных свойств  у детей с заиканием. Затем опираясь на  изученные личностные особенности детей с заиканием, подобранные диагностические методики и принципы психологической коррекции мы составили программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи выполнены, основная цель достигнута.

 

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология личности. – М., 2001.
  2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб, 2008.
  3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М. – 1993.
  4. Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. – М., 2001.
  5. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. – М., 1977.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  7. Боришевский М.И. Развитие личности в процессе общения.
  8. Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА,1999
  9. Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА,1999.
  10. Волкова Г.А., Заикание и дизонтогенез, Методы изучения и преодоления речевых расстройств — СПб., 1994.
  11. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер, 2000.
  12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.
  13. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998
  14. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2007.
  15. Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов // Дефектология, - 1996. - №3.
  16. Карпова Н.Л. основы личностно-напрвленной логопсихотерапии. – М., 2003.
  17. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. - М.: ЮНИТИ, 1997.
  18. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. - М.: ЮНИТИ, 1997.
  19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
  20. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности. – С.-Пб., 2000.
  21. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М., 2007.
  22. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  23. Левина Р.Е., К проблеме заикания у детей, Дефектология, 3, — М., 1969
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998. 
  26. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. – С.-Пб., 1994.
  27. Любинская С.М. От заикания к сободной речи. – М., 1970.
  28. Маклаков А.Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001.
  29. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. – С.-Пб., 2002.
  30. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002.
  31. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  32. Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. - М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994
  33. Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. - М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
  34. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1986.
  35. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1986.
  36. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. – 1988. - №4.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
  38. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников // Дефектология. – 2001. – №2.
  39. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2001.
  40. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие. – М., 2005.
  41. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.
  42. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937.
  43. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой – М., 1997.

 

 

 

Приложение 1

Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский  вариант (модификация Н.В. Тарабриной)

Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Тестовый материал

         

 

         

 

 

 

 


 

 


 


 


 


 

 

Таблица примерных  ответов

Направление реакции 

Типы реакций

1. Препятственно-доминантные

2. Самозащитные

3. Необходимо-упорствующие

1.Экстрапунитивные

- А что я буду есть? (1);  
-Если бы у меня был братишка, он бы починил (3);  
- А она мне так нравиться (5);  
- Мне тоже надо с кем-то играть (6).

- Я сплю, а ты не спишь, да? (10);  
-Я с тобой не дружу (8);  
- А вы выгнали из подъезда мою собаку (7);  
-«Нет, не много ошибок (4);  
- Я тоже умею играть (6);  
- Нет, я не обрывала твои цветы (7).

- Вы должны отдать мне мяч (16);  
- Ребята, куда вы! Спасите меня! (13);  
- Тогда попроси кого-нибудь другого (3).

2.Интропунитивные

-Мне очень приятно  спать (10);  
-Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал (13);  
-Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил (15);  
-Зато теперь он стал вкуснее (23).

- Бери, я больше без разрешения не буду брать (2);  
-Простите, что помешал вам играть (6);  
- Я поступила плохо (9);  
– Я не хотела ее разбивать» (9);  
- Я хотела посмотреть, а она упала (9)

- Тогда я отнесу ее  в мастерскую (3);  
- Я сама куплю эту куклу (5);  
- Я тебе свою подарю (9);  
- Я в следующий раз этого не сделаю (10).

3.Импунитивные

- Ну и что. Ну и  качайся (21);  
- Я и сам к тебе не приду (18);  
- Все равно там будет неинтересно (18);  
- Уже ночь. Я и так уже должна спать (10).

М. - Ну, если нет денег, можешь не покупать (5);  
- Я и правда маленький (6);  
- Ну ладно, ты выиграл (8).

- Посплю, а потом пойду  гулять (10);  
- Я сам пойду посплю (11);  
- Она сейчас высохнет. Высушится (19);  
- Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь (21).


 

При интерпретации анализируются  все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчеркивается их количество. Те реакции, которых большинство, считаются наиболее типичными для ребенка. Всего возможно 9 вариантов сочетания типов и направленности реакций (первая цифра обозначает направленность реакции, вторая ее тип):

1–1: Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, даже агрессивностью. Со временем все эти черты могут развиваться и акцентироваться.

1–2: Ярко выражена защита своего «Я». Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, вероятно, имеет завышенную самооценку.

1–3: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.

2–1: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за решение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, т.к. однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.

2–2: Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но на словах при этом может быть ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.

2–3: Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.

3–1: Акцент на непреодолимость ситуации. Это волнует ребенка.

3–2: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего «Я». Возможно нарушена самооценка. Ребенок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.

3–3: Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении не имеет.

 

 

Приложение 2

Методика «Несуществующее  животное»

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка  на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе  к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как  высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием