Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
Этапы формирования полового самосознания детей
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Констатирующий эксперимент № 1
Формирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Цель полоролевого воспитания человека (в широком значении) означает:
Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
Формирование определенной модели поведения;
Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Работа с детьми должна быть направлена
на решение таких воспитательно-
воспитывать у дошкольников стойкий
интерес и положительное
поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними:
развивать у дошкольника представление
о себе и других людях как лиц
физических и социальных со своими
достоинствами и недостатками, типичными
и индивидуальными
создавать условия для практично-
развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. управлять своими эмоциями и поведением ;
обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института:
закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
углублять знания детей о содержании
понятий «мальчик», «девочка», о
делении всех людей на мужчин и
женщин. Содействовать половой
формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей как
высокая духовная направленность;
комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий
перманентность полового воспитания;
опережающий характер воспитания;
учет круга общения детей и источников информации;
оптимальное использование всех возможностей.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
организованные занятия (групповые, индивидуальные);
этические беседы:
игры:
момент общения с детьми;
прогулка, экскурсия.
самостоятельная работа детей;
решение моральных ситуаций и т.д.
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа»
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение
мальчиков, когда они бегают, кричат,
играют в войну. Но если учесть, что
мальчикам физиологически нужно
больше пространство для игр, что
в игре они развиваются физически,
учатся регулировать свою силу, игра им
помогает разрядить скопившуюся
энергию, то, возможно, причины для
осуждения будет меньше. Просто предоставьте
им пространство и следите, чтобы
игры не носили агрессивного характера,
для этого нужно научить играть
мальчиков в солдат, лётчиков, моряков
и создать для этого
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень
развития, который характеризуется
принятием роли и умением осуществлять
в определённой последовательности
ролевые действия, воспитатель может
перейти к решению вопросов связанных
с обучением девочек и
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей
с учётом их гендерных особенностей
во многом будет определяться индивидуальными
особенностями каждого ребенка,
зависеть от тех образцов поведения
женщин и мужчин, с которыми ребенок
постоянно сталкивается в семье.
Но это вовсе не означает, что
воспитательное воздействие, оказываемое
на девочку или мальчика в этом
нежном возрасте, не повлияет на развитие
личности. Проявление у девочек и
мальчиков тех качеств
Подбор материала и
Решение задач, связанных с гендерным
воспитанием детей 3-4 лет требует
вдумчивого отношения педагогов
и родителей к подбору
В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.
Первоочередной задачей, стоящей
перед заведующей и воспитателями,
работающими с детьми 3-4 лет, является
создание оптимально насыщенной (без
чрезмерного обилия и без недостатка)
целостной, многофункциональной, трансформирующейся
среды. Для этого необходимо проанализировать
состояние предметно-
Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Рассмотрим решение этих задач более подробно.
Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
В работе с детьми 3-4 лет, целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий:
дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви;
дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т.п.
В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.
Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.
Особая роль в формировании у
девочек и мальчиков гендерной
устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой
игре. Поэтому подбору материалов
и оборудования для игровой деятельности
девочек и мальчиков
При подборе материалов и оборудования для игры необходимо руководствоваться, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей.