Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ гендерных различий познавательного процесса памяти 5
1.1. Проблема гендерных различий в психологических исследованиях 5
1.2. Память как психический познавательный процесс 11
1.3. Исследования гендерных особенностей памяти 16
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе II 28
Заключение 29
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

gendernie raslichija korr.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. (Дугин). Гендерным проблемам посвящены работы и исследования Б.Г. Ананьева, Т.В. Бендас, Е.П. Ильина, А.Г. Дугина, И.С. Кона, П. Бурдье, Е.П. Анисимова, И.С. Клециной и др. Имеется целый ряд данных о психофизиологических особенностях мужчин и женщин, среди которых наиболее достоверными являются отличия в сфере двигательной активности.

       Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность.

       Индивидуальные  особенности памяти выражаются в  различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. Психологическое  изучение  памяти  в  зарубежной  психологии  получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта  (1876г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии следует выделить работы  Л.С.  Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др.

       Исследователями на протяжении нескольких лет предпринимали  и до сих пор предпринимаются исследования гендерных особенностей памяти (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова (1985), И. А. Сергеева (2001), Н. Ю. Войтонис (1936), Ю. Г. Трошихина (1973), Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина (1979), Я. И. Петров (1972) В. Ф. Коновалов (1987), В. Кесс и С. Витроль (1955), Ф. Шахтер (1978) и др.). исследователи получают разные данные, порой противоречивые, поэтому проблема гендерных особенностей памяти остается.

       Актуальность. Изучение психического познавательного процесса памяти и его гендерных особенностей всегда остается актуальным, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, поскольку, несмотря на множество исследований, до сих пор не получены результаты, позволяющие сделать однозначные выводы о гендерных различиях процесса памяти. Кроме того, современное общество движется к андрогинности (высшему уровеню близости черт феминности и маскулинности). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления. Возможно, и постепенное стирание границ в развитии высших психических функций современного индивида.

       Таким образом, проблема данного исследования состоит в обнаружении гендерных различий кратковременной и долговременной памяти

       Исходя  из актуальности проблемы, представляется цель данной работы: исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти.

       Объект исследования: когнитивные процессы взрослой личности.

       Предмет исследования: гендерные различия кратковременной и долговременной памяти взрослых людей.

       Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.

       В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:

       1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.

       2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.

       3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.

       Теоретическая значимость исследования связана с его новизной и новым подходом к гендерным различиям. Изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему. Практическая значимость исследования связана с подтверждением или опровержением ранее проведенных исследований. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и эмпирической базы для разработки дальнейших исследований гендерных различий. 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический  анализ гендерных  различий познавательного процесса памяти

1.1. Проблема гендерных  различий в психологических исследованиях

       Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (Бем, с. 56).

       Понятие гендерная роль заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками (Дугин, с. 98). При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

       Разделение  людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих (Клиническая психология…, с. 403). На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

       Существует  мнение, что женщины характеризуются  большей точностью восприятия, наблюдательностью, вниманием к деталям. Однако экспериментальные данные, подтверждающие такое распространенное мнение, практически отсутствуют. В сенсорной сфере установлены лишь отдельные различия между мужчинами и женщинами. Например, нарушения восприятия зеленого и красного цветов (дальтонизм) присущи 5–8% мужчин и только 0,1 % женщин. Мужчины и женщины отличаются по остроте слуха: более низкие частоты (ниже 1800 Гц) лучше слышат мужчины, а более высокие частоты – женщины (Киммел, с. 216). Отмечена тенденция большей дифференциальной чувствительности к звуковым и световым стимулам у женщин по сравнению с мужчинами (там же, с. 212). Однако в данном исследовании не учитывается фактор обучения, а известно, что дифференциальная чувствительность может существенно изменяться под влиянием тренировки.

       Интересные  данные получены в последние годы об особенностях восприятия боли мужчинами и женщинами. В лабораторных исследованиях с участием здоровых испытуемых–добровольцев показаны отличия в порогах восприятия болевых стимулов: у женщин пороги ниже, т. е. они обладают большей болевой чувствительностью. Многие клинические наблюдения показывают, что девочки и женщины чаще жалуются на боль при различных заболеваниях, боли у них интенсивнее и продолжительнее, чем у мальчиков и мужчин. Такие различия восприятия боли часто объясняют биологическими особенностями, возможными различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы или влияющих на их передачу.

       Боль  является сложным многоуровневым психофизиологическим феноменом. В связи с этим исследователи обращают внимание на участие психологических и социокультурных факторов в перцепции и переживании боли (Ильин, с. 235). Подчеркивается, что когнитивные и эмоциональные компоненты переживания боли неодинаковы у мужчин и женщин. Женщины больше склонны оценивать болевое ощущение как важное, демонстрируют большую настороженность в отношении боли, готовность жаловаться на нее, в то время как мужчины это делают неохотно. Для оценки фактора маскулинности/фемининности при восприятии «лабораторной» боли здоровыми испытуемыми был использован «Полоролевой опросник С. Бема». Оказалось, что у мужчин, набравших высокий балл «маскулинности», болевой порог был выше, чем у мужчин с низким уровнем маскулинности и у женщин. У женщин степень маскулинности/фемининности не влияла на восприятие боли. Такие результаты подтверждают значимость влияния социально–психологических установок на восприятие боли. Однако роль этих факторов в клинических ситуациях при выраженной боли существенно снижается. В отличие от экспериментальных исследований, в которых обычно изучается боль слабой или умеренной силы, в клинических случаях при сильной боли различия между мужчинами и женщинами в восприятии и переносимости боли нивелируются.

       Приведенные данные не охватывают всего многообразия процессов восприятия и не дают оснований говорить о выраженном половом диморфизме в перцептивных процессах. Они показывают, что различные физиологические, социальные и поведенческие факторы интегрируются и обусловливают субъективный характер процессов восприятия. Исследования по определению удельного веса каждого из этих факторов практически отсутствуют. Оценка полового диморфизма в процессах восприятия только на основании биологических отличий между мужчинами и женщинами является излишне упрощенной, так как игнорирует роль различий между мужчинами и женщинами, приобретенных в процессе социализации (Ильин).

       Среди психофизиологических характеристик  особую роль играют свойства нервной системы. Изучение полового диморфизма по этим показателям, проведенное в школе Б. Г. Ананьева, установило превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы. Последующие исследования обнаружили, что различия по свойствам нейродинамики не столь очевидны (Ананьев, с.339). Свойства нервной системы рассматривают как биологическую основу темперамента и некоторых качеств личности. Отсутствие выраженных половых различий в этих показателях служит дополнительным подтверждением того, что биологический пол однозначно не предопределяет психологический пол человека.

       Данные  о проявлении свойств нервной  системы в реакциях на интенсивные  стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д. А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решения. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма (Жуков, с. 267).

       Вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в различных стрессовых ситуациях не является окончательно решенным, и сведения относительно эффективности реагирования мужчин и женщин в таких ситуациях неоднозначны. Считается, что, преодолевая стресс, мужчины и женщины используют разные копинг–стратегии: женщины больше фокусируются на эмоциональных и межличностных аспектах ситуации, а мужчины – на концепциях решения проблем. При этом женщины используют более широкий диапазон стратегий, чаще прибегают к социальной и эмоциональной поддержке, чем мужчины (Варданян, с. 76).

       Важнейшей психофизиологической характеристикой  человека является функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга. Межполушарные отношения рассматриваются как ведущая нейрофизиологическая детерминанта индивидуально–психологических отличий, так как они обнаруживают корреляции с различными психическими процессами. Функциональная асимметрия заключается в том, что при осуществлении одних психических функций доминирует левое полушарие, а других – правое. Правое полушарие связывают с образным интуитивным мышлением, а левое – с рационально–логическим, знаковым. Левое полушарие играет ведущую роль в речевой деятельности, так как осуществляет фонетический (смыслоразличительный) анализ речи. Правое полушарие ответственно за эмоциональную окраску речевого высказывания, понимание контекста (Ильин, с. 164).

Информация о работе Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти