Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста

Этапы формирования полового самосознания детей

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Констатирующий эксперимент № 1

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент № 2

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсаччччччччччч.docx

— 85.00 Кб (Скачать документ)

3

Кукла заболела. Вызов скорой помощи. Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

4

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

5

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить  грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для  супа? (в магазине, в лесу). Давайте  отправимся в лес за грибами. Для  этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно  купить билет. Девочки, кто хочет  стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам  нужен внимательный, сильный, ответственный  водитель для автобуса.

 

Водителя среди мальчиков можно  выбрать считалкой. В путь!

 

6

Непредвиденная дорожная ситуация На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

7

«Магазин»

Магазин открывается Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

 

 

Купим одежду кукле Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

8 «Автомастерская» Перерыв на обед Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

9 «Парикмахерская» Новые прически Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

10

Причешем куклу Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»

 

 

 

«Работа с родителями»

 

Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

 

Сначала мы собирали методический материал по данной теме, затем его систематизировали  и апробировали в работе. Был создан консультативный материал для родителей

 

В условиях традиционного семейного  воспитания универсальными ключевыми  фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают  родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков  дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и  мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

 

Вместе с тем, организация системной  и научно-обоснованной поддержки  гендерной идентичности детей в  семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

 

Очевидно, что взаимодействие дошкольного  образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных  отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

 

здоровье и физическое развитие;

 

социально – личностное;

 

познавательно-речевое развитие;

 

художественно-эстетическое.

 

Было установлено, что положительное  влияние на родителей оказывает  обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и  «образа отца» в появлении  у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

 

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты  с рекомендациями по воспитанию мальчиков  и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.

 

 

Таблица 5. Перспективный план работы с родителями «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Месяц Форма работы с родителями Тема

 

Тема «Гендерное воспитание. Что  это такое?».

 

Цель: Повышение педагогического  мастерства и гендерной компетенции  родителей, определение роли половых  особенностей в развитии ребёнка.

Сентябрь Тестирование родителей «Я и мой ребенок».

 

Организация почтового ящика для  родителей «Ваши вопросы – наши ответы».

Октябрь Консультация «Гендерная психология. И ее использование в семье»

 

Памятка «Права и обязанности родителей».

 

Оформление стенда «Мальчики и девочки – два разных мира».

Ноябрь Оформление папки-передвижки «Советы по воспитанию».

 

Выпуск семейной фотогазеты «Я как папа» (мальчики), «Я как мама» (девочки).

 

Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков

 

Тема «Гендерные роли членов семьи  и их взаимодействие».

 

Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика – сына, девочки - дочери.

Декабрь Памятка «Советы по воспитанию мальчика»,

 

Памятка «Советы по воспитанию девочки»

 

Мастер - класса «Творческая мастерская».

Январь Консультация «Роль отца в воспитании детей»

 

Спец-выпуск журнала: «Отец и сын: атрибутика мужского воспитания»

Февраль Совместный праздник «Папа может всё, что угодно»

 

Оформление визитки «Моя семья»

 

Тема «Все мы родом из детства».

 

Цель: Вовлечение родителей в процесс  воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу  игровой деятельности дошкольников.

 

Март Анкетирование «Во что играют наши дети?»

 

Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки»

 

Интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»

Апрель Выпуск видео-журнала «Мы играем».

 

Консультация родителям: «Детские игры - дело серьёзное».

 

Составление памятки «Особенности игр мальчиков и девочек»

Май Спортивный праздник «Игры наших бабушек, игры наших дедушек».

 

 

 

Констатирующий эксперимент № 2

 

 

Цель: выявить особенности и  условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в  игре.

 

Задачи:

 

• выявить представления детей  об особенностях образа «Я» мальчиков  и девочек, мужчины и женщины

 

• исследовать своеобразие интересов  и позицию субъекта девочек и  мальчиков в игре;

 

• изучить отношение родителей  к игре как методу поло-ролевого воспитания.

 

Диагностические методики: изучения уровня полоролевого воспитания детей  младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение

 

Таблица 6. Результаты констатирующего  эксперимента № 2Ф.И. ребенка Беседа «Выбор игрушки» «Чьи вещи»

Данил А. С С С

Арина Ш. С С С

Данил Х. В В В

Кира И. В С С

Кирилл Е. В С С

Аня Ш. В В В

Кирилл Х. С С Н

Даша П. В С Н

Андрей З. С С Н

Дана С. С С С

Андрей Г. В В С

Вика С. В В С

Стёпа З. В В С

Вика М. С С С

Ильяс И. С С С

Полина Ч. С С С

Глеб Ч. С С С

Саша Ш. В В В

Тимур К. С С С

Маша С. В В С

 

 

 

Таблица 7.Сводные результаты констатирующего  эксперимента № 1.

Количественный показатель % показатель

Высокий уровень 7 35 %

Средний уровень 13 65 %

Низкий уровень --- ---

 

 

 

Диаграмма 3.Уровень полоролевого воспитания.

 

 

 

Изменилось и отношение родителей  к детям: 85% родителей стали более  обдуманно относиться к подбору  игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей.

 

 

Диаграмма 4. Уровень компетентности родителей

 

 

Заключение

 

 

Исследуя поведение мальчиков  и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что  девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.

 

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений  воспитательно-образовательной работы.

 

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной  работу по половому воспитанию уже  в дошкольном возрасте, требует продолжения  и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте  целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

 

Целью исследования было на основе современной  теории и методологии изучение особенности  процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности гендерной  социализации личности ребенка-дошкольника  посредством игры в условиях ДОУ.

 

В процессе исследования были решены следующие задачи:

 

на основе анализа основных проблем  гендерной социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и  зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

 

разработана система критериев  и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;

 

выявлены организационные условия  эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;

 

разработаны рекомендации для родителей  по созданию условий полноценной  социализации ребенка-дошкольника.

 

Для решения этих задач использовался  комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные  игровые ситуации.

 

Основываясь на результатах экспериментального исследования гипотеза, что игра может  быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась, если:

 

разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;

 

определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр  девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию  субъекта игровой деятельности, которая  наиболее полно соответствует его  половым склонностям и интересам;

 

осуществить грамотное гибкое руководство  взаимодействием педагогов и  родителей в воспитании ребенка  как будущей женщины или будущего мужчины.

 

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей.

 

Список использованной литературы

 

 

Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка  в дошкольном возрасте // Психологические  основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ  «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

 

Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

 

Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в  игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

 

Бабаева Т.И. Младший дошкольник в  детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.

 

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

 

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и  методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

 

Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском  саду: Пособие для дошкольных образовательных  учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

 

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

 

Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА –  ПРЕСС, 1998. – 138 с.

Информация о работе Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры