Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста

Этапы формирования полового самосознания детей

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Констатирующий эксперимент № 1

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент № 2

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсаччччччччччч.docx

— 85.00 Кб (Скачать документ)

 

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой  роли. Так, вряд ли у мальчиков в  семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские  черты характера.

 

Половое воспитание детей, как уже  отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик  осуществлялась в исследованиях  Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое  воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным  руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений  о мужественности и женственности  широко используются устное народное творчество и художественная литература.

 

Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества  и о мужественных поступках людей  в мирное врем дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

 

Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший  брат подчеркивали в девочке ее женское  начало, были к ней по-особому  внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик  дочурке, сестренке. Если сын одевается  самостоятельно, то дочери в его  присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой.

 

Во время этических бесед  уточняются представления о мужественности и женственности. Целесообразно  проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме  «секретных совещаний, «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных  руках, о красоте и пользе труда  народных мастеров и мастериц, подчеркивая  необходимость определенных мужских  и женских качеств для того или иного ремесла. Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

 

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень  важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для  этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.

 

Для реализации представлений о  полоролевом поведении необходимо также организовывать различные  виды деятельности, для чего важно  сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.

 

Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием  будут играть в ателье), сервировать  стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему  труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

 

Одно и то же трудовое задание, к  примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы  оно стало привлекательным для  тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в  установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу  детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

 

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные  эталоны мужского и женского поведения  становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия  взрослого на эмоциональную сферу  ребенка, одобрение и положительная  оценка его социально ценного  полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком  или орденом «За доброту и  богатырскую силу», «За помощь прекрасному  полу» или «За благородный  поступок».

 

Значительное место в половом  воспитании принадлежит различным  видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно-ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь  семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем  гостей», «Идем в гости» (Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в  знакомые нам с детства русские  народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту»  из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать  у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С  удовольствием дети играют в аналогичные  игры, распространенные в культурах  других народов.

 

Половое воспитание ориентировано  на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать  счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.

 

Воспитание детей с учетом гендерных  особенностей

 

 

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что  именно в период дошкольного детства  у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

 

Анализ литературы показывает, что  в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ  посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста.

 

Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами  и зависит в первую очередь  от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок  и привязанности как матери к  ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в  дошкольном образовательном учреждении.

 

По многим параметрам социального  и эмоционального развития ребёнка  решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют  нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают его  нарушителей. Дети не приемлют в своём  обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой  идентификации. Причём женственных  мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают  девочки, но принимают мальчики.

 

В настоящее время в системе  дошкольного образования возникают  серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это  связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных  учреждений России не учитываются гендерные  особенности. В результате этого  содержание воспитания и образования  ориентировано на возрастные и психологические  особенности детей, а не на мальчиков  и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

 

в физическом развитии и социальном поведении;

 

в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

 

в проявлении агрессии и многом другом.

 

Период дошкольного детства  – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые  даны ему своим полом, если мы хотим  воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный  период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение  длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно  женскому влиянию.

 

Наблюдения показывают, что в  настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что  не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей  является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных  обращений к детям в тех  ситуациях, когда это является уместным.

 

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в  детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают  и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или  бабушка, а в детском саду –  женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная  устойчивость формируется без участия  мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков  не могут, только по одной простой  причине: у них другой тип мозга  и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает  детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного  возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

 

Воспитателю необходимо помнить, что  девочки крайне чувствительны к  интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы  ими восхищались в присутствии  других детей, родителей и т.п. Для  мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось  получить, положительно сказывается  на его личностном росте, позволяет  гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у  мальчиков наблюдается тенденция  к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они  так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и  то же, что позволяет им утвердиться  в своих достижениях, но требует  правильного понимания со стороны  воспитателя.

 

Мальчики очень любят дружеские  потасовки, что не является проявлением  агрессии и создает у детей  положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно  понимают потребность мальчиков  в этих потасовках и резко прерывают  их, лишая детей радости, которую  они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы  сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

 

Особенно заметны различия девочек  и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы  детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек  на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные  движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так  как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и  они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

 

При совместном воспитании мальчиков  и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности  между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли  бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным  образом может быть построена  и театрализованная деятельность.

 

Особого внимания со стороны педагогов  требуют проблемы, связанные с  организацией предметно-пространственной среды.

 

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной  деятельности с учетом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть  перед мальчиками и девочками  весь спектр возможностей среды и  направить их усилия на использование  отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

 

Вместе с тем, в психологических  особенностях воспитания укоренен дисбаланс  предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые  предпочли бы мальчики.

 

Становится очевидным, что при  воспитании ребенка-дошкольника в  семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных  с формированием у детей гендерной  идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к  ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

 

 

Задачи полоролевого воспитания детей  дошкольного возраста

Информация о работе Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры