Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
Этапы формирования полового самосознания детей
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Констатирующий эксперимент № 1
Формирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы
Я РАБОТА
по дисциплине «Психология»
Гендерный аспект в социализации детей
младшего дошкольного возраста посредством игры
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
Этапы формирования полового самосознания детей
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Констатирующий эксперимент № 1
Формирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблемы гендерного воспитания волнует
сегодня большое количество исследователей
и педагогов. Интерес обусловлен
тем, что современные требования
индивидуального подхода к
Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, П. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).
С первых дней своего существования
человек окружен другими
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович,
Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн
и др.), первые годы жизни – это
критически важный период для социального,
интеллектуального и
В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Разрешение противоречия между
необходимостью осуществлять в детском
саду дифференцированный подход в играх
девочек и мальчиков и
Актуальность темы: усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, т.е. процесс половой социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать “престиж” своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.
Цель исследования - на основе современной
теории и методологии изучения проблем
и особенностей процесса социализации,
выявить педагогические условия
эффективности гендерной
Объект исследования – процесс гендерной социализация детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
на основе анализа основных проблем гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
разработать систему критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности
разработать рекомендации для создания
условий полноценной
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс гендерной социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
в дошкольном учреждении будут созданы
условия для гендерной
будет создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми младшего дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельность;
будет организован процесс
Для решения задач работы использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации, статистическая обработка и анализ результатов.
База констатирующего
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
гендерная социализация ребенок игра
Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
Социализация – процесс
Человек живет в условиях постоянно
меняющегося социального
Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.
Овладение социальным опытом происходит
у ребенка тремя
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно.
Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.
Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Чаще всего процесс
В основе процесса социализации лежит
механизм идентификации, который является
необходимым условием социального
развития человека, обеспечивает присвоение
личностью социальных норм. В основе
механизма идентификации