Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования: в современном обществе, при одинаковом предъявлении материала, гендерных различий (гендер определяется по биологическому полу) кратковременной и долговременной памяти у мужчин и женщин 25-30 лет нет.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ гендерных различий когнитивного процесса памяти.
2. Организовать эмпирическое исследование кратковременной и долговременной памяти.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных эмпирического исследования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ гендерных различий познавательного процесса памяти 5
1.1. Проблема гендерных различий в психологических исследованиях 5
1.2. Память как психический познавательный процесс 11
1.3. Исследования гендерных особенностей памяти 16
Выводы по главе I 20
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе II 28
Заключение 29
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

gendernie raslichija korr.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

       При выполнении языковых тестов женщины  больше задействовали область под  названием, которая расположена в обоих полушариях мозга и отвечает за работу с информацией. Различия в операционной системе мозга, как предполагают ученые, могут влиять на такие состояния как депрессия и шизофрения (Берн).

       Таким образом, исследований по гендерным различиям памяти довольно много. Полученные исследователями результаты противоречивы. Можно предполагать наличие других факторов в процессе запоминания как кратковременного, так и долговременного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе I

     Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

     Обычно, в исследованиях гендер подразумевает  паспортный пол – женский (фемининный) или мужской (маскулинный).

     В теории и практике результаты исследований половых различий не однозначны. В отношении целого ряда свойств такие отличия не выявлены.

     В частности, в психофизиологических особенностях это может быть обусловлено как отсутствием таких отличий, так и тем, что психофизиологические особенности, непосредственно связанные с биологическим полом, невелики и маскируются индивидуальной вариабельностью.

     Таким образом, биологический пол, скорее всего, является только одной из многих составляющих, которые определяют личностные особенности.

       Память — психический познавательный процесс, предназначенный накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.

       В настоящее время существуют различные типологии памяти. Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Ряд специфических законов памяти выделил Г. Эбингауз.

       Предпринятых  эмпирических исследований гендерных различий процесса памяти довольно много как в нашей стране, так и за рубежом. Полученные исследователями результаты довольно противоречивы. В основном, различия выявлялись тогда, когда предъявлялся различный по содержанию материал.

       Можно предполагать наличие других факторов в процессе запоминания как кратковременного, так и долговременного. Возможно, одним из факторов, является отождествление в исследованиях гендера и пола. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий кратковременной и долговременной памяти

2.1. Организация исследования

       В данном исследовании с целью выявления  гендерных различий кратковременной  и долговременной памяти приняли  участие 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин. Необходимо отметить, что в данном исследовании под гендером понимается паспортный пол испытуемого, а не выраженность фемининности / маскулинности его личности. Возраст испытуемых 25 – 30 лет. Все испытуемые работают, имеют высшее образование, родились и жили в городе, в браке не состоят и не имеют детей. Данные характеристики выборки учитывались для того, чтобы уровнять, по возможности выборку именно по гендерному критерию, а не только по половому признаку. Испытуемые составили две группы по 25 человек, разделенных по гендерному (в нашем исследовании совпадает с половым) признаку.

       Эмпирическое  исследование строилось по доэкспериментальному плану. Программа исследования включает в себя три этапа. На первом этапе проводилась диагностика кратковременной памяти у всех испытуемых в индивидуальном порядке. На втором этапе проводилась диагностика долговременной памяти также у всех испытуемых в индивидуальном порядке. На третьем этапе проводился количественный, качественный и статистический анализ полученных данных.

       В исследовании использовались психодиагностические методы – тестирование и статистические методы.

       Тестом  называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего, количественных психоиндивидуальных различий. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.

       Тест  представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять  по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.

       Выполнение  тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание начисляются баллы.

       Стимульный  материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.

       К тестовым методикам предъявляются  определенные требования:

       1. Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

       2. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

       3. Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные "проверенные" методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести "создателя" (Анастази, с. 113).

       В нашем исследовании из тестовых методик использованы:

       1. Исследование кратковременной памяти  Джекобсона;

       2. Методика исследования долговременной памяти «10 слов» А.Р. Лурия;

Исследование  кратковременной  памяти Джекобсона

       Автор методики (или автор адаптации): Д.Джекобсон (Пашукова и др.).

       Назначение методики: методика предназначена для определения объема кратковременной памяти.

       Стимульный  материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

       Инструкция: Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем.

       Процедура обследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов цифровых рядов (представлены в Приложении).

       Исследование  проводится на цифровом материале. Испытуемому  последовательно предъявляются семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3 секунды испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Исследование повторяется четыре раза (на других числовых рядах).

                                   Протокол исследования

       Испытуемый _________________________________ Дата _______________

       Экспериментатор _____________________________ Время опыта ________ 

       Длина ряда                   Результаты воспроизведения

                                             1            2              3             4

            4

            5

            6

            …

            10 

             Обработка результатов.

             1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».

        2. Составить сводную таблицу результатов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины.

       3. Вычислить объем памяти по  формуле:

       ПК = А + С/n, где

       Пк = обозначение объёма кратковременной памяти;

       А – наибольшая длина ряда, который  испытуемый во всех опытах произвёл правильно;

       С – количество правильно воспроизведённых рядов, больших чем А;

       N–число серий опыта. 

Методика  исследования «10 слов»  А.Р. Лурия

       Назначение  методики: исследование долговременной памяти. Может быть использована как для детей так и для взрослых.

       Инструкция для взрослых. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.

       Сейчас  я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен.

       Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями  экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

       Пример  тестового материала: число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

       Интерпретация результатов теста 

       По  полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме  кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания: так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, уставшие, ослабленные индивиды воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

       Кривая  запоминания может указывать  на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается), кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

       Из  статистических методов в данном исследовании применяется методика t-критерий Стьюдента (Пашукова).

Методика t-критерий Стьюдента

       Методика  направлена на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

       1. Измерение может быть проведено  в шкале интервалов и отношений. 

       2. Сравниваемые выборки должны  быть распределены по нормальному  закону.

       Таким образом, организовано эмпирическое исследование, проводящееся в три этапа, выбраны методы и методики диагностики кратковременной и долговременной памяти, выбраны испытуемые, поделенные на две группы по гендерному (половому) признаку (Ермолаев). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гендерные различия кратковременной и долговременной памяти