Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:22, реферат

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста

Этапы формирования полового самосознания детей

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Констатирующий эксперимент № 1

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент № 2

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсаччччччччччч.docx

— 85.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов  деятельности детей-дошкольников, начиная  с группы раннего возраста, в том  числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и  трудовой деятельности.

 

Цель полоролевого воспитания человека (в широком значении) означает:

 

Овладение культурой в сфере  взаимоотношений полов;

 

Формирование определенной модели поведения;

 

Правильное понимание роли мужчины  и роли женщины в обществе.

 

Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных  задач:

 

воспитывать у дошкольников стойкий  интерес и положительное отношение  к себе, формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания . Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;

 

поддерживать физическое и психическое  здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое  отношение к окружающему миру;

 

воспитывать у дошкольника стойкий  интерес и позитивное отношение  к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером  в общении с ними:

 

развивать у дошкольника представление  о себе и других людях как лиц  физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными  и индивидуальными особенностями:

 

создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому  окружению в частности, стимулировать  самостоятельность, умение распорядиться  собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;

 

развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними. управлять своими эмоциями и поведением ;

 

обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить  с основными функциями семьи  как психологической группы и  социального института:

 

закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное  отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;

 

углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о  делении всех людей на мужчин и  женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать  на проявление сексуального развития детей разных полов;

 

формировать здоровое отношение детей  к половым отличиям отношениям лиц  обоих полов, к факту рождения ребенка.

 

Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к  достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться  основными принципами в этой работе. Это:

 

высокая духовная направленность;

 

комплексность, систематичность и  постоянство воспитательных воздействий

 

перманентность полового воспитания;

 

опережающий характер воспитания;

 

учет круга общения детей  и источников информации;

 

оптимальное использование всех возможностей.

 

Работу с детьми рекомендуется  осуществлять комплексно, используя  все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

 

организованные занятия (групповые, индивидуальные);

 

этические беседы:

 

игры:

 

момент общения с детьми;

 

прогулка, экскурсия.

 

самостоятельная работа детей;

 

решение моральных ситуаций и т.д.

 

 

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

 

 

Период дошкольного детства  неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской  деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.

 

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

 

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей  к отражению в игре социально  одобряемых образов женского и мужского поведения;

 

На достаточность и полноту  материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят  модель социального поведения женщины  – матери;

 

На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр –  «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

 

Процесс одевания и раздевания кукол  и мягких игрушек дети отождествляют  с процедурой, с которой они  постоянно сталкиваются в собственной  жизни, что способствует осознанию  ими человеческого смысла этого  действия, и если вначале ребёнок  просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я –  папа»

 

Когда у игрушек привлекательный  вид, гораздо проще вызвать у  девочек и мальчиков чувство  симпатии к ним. В процессе игр  с такими игрушками легче побуждать  детей выражать по отношению к  игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза  и. т. д. Отражая в игре социально  одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

 

Важная роль в развитии игровой  деятельности принадлежит конструированию  из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

 

Серьёзным недостатком игровой  деятельности является повторение одних  и тех же игровых действий, часто  приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими  однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

 

Роль воспитателя состоит в  том, что он ежедневно участвует  в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют  по желанию все дети, так и дифференцированно  играет с девочками и мальчиками.

 

Кроме того, объяснив родителям необходимость  развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для  участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

 

Часто взрослые порицают поведение  мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что  мальчикам физиологически нужно  больше пространство для игр, что  в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся  энергию, то, возможно, причины для  осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы  игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков  и создать для этого соответствующие  условия. Так как мальчики очень  любят разбирать игрушки, изучать  их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек  для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать  конструкторы «сборно – разборные  модели транспорта».

 

Для игр девочкам требуется небольшое  пространство. Организуя игровую  среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

 

Когда в игре будет, достигнут уровень  развития, который характеризуется  принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может  перейти к решению вопросов связанных  с обучением девочек и мальчиков  выполнения в игре социальных функций.

 

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной  стороны призвано помочь ребёнку  осознать себя представителем того или  иного пола. В результате этого  у детей должна сформироваться гендерная  устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и  всегда буду им». Но вместе с тем, современная  ситуация развития общества категорически  против того, чтобы мужчины и женщины  располагали рядом преимуществ  по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать  только мужественность, несгибаемую  волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять  заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

 

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств  должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

 

Очевидно, что воспитание детей  с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными  особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения  женщин и мужчин, с которыми ребенок  постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что  воспитательное воздействие, оказываемое  на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и  мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными  в современном обществе.

 

 

 

Подбор материала и оборудования с учетом гендерных особенностей

 

 

Решение задач, связанных с гендерным  воспитанием детей 3-4 лет требует  вдумчивого отношения педагогов  и родителей к подбору материалов и оборудования.

 

В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать  индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении  стены, вдоль которых размещаются  игровые зоны для девочек и  мальчиков, должны быть светлыми, но могут  быть разными, органично сочетаясь  по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению  группы.

 

Первоочередной задачей, стоящей  перед заведующей и воспитателями, работающими с детьми 3-4 лет, является создание оптимально насыщенной (без  чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей  среды в групповом помещении  и привести ее в соответствие с  примерными перечнями материалов и  оборудования, которые разработаны  учеными и представлены в указанном  выше пособии.

 

Второй, не менее важной задачей, которую  надо решать при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных  маркеров с акцентом на гендерную  идентичность и дополнение среды  специфичными материалами для девочек  и мальчиков. Рассмотрим решение  этих задач более подробно.

 

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений  детского сада с учетом гендерных  особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного  подтверждения того, что она –  девочка, а он – мальчик. Поэтому  надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов  и потребностей каждого ребенка.

 

В работе с детьми 3-4 лет, целесообразно  использовать следующие маркеры  гендерных различий:

 

дифференцировать на шкафах для  одежды метки для девочек и  мальчиков;

 

подбирать двух цветов полотенца для  вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки  для хранения обуви;

 

дифференцировать на спортивной форме  метки для девочек и мальчиков  и т.п.

 

В изготовлении маркеров гендерных  различий должны принимать участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при  этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к  изображению на метке и ее цветовому  решению.

 

Гендерное воспитание, ориентированное  на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому  необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.

 

Особая роль в формировании у  девочек и мальчиков гендерной  устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой  игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели  и родители должны уделять особое внимание.

 

При подборе материалов и оборудования для игры необходимо руководствоваться, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют  их воспитанию с учетом гендерных  особенностей.

Информация о работе Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры