Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ гендерных различий познавательного процесса памяти 5
1.1. Проблема гендерных различий в психологических исследованиях 5
1.2. Память как психический познавательный процесс 11
1.3. Исследования гендерных особенностей памяти 16
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе II 28
Заключение 29
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

gendernie raslichija korr.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

       Долговременная  память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Первый исследователь в области свойств памяти Г.Эббингауз открыл закон, согласно которому количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки: человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30%. («кривая Эббингауза»).

       Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ. Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения (Немов, с. 324).

       Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях (Психология под редакцией…, с 246).

       Законы памяти

       Из  законов памяти выделяют: эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:

       •    простые события в жизни, сопровождающиеся сильным переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.

       •    сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоциональной значимых.

       •   лучшему процессу запоминания и  воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность  внимания на информации.

       •    между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

       •    при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец {«эффект края»),

       •    для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы.

       •    редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

       Кроме того выделяют явление реминисценции  – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным (Глуханюк, с. 134).

       Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

       В настоящее время существуют различные типологии памяти. Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти[1]: кратковременная и долговременная.

       Выделяют  процессы памяти: запоминание, хранение информации, воспроизведение и узнавание как процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений) и забывание — потеря возможности воспроизведения.

       Выделяются  несколько законов памяти, открытие которых принадлежит, в основном Г.Эбингаузу. Знание данных законов может помочь в запоминании какой-либо информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Исследования гендерных  особенностей памяти

       Полученные  разными авторами данные, свидетельствующие  о различиях в памяти между  мужчинами и женщинами, неоднозначны. И это во многом зависит от того, что установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания.

       Например, Н. М. Гнедова и С. М. Елинова (1985) показали, что заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола.

       Ряд авторов (Н. Ю. Войтонис, 1936; Ю. Г. Трошихина, 1973; Ю. Г. Трошихина и Д. X. Гизатуллина, 1979) вообще не выявили достоверных различий в функции памяти у детей разного пола (Котлова, Рябова, с. 25-33).

       Правда, следует учесть, что показателем  плохой или хорошей памяти являлось не количество запомненных объектов, т. е. объем, а время отсрочки, при  котором ребенок делал еще  правильный выбор игрушки.

       И. А. Сергеева (2001) не обнаружила половых различий в объеме и устойчивости зрительно-пространственной памяти, объеме слухо-речевой памяти у старших дошкольников.

       В исследовании, проведенном психологами  ЛГУ на студентах, тоже не были получены отчетливые различия: в одних группах кратковременная память была лучше у юношей, в других группах - у девушек (там же).

       Все же исследователей, которые выявили  половые различия в памяти, значительно больше. Однако обнаружить какие-либо закономерности в проявлении этих различий порой весьма затруднительно, так как данные авторов относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала. В. В. Волков (1981) изучал объем кратковременной и долговременной зрительной памяти при запоминании двузначных чисел, слов и изображений предметов у школьников с 1-го по 10-й класс. За исключением одного класса показатели памяти были несколько выше у девочек, однако различия были весьма незначительными (Тартаковская, с. 213).

       Объемное  половозрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами (1987). Изучалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 лет запоминание цифр было лучшим у девочек. В возрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет.

       Я. И. Петров (1972) выявил, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памяти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин.

       Таким образом, у этих трех авторов обнаружились некоторые совпадения: по данным В. В. Волкова и В. Ф. Коновалова с соавторами, в младшем школьном возрасте память лучше у девочек, а в возрасте 18-26 лет, по данным В. Ф. Коновалова и Я. И. Петрова, память лучше у мужчин (Ильин, с. 286).

       Однако  анализ половых различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее.

       К. Ховланд (1963), например, отмечает, что количественные различия мнемических функций между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процессов, а в других - описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола (Ожигова, с. 154).

       По  данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны. В отношении запоминания цифр эти данные согласуются с данными В. Ф. Коновалова с соавторами для возрастной группы 18-35 лет. Лучшее запоминание слов женщинами отметили и другие ученые. Правда, по В. Н. Андреевой, различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Зато другие авторы показали преимущество лиц женского пола в заучивании слов и на этапах онтогенеза, предшествующих взрослости: у дошкольников (Н. М. Гнедова и С. М. Елинова) и школьников (Ильин, с. 286).

       Однако  Д. Гросси с соавторами (D. Grossi et al., 1980) получили данные, согласно которым  у мальчиков вербальная память более  развита.

       По  данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги (Р. С. Моргунова, 1976; В. П. Умнов, 1979; В. Н. Андреева, 1973). Правда, в исследовании В. Н. Андреевой существенных различий между мужчинами и женщинами не было. Так, среди затративших меньше всего повторений мужчин было больше на 10 %, так же как и запомнивших наибольшее число объектов. Однако при воспроизведении через длительный срок (долговременная память) явное преимущество имели женщины. Лучшая у женщин 18-20 лет долговременная память при запоминании слогов и слов выявлена и Р. С. Моргуновой, а у школьниц разного возраста - В. В. Волковым.

       По  данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста.

       Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных  ими на фотографиях (Воронина, с. 290).

       В литературе неоднократно отмечался тот факт, что мужчины и женщины различаются по взаимосвязям различных психических процессов. М. Э. Тынтс (1975) выявлено, что у женщин число значимых связей между показателями сенсомоторного навыка и показателями концентрации, переключения внимания и объемом кратковременной памяти больше, и они более тесные, чем у мужчин. Так, в корреляционной матрице женщин высокую степень тесноты имели 84 % из всех связей, а у мужчин - только 40 %. Показано, что у испытуемых женского пола показатели сенсомоторного навыка зависят как от концентрации, переключения и распределения внимания, так и от памяти; у мужчин же - главным образом от памяти, и в меньшей степени от свойств внимания (Бендас, с. 243).

       Американские ученые провели исследование с целью выяснить, какие изменения с памятью происходят у мужчин и женщин с возрастом. Оказалось, что представители сильной половины человечества гораздо чаще страдают от проблем с памятью, чем женщины. Группе добровольцев - мужчин и женщин в возрасте от 70 до 89 лет - было предложено пройти 4 теста, проверяющих память, умение решать проблемы, восприятие вербальной информации и способность понимать и интерпретировать визуальную информацию. В результате оказалось, что у 15% опрошенных было выявлено нарушение восприятия. Причем у мужчин такие нарушения - проблемы с памятью и мыслительными способностями - встречались в 1,67 раз чаще, чем у женщин. Эти результаты опровергли данные других ученых о том, что больше женщин, чем мужчин, страдают от слабоумия. Дело в том, что легкое нарушение восприятия - это еще не слабоумие, но у 10-12% людей оно приводит именно к этому расстройству.

       Как показало исследование, которое возглавлял доктор Тонмой Шарма из Института Психиатрии Лондона, при выполнении одних и тех же заданий у мужчин и женщин включаются в работу разные части головного мозга. Добровольцам предъявлялась последовательность букв, при узнавании заданной последовательности нужно было нажать кнопку.

       Работа  мозга при выполнении тестов отслеживалась  посредством применения новейшей технологии сканирования мозга.

       При выполнение теста, направленного на работу памяти, мужчины больше активизировали дополнительные моторные области (supplementary motor areas), чем женщины. Эта область, расположенная в передней лобовой доли мозга задействована при деятельности, связанной с ориентацией в пространстве, например чтение карт местности. Она также задействована в других действиях, как, например, планирование.

Информация о работе Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти