Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................
19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………
19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………
30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................
49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................
Для занятий каждому ребенку необходимо иметь набор цветных карандашей, альбом для рисования.
При проведении занятий психолог:
Программа формирования личностных свойств у детей с заиканием
№ блока, кол-во занятий |
Тема |
Цели и задачи |
Наименование формы работы, упражнения |
1. 2 занятия |
Игры на знакомство и представление себя. |
|
(приложение 6) |
|
Игры на преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях. |
|
(приложение 7) |
3. |
Разыгрывание ситуаций из повседневной жизни школы. |
|
|
4. |
Игры и упражнения на снижение агрессии. |
|
(приложение 8) |
Выводы по третьей главе
Для диагностики личности детей с заиканием лучшим вариантом, на наш взгляд, будет применение проективных методик, так как в большинстве своем они исключают вербальное взаимодействие с испытуемым и позволяют наиболее точно исследовать личностные особенности таких детей.
Мы использовали следующие диагностические методики:
В соответствии с выбранными методиками,
основными принципами психологической
коррекции и выявленными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что в отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом.
Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день большинство психологов согласны с тем, что личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
На формирование личности
оказывают влияние как
В рамках изучения объекта и предмета исследования мы подробно познакомились с таким речевым нарушением как заикание. Мы выяснили, что исследованием заикания занимались Ковалев В.В., Асатиани Н.М., Драпкин Б.3., Белякова Л.И и др. Исследованием личности заикающихся занимались такие ученые, как Сикорский И.А., Кочергина В.С., Тяпугин Н.П., Волкова Г.А., Панасюк А.Ю., Шкловский В.М., Селиверстов В.И., Досужков Ф.Н. и др.
Таким образом, мы определили психолого-педагогическую и клиническую характеристику заикающихся детей, на основании которой выявили основные личностные особенности детей с заиканием: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое. Помимо этого отмечается также неуравновешенность поведения (повышенная возбудимость или тормозимость). Негативизм, протест, скрытая и открытая агрессия, которые сопровождаются аффективными переживаниями, являются показателем формирования дисгармонической личности.
Ознакомившись с основными
принципами психологической диагностики,
мы подобрали соответствующие
Таким образом, поставленные в начале исследования задачи выполнены, основная цель достигнута.
Список литературы
Приложение 1
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В. Тарабриной)
Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Тестовый материал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица примерных ответов
Направление реакции |
Типы реакций | ||
1. Препятственно-доминантные |
2. Самозащитные |
3. Необходимо-упорствующие | |
1.Экстрапунитивные |
- А что я буду есть? (1); |
- Я сплю, а ты не спишь, да? (10); |
- Вы должны отдать мне мяч (16); |
2.Интропунитивные |
-Мне очень приятно
спать (10); |
- Бери, я больше без разрешения
не буду брать (2); |
- Тогда я отнесу ее
в мастерскую (3); |
3.Импунитивные |
- Ну и что. Ну и
качайся (21); |
М. - Ну, если нет денег, можешь
не покупать (5); |
- Посплю, а потом пойду
гулять (10); |
При интерпретации анализируются все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчеркивается их количество. Те реакции, которых большинство, считаются наиболее типичными для ребенка. Всего возможно 9 вариантов сочетания типов и направленности реакций (первая цифра обозначает направленность реакции, вторая ее тип):
1–1: Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, даже агрессивностью. Со временем все эти черты могут развиваться и акцентироваться.
1–2: Ярко выражена защита своего «Я». Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, вероятно, имеет завышенную самооценку.
1–3: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.
2–1: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за решение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, т.к. однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.
2–2: Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но на словах при этом может быть ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.
2–3: Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.
3–1: Акцент на непреодолимость ситуации. Это волнует ребенка.
3–2: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего «Я». Возможно нарушена самооценка. Ребенок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.
3–3: Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении не имеет.
Приложение 2
Методика «Несуществующее животное»
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".
Показатели и интерпретация.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием