Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 04:20, курсовая работа
Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ гендерных различий познавательного процесса памяти 5
1.1. Проблема гендерных различий в психологических исследованиях 5
1.2. Память как психический познавательный процесс 11
1.3. Исследования гендерных особенностей памяти 16
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе II 28
Заключение 29
Список использованной литературы
В
соответствии с программой исследования,
на первом этапе была произведена
диагностика кратковременной
Исходя
из статистического анализа
В соответствии с целью исследования группы были поделены по гендерному признаку. Статистический анализ свойств памяти групп мужчин и женщин представлен в таблицах 3 – 4 в Приложении 4.
По полученным данным видно, что у женщин объем кратковременной и долговременной памяти несколько выше, чем у мужчин, судя по среднегрупповым значениям. По методике Джекобсона (исследование объема кратковременной памяти на числовом материала) разброс значений у женщин выше, то есть объем кратковременной памяти у женщин более разнообразен. Максимальное значение зафиксировано в группе женщин (6,25), минимальное – в группе мужчин (3). По методике «10 слов» Лурия в исследовании кратковременной памяти разброс значений больше в группе мужчин то есть объем кратковременной памяти при предъявлении словесного материала у мужчин более вариативен. При диагностике долговременной памяти по той же методике разброс значений у женщин выше, то есть объем долговременной памяти у женщин более разнообразен. Максимальное значение зафиксировано в группе женщин (10), минимальное – в группе мужчин (5).
Для
сравнения, полученные эмпирические среднегрупповые
данные по обеим методикам представлены
на рисунке 1.
Рис. Среднегрупповые
значения по обеим методикам у
мужчин и женщин.
Для выяснения значимости гендерных различий свойств памяти использована методика t – критерий Стьюдента, поскольку выборки достаточно велики и имеют нормальное распределение по всем диагностируемым параметрам.
Расчет t – критерия Стьюдента, а также сводная таблица полученных значений (таблица 5) представлены в Приложении 5.
Судя по полученным эмпирическим значениям, все они находятся в зоне незначимости. Таким образом, судя по полученным статистическим данным, различий между мужчинами и женщинами в объеме памяти не выявлено.
Таким
образом, по полученным данным, объем
кратковременной и
В соответствии с гипотезой исследования, было организовано эмпирическое исследование, проводимое в три этапа.
Результаты первого этапа – диагностики объема кратковременной памяти по методике Джекобсона показали, что объем кратковременной памяти, в целом, несколько выше в группе женщин.
Результаты второго этапа – диагностики объема долговременной памяти по методике «10 слов» также показали, что объем долговременной памяти, в целом, несколько выше у женщин.
Кроме того, что методикой «10 слов» определялся объем долговременной памяти у испытуемых, также был зафиксирован первый замер для определения объема кратковременной памяти при предъявлении словесного материала и сравнения данных с результатами объема кратковременной памяти при предъявлении числового материала.
Результаты показали, что при предъявлении словесного материала, объем кратковременной памяти также, в целом, выше у женщин.
Статистическая обработка материала исследования показала, что разница в объеме долговременной памяти, кратковременной памяти при предъявлении словесного и числового материала не является значимой.
Таким образом, можно сказать, что гендерных различий в процессах кратковременной и долговременной памяти нет.
Данные
результаты могут являться следствием
отождествления гендера с паспортным
полом человека, а не измерением его истинно
гедерных (фемининных, маскулинных) особенностей,
а также тем, что действительно, объем
кратковременной и долговременной памяти
не зависит от пола.
Понятие гендер было введено для обозначения социального пола, определяющего поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Обычно, в исследованиях гендер подразумевает паспортный пол – женский (фемининный) или мужской (маскулинный). В теории и практике результаты гендерных исследований не однозначны. В отношении целого ряда свойств такие отличия не выявлены. В частности, в психофизиологических особенностях это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические особенности, непосредственно связанные с биологическим полом, невелики и маскируются индивидуальной вариабельностью. Таким образом, биологический пол, скорее всего, является только одной из многих составляющих, которые определяют личностные особенности.
Предпринятых эмпирических исследований гендерных различий процесса памяти довольно много как в нашей стране, так и за рубежом. Полученные исследователями результаты довольно противоречивы. В основном, различия выявлялись тогда, когда предъявлялся различный по содержанию материал. Многими исследователями гендерные различия на выявлены.
Можно
предполагать наличие других факторов
в процессе запоминания как
В соответствии с гипотезой исследования об отсутствии половых различий процессов кратковременной и долговременной памяти, было организовано эмпирическое исследование, проводимое в три этапа.
Результаты диагностики объема кратковременной памяти по методике Джекобсона, объема кратковременной и долговременной памяти по методике «10 слов» А.Р. Лурия показали, что объем кратковременной и долговременной памяти, в среднем по группам, несколько выше у женщин независимо от содержания предъявляемого материала (словесного или числового). Статистическая обработка материала исследования показала, что разница в объеме долговременной памяти, кратковременной памяти при предъявлении словесного и числового материала не является значимой.
Таким образом, можно сказать, что гендерных различий в процессах кратковременной и долговременной памяти нет. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается.
Действительно, в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий, если гендер определяется по биологическому полу, кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет. Данные результаты могут являться следствием отождествления гендера с паспортным полом человека, а не измерением его истинно гедерных (фемининных, маскулинных) особенностей, а также тем, что действительно, объем кратковременной и долговременной памяти не зависит от пола.
В результате данного исследования изучены и обобщены теоретические материалы по проблеме, проанализированы эмпирические исследования проблемы, изложены новые взгляды на проблему. Эмпирические результаты подтвердили некоторые ранее проведенные исследования некоторых психологов и опровергли некоторые другие ранее проведенных исследований.
Полученные
результаты исследования могут быть
использованы в дифференциальной психологии
и психодиагностики, а также являться
теоретической и эмпирической базой для
разработки дальнейших исследований гендерных
различий. В частности, интересным представляется
гендерное исследование в зависимости
от измерения маскулинности – фемининности,
а не фиксации паспортного пола.
Приложение
1
Числовые ряды для предъявления
Примерные четыре варианта:
I II III IV
2587 8542 1540 4328
48752 75423 65742 86547
951236 158634 274918 105682
7541238 1580267 9546320 4210876
74125895 95486327 45157621 84751026
105786428 158742250 628741038 359405484
4582168732
3521404861 7514682054
1815497201
Приложение 2
Таблица 1
Сводная
таблица результатов диагностики свойств
памяти
№ испытуемого | Пол | Возраст | Методика №1 | Методика №2 «10 слов» | |
Диагностика объема кратковременной памяти | Диагностика кратковременной памяти | Диагностика долговременной памяти | |||
Ж | 28 | 5,5 | 5 | 9 | |
Ж | 26 | 5,25 | 5 | 8 | |
Ж | 26 | 4,5 | 5 | 9 | |
Ж | 25 | 5,75 | 6 | 10 | |
Ж | 30 | 4,75 | 5 | 9 | |
Ж | 28 | 3,5 | 7 | 7 | |
Ж | 27 | 5 | 7 | 9 | |
Ж | 27 | 3,25 | 6 | 7 | |
Ж | 26 | 4 | 5 | 6 | |
Ж | 27 | 4 | 6 | 8 | |
Ж | 28 | 5,75 | 6 | 7 | |
Ж | 25 | 5 | 7 | 6 | |
Ж | 26 | 3,25 | 6 | 9 | |
Ж | 25 | 3,75 | 6 | 8 | |
Ж | 27 | 3,25 | 5 | 7 | |
Ж | 26 | 4,5 | 5 | 9 | |
Ж | 26 | 4 | 7 | 6 | |
Ж | 26 | 3,75 | 4 | 8 | |
Ж | 27 | 4 | 6 | 9 | |
Ж | 26 | 5,5 | 5 | 6 | |
Ж | 28 | 6,25 | 6 | 8 | |
Ж | 28 | 5,75 | 7 | 7 | |
Ж | 25 | 4 | 7 | 6 | |
Ж | 27 | 5,25 | 8 | 7 | |
Ж | 30 | 3,75 | 7 | 8 | |
М | 29 | 5 | 4 | 8 | |
М | 25 | 3,75 | 5 | 9 | |
М | 28 | 3 | 4 | 6 | |
М | 27 | 5,5 | 5 | 8 | |
М | 30 | 5,25 | 8 | 7 | |
М | 25 | 4,75 | 6 | 9 | |
М | 27 | 3,75 | 7 | 7 | |
М | 26 | 4 | 5 | 9 | |
М | 28 | 3,5 | 7 | 6 | |
М | 30 | 5 | 4 | 7 | |
М | 26 | 4,75 | 6 | 8 | |
М | 28 | 4 | 8 | 8 | |
М | 25 | 3,75 | 6 | 8 | |
М | 29 | 5,5 | 5 | 8 | |
М | 29 | 5 | 6 | 9 | |
М | 27 | 5,25 | 7 | 6 | |
М | 28 | 4,75 | 7 | 8 | |
М | 25 | 4,25 | 6 | 9 | |
М | 26 | 3,25 | 6 | 7 | |
М | 25 | 3,75 | 5 | 8 | |
М | 27 | 3 | 5 | 9 | |
М | 27 | 3,5 | 6 | 5 | |
М | 29 | 4 | 7 | 7 | |
М | 28 | 3,5 | 6 | 8 | |
М | 30 | 4 | 6 | 8 |
Информация о работе Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти